Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Шарыповой Н.В., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 7 февраля 2013 года гражданское дело по иску Клюева Е.И. к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Клюева Е.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 16 ноября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Клюеву к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области о признании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в соответствии с межевым планом в течение 5 дней отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Клюева Е.И., настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Клюев Е.И. обратился в суд с иском к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области) о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, о возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка по заявлению и в соответствии с межевым планом в течение 5 дней.
Впоследствии истец изменил исковые требования, в которых просил суд обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости по его заявлению и в соответствии с представленным межевым планом в течение 5 дней. Остальные требования оставлены прежними.
В обоснование искового заявления указано, что свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Администрацией г. Кургана, истцу передан в собственность участок в Товариществе "Горгаз" площадью кв.м. Свидетельство выдано без проведения работ по межеванию и последующего кадастрового учета земельного участка.
После принятия Федерального закона N от "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" истец в года обратился в МКУ "Городская инспекция по земельным отношениям" для составления межевого плана, по которому уточненная площадь участка составила кв.м. Разница с данными кадастра недвижимости составила 399 кв.м.
Со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ от "О государственном кадастре недвижимости", на п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, на действующий на тот момент Закон Курганской области от "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области" предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для садоводства составлял гектара ( кв.м.).
У истца отсутствовали препятствия в осуществлении кадастрового учета земельного участка, и он подал заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости в ФБУ "Кадастровая палата" в Курганской области. в кадастровом учете было отказано в связи с отсутствием в межевом плане акта согласования местоположения границ земельного участка и неверным оформлением сведений о правообладателях смежных земельных участков.
При повторном обращении в ФБУ "Кадастровая палата" в Курганской области с заявлением от о государственном учете изменений объекта недвижимости вновь получен отказ, поскольку межевой план был заверен подписью неуполномоченного лица.
После исправления недостатков истец представил заявление в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области.
вступил в силу Закон Курганской области от "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области", установивший новый предельный размер земельного участка, предоставляемого в собственность для садоводства - 0,02 гектара. На основании норм нового закона истцу было отказано в проведении государственного кадастрового учета.
Истец считал незаконным отказ в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, так как его правоотношения с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области начались в период действия Закона Курганской области от "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области".
В судебном заседании истец Клюев Е.И. на исковых требованиях настаивал, пояснив, что работы по оформлению земельного участка были им начаты в года, оплата работ была произведена, затягивание в оформлении документов произошло не по его вине, а по вине ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области по доверенности Кузенкова О.С. с исковыми требованиями не согласилась, считая отказ в удовлетворении заявления истца обоснованным.
Представитель третьего лица Администрации г. Кургана по доверенности Железняк М.С. в суде первой инстанции не поддержал исковые требования, полагая, что участок размером кв.м., который истец просит определить как границы земельного участка фактического землепользования, был им самовольно захвачен. Отказ ответчика считает законным и обоснованным, поскольку существуют предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен истец.
В апелляционной жалобе Клюев Е.И. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что на момент принятия ответчиком решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости действовал Закон Курганской области от "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области", поскольку указанный Закон введен в действие с , то есть через 17 дней после обращения истца с заявлением к ответчику.
Указывает, что правоотношения истца с Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области возникли еще , когда предельный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность для садоводства, был установлен в размере гектара.
Ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, согласно которым ухудшающий положение граждан закон не имеет обратной силы, истец считает, что суд распространил действие Закона Курганской области, вступившего в законную силу в период рассмотрения ответчиком заявления Клюева Е.И., на правоотношения, возникшие до его введения в действие, тогда как таких указаний Закон не содержит.
В суде апелляционной инстанции истец Клюев Е.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что размер его земельного участка увеличился за счет возделывания им огорода соседей, которые уехали. Сведений о постановке на кадастровый учет земельного участка соседей он не имеет.
Представитель ответчика Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области, в качестве третьего лица представитель Администрации г. Кургана в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в котором выражено несогласие с поступившей жалобой. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия с учетом мнения истца определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.
В силу п.1 ч.5 ст.27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Судом установлено, что на основании свидетельства на право собственности бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного Администрацией , Клюеву Е.И. принадлежит на праве собственности земельный участок , расположенный по адресу: , " площадью кв.м. (л.д.18).
По данным кадастровой выписки о земельном участке от земельный участок с кадастровым номером , местоположением: , ", участок , площадью кв.м., с разрешенным использованием - для садоводства, принадлежит на праве собственности Клюеву Е.И. (л.д. 42).
истец обратился к ответчику с заявлением о кадастровом учете изменений размера его земельного участка.
Решением от Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Клюеву Е.И. отказано в удовлетворении заявления на основании п. 2 ч. 2 ст. 27, п. 1, ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре ввиду отсутствия акта согласования местоположения границ земельного участка.
, исправив указанные ответчиком недостатки, Клюев Е.И. вновь подал заявление о постановке на кадастровый учет его земельного участка с учетом изменения границ.
Решением от ответчик отказал в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п. 7 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре по той причине, что межевой план заверен подписью неуполномоченного лица.
Клюев Е.И. вновь подал заявление о государственном учете изменений объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении указанного заявления, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области в решении от указал, что площадь земельного участка после уточнения границ, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с Законом Курганской области от "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории Курганской области".
При уточнении местоположения земельного участка с кадастровым номером площадь земельного участка увеличилась на 399 кв.м., а предельно минимальный размер земельного участка с разрешенным использованием "для садоводства" в соответствии с Законом Курганской области составляет кв.м.
На основании ч. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
от "Об управлении и распоряжении землями и земельными участками на территории " предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются для садоводства от 0 гектара (п. 2 ч. 1 ст. 4 названного Закона).
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, так как ссылка на Закон Курганской области, устанавливающий размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, является необоснованной, поскольку речь идет об уточнении границ земельного участка.
Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Данные положения закона предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
По правилам ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено названным федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В силу положений ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. При этом, в пп. 2 п.1 данной статьи указано, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст.38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре).
В связи с изложенным согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного писания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
К заинтересованным лицам частью 3 статьи 39 Закона о кадастре отнесены лица, обладающие смежными земельными участками, принадлежащими на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу положений статьи 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая, когда надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Судом установлено, что Клюев Е.И. обращался в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области с заявлением об уточнении границ земельного участка, увеличение размера которого произошло, в том числе и в связи с обработкой истцом соседнего земельного участка, сведения о правах на который в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРП у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, то есть по сути представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Следовательно, изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр уникальных характеристик земельного участка без извещения и согласия его собственника по заявлению лица, имеющего на тот же участок какое-либо вещное право, нарушает положения статей 20, 44 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции истец пояснил, что об отсутствии прав прежних владельцев земельного участка, за счет которого произошло увеличение размера и изменение границ принадлежащего ему земельного участка, он знает со слов соседей. Каких-либо доказательств о наличии или отсутствии прав прежних владельцев земли в материалах дела не представлено.
Поэтому при необходимости внесения в кадастр изменений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такие сведения вносятся органом кадастрового учета как учет изменений объекта недвижимости. Как следует из положений, предусмотренных ч. 3 ст. 25 Закона о кадастре, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей прежнего земельного участка сведения вносятся в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Осуществляя анализ вышеприведенных норм закона, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отказе Клюеву Е.И. в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении спора судом не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, правильно установлены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не может быть отменено по доводам, указанным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 16 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Клюева - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи Н.В. Шарыпова
Н.А.Чернова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.