Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Клепчи С.Н., Варлакова В.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 февраля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Администрации Сумкинского сельского совета Половинского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Сумкинского сельского совета Половинского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет общественного колодца и его внесению в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности принять меры по признанию права муниципальной собственности и по внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельского совета Половинского района Курганской области общественного колодца, расположенного в
по апелляционной жалобе Главы Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области на решение Половинского районного суда Курганской области от 16 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах, в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Сумкинского сельсовета о признании незаконным бездействия Администрации Сумкинского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке на учёт общественного колодца и его внесению в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности принять меры по признанию права муниципальной собственности и по внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного в .
Признать незаконным бездействие Администрации Сумкинского сельсовета в части неосуществления полномочий по установке на учёт общественного колодца, расположенного в расположенного в , и внесению его в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета.
Возложить обязанность на Администрацию Сумкинского сельсовета обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца, расположенного в как бесхозяйного недвижимого имущества.
Возложить обязанность на Администрацию Сумкинского сельсовета принять меры по признанию права муниципальной собственности и внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного в .
Взыскать с Администрации Сумкинского сельсовета госпошлину в бюджет Муниципального образования Половинского района в размере рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Клепчи С.Н., изложившего существо дела, объяснения представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах - , полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Сумкинского сельсовет" о признании незаконным бездействия Администрации Сумкинского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке на учёт общественного колодца и его внесению в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности принять меры по признанию права муниципальной собственности и по внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного в .
В обоснование иска указал, что территориальным отделом Роспотребнадзора проверено соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения на территории Сумкинского сельсовета. В ходе проверки установлено, что на территории данного сельсовета имеется бесхозный общественный колодец, расположенный в . Данный колодец используется населением в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Факт бесхозности подтверждается справкой, предоставленной заместителем главы администрации Сумкинского сельсовета. В связи с отсутствием собственника общественного колодца, расположенного на территории Сумкинского сельсовета, не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения.
Проверка показала, что ответчики не осуществляют в полной мере обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения, выразившееся в образовании бесхозяйного общественного колодца, расположенного в . Отсутствие собственника данного общественного колодца требует принятия незамедлительных мер по определению его собственника, который бы обеспечил его дальнейшую безопасную эксплуатацию. В связи с отсутствием собственника общественного колодца не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа уместного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако ответчиками до настоящего времени не приняты меры по внесению данного объекта в реестр муниципальной собственности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией Сумкинского сельсовета игнорируются требования законодательства РФ относительно решения вопросов местного значения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций касательно водоснабжения, чем существенно нарушаются права граждан на благоприятную среду обитания.
С учетом изложенного просит суд признать незаконным бездействие Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет общественного колодца, расположенного в ; обязать Администрацию Сумкинского сельсовета обратиться в Управление Федеральной службы Курганской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет данного колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, в дальнейшем принять меры по признанию права муниципальной собственности на данный колодец и по его внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивала.
Представитель ответчика - Администрации Сумкинского сельсовета в суд не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, с предъявленными исковыми требованиями не согласен, поскольку источником водоснабжения населения на территории Сумкинского сельсовета является централизованный водопровод, который используется в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Постановка на учет общественного колодца, расположенного в его внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета не входит в полномочия органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. На водозаборные сооружения могут претендовать и другие физические или юридические лица, так как указанный общественный колодец был образован давно, год и застройщик не известен. Исполнить требование о внесении в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца не представляется возможным, поскольку своего реестра собственности у Администрации Сумкинского сельсовета, как органа местного самоуправления в Российской Федерации быть не может.
Суд, с учетом мнения представителя истца, определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области просит решение суда отменить, оставить заявление без рассмотрения. Ссылаясь на ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что требования, заявленные истцом в суде на входят в полномочия органа местного самоуправления. Полагает, что постановка на учет бесхозяйного колодца не является обязанностью Администрации Сумкинского сельсовета, а бездействие в этой части не противоречит действующему законодательству. По причине отсутствия у Администрации Сумкинского сельсовета реестра муниципальной собственности, считает невозможным исполнить требование истца в части включения спорного недвижимого объекта в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета.
В суде апелляционной инстанции представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах - , считала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Другие лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что на территории муниципального образования Сумкинский сельский совет Половинского района Курганской области в имеется общественный колодец.
Судом установлено, что указанный источник нецентрализованного водоснабжения не имеет собственника, является бесхозяйным имуществом.
Исходя из положений ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из содержания искового заявления, основанием заявленных требований указаны нормы ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания их муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании п.п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В силу подп. 4 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8).
Данные положения отражены и в п. 4, 9 ст. 6 главы 2 Устава Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области (л. д. 44).
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 50 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Исходя из толкования закона, обеспечить водоснабжение населения, проживающего на территории Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обязано муниципальное образование "Сумкинский сельсовет", которое не освобождено от решения вопросов местного значения, относящихся к его компетенции.
Учитывая, что собственник сооружений не известен, права на указанные объекты недвижимости не зарегистрированы, спорные сооружения расположены в административных границах муниципального образования Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области, то орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Отсутствие на колодцы права собственности не освобождает, кроме того, орган местного самоуправления от обеспечения их безопасности, так как участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения также относится к вопросам местного значения (подп.8 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).
Таким образом, бездействие администрации Сумкинского сельсовета по постановке на учет находящегося на территории данного муниципального образования бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Истец, обратившись с настоящим иском, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе, в части выбора способа защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с Положением "О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Государственный контроль и надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Вместе с тем, решение в части срока и возложении обязанности на ответчика принять меры по признанию права муниципальной собственности администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного в следует уточнить, поскольку реестр муниципальной собственности на территории муниципального образования Сумкинского сельсовета един и своего реестра муниципальной собственности у администрации Сумкинского сельсовета, как органа местного самоуправления быть не может.
Кроме того возложение обязанности на Администрацию Сумкинского сельсовета по принятию указанных мер возможно только по истечению установленного законом срока (1 год) после постановки на учет данного колодца как бесхозяйного недвижимого имущества.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Половинского районного суда от 16 ноября 2012 г., изложить абзац 4 в следующей редакции:
"возложить обязанность на Администрацию Сумкинского сельсовета по истечению установленного законом срока после постановки на учет колодца (1 год), расположенного в , как бесхозяйного недвижимого имущества, принять меры по признанию права муниципальной собственности на колодец, расположенный в и по его внесению в реестр муниципальной собственности Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области".
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.