Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Прасол Е.В., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 февраля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Ефименко С.Н. к Курганской таможне о признании приказа в части незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Ефименко С.Н. на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
"В исковых требованиях Ефименко к Курганской таможне о признании приказа в части незаконным, возложении обязанности отказать."
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения Ефименко С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Кучинской В.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефименко С.Н. обратился в суд с иском к Курганской таможне о признании приказа в части незаконным, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указывал, что приказом Курганской таможни от 09.10.2012 уволен со службы в таможенных органах из распоряжения начальника Курганской таможни (ранее занимал должность начальника оперативно-розыскного отдела Курганской таможни) на основании п.п. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Данным приказом ему установлено единовременное пособие при увольнении в размере 15 окладов месячного денежного содержания. В соответствии с п. 1 ст. 51 названного Закона сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным п.п. 2-9 п. 2 ст. 48 Закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге: от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов месячного денежного содержания; свыше 20 лет - в размере 20 окладов месячного денежного содержания. Согласно расчета выслуги лет для назначения ему пенсии установлены: календарная выслуга лет - 20 лет 11 месяцев 17 дней; льготная - 28 лет 03 месяца 14 дней. Исходя из данного расчета, полагал, что размер единовременного пособия должен быть рассчитан на основании п.п. 4 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в размере 20 окладов месячного денежного содержания. Просил признать приказ Курганской таможни от 09.10.2012 в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 15 окладов месячного денежного содержания незаконным, обязать Курганскую таможню выплатить разницу в размере 5 окладов месячного денежного содержания.
В судебном заседании истец Ефименко С.Н. на требованиях настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Курганской таможни Бавыкин О.Ю. с исковыми требованиями не соглашался, пояснял: в соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным п.п. 2-9 п. 2 ст. 48 Закона, выплачивается единовременное пособие при определенной выслуге. Период обучения Ефименко С.Н. на очном отделении Курганского машиностроительного института правомерно не учтен при расчете выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении. Выслуга в календарном исчислении составляет 18 лет 06 месяцев 26 дней, в связи с чем пособие выплачено в размере 15 окладов месячного денежного содержания.
Представитель ответчика Курганской таможни Пшеничников С.Л. просил в иске отказать.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Ефименко С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. На основании приказа начальника Курганской таможни от 09.10.2012 истец уволен со службы таможенных органов в связи с проведением организационно-штатных мероприятий на основании п.п. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". В соответствии с расчетом его календарная выслуга лет составила 20 лет 11 месяцев 17 дней, выслуга в льготном исчислении для назначения пенсии - 28 лет 03 месяца 14 дней. Начисляя единовременное пособие, ответчик неправомерно исключил из календарной выслуги время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высшем учебном учреждении на очном отделении, что повлекло снижение размера пособия. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции неправильно применил Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации", поскольку спорные правоотношения данным Постановлением не урегулированы, их применение исключает возможность выплаты единовременного пособия при увольнении лицам, указанным в пункте 1.1 Постановления, это противоречит специальным нормам федеральных законов и изданным в соответствии с ними подзаконным нормативным актам. Полагает, что при разрешении данного спора необходимо руководствоваться п.п. 5 п. 2 ст. 48, п.п. 4 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", п.п. "ж" п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103, п. 9, 10 Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов, утвержденной приказом ГТК РФ от 25.04.2003 N 457, п. 1,3 Инструкции, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 31.08.2005 N 810. В дополнении к апелляционной жалобе указывал, что п. 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941, которым руководствовался суд при отказе в удовлетворении иска, признан утратившим силу.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Ефименко С.Н. с 15.03.1994 по 10.10.2012 проходил службу в Курганской таможне в качестве сотрудника таможенных органов Российской Федерации.
На основании приказа Начальника таможни от 09.10.2012 истец был уволен из Курганской таможни в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (л.д. 3-4).
Согласно данному приказу выслуга лет в таможенных органах Ефименко С.Н. на 10.10.2012 составляла: календарная - 18 лет 06 месяцев 26 дней, льготная - 07 лет 03 месяца 27 дней, период обучения - 02 года 04 месяца 21 день, общая выслуга лет - 28 лет 03 месяца 14 дней.
Отделу бухгалтерского учета и финансовой экспертизы поручено произвести расчет по день увольнения и выплатить истцу: единовременное пособие в размере 15 окладов месячного денежного содержания, единовременное денежное вознаграждение за период с 01.01.2012 по 10.10.2012 из расчета 3-х окладов месячного денежного содержания за год, компенсацию за неиспользованные отпуска и денежную компенсацию за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды и обувь.
Согласно расчету выслуги лет для назначения пенсии, утвержденного Начальником Курганской таможни 10.10.2012, служба в таможенных органах составила 20 лет 11 месяцев 17 дней, выслуга лет на 10.10.2012 для назначения пенсии (пособия) составляет: календарная - 18 лет 06 месяцев 26 дней, период обучения - 02 года 04 месяца 21 день, льготная - 07 лет 03 месяца 27 дней, общая выслуга лет - 28 лет 03 месяца 14 дней (л.д. 5-6).
На день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции приказом Федеральной таможенной службы от 09.10.2012 N 2028 с 5 февраля 2013 года Курганская и Челябинская таможни реорганизованы в форме присоединения Курганской таможни к Челябинской таможне.
Разрешая спор и принимая решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации" и Инструкцией о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, а также ежемесячного пособия или пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию после увольнения со службы в таможенных органах, утвержденной приказом ФТС от 31.08.2005 N 810 и, исходил из того, что оснований для включения в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении времени обучения сотрудника таможенных органов Российской Федерации в гражданском высшем образовательном учреждении не имеется.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действующей на момент назначения пенсии сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным п.п. 2-9 п. 2 ст. 48 Закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге: менее 10 лет - в размере 5 окладов месячного денежного содержания; от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов месячного денежного содержания; от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов месячного денежного содержания; свыше 20 лет - в размере 20 окладов месячного денежного содержания. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18.03.2004 N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
В соответствии с п. 3 Инструкции о выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах, утвержденной Приказом ФТС России от 31.08.2005 N 810 (зарегистрирован Минюстом России 28.09.2005, рег. N 7043), сотрудникам при увольнении со службы в таможенных органах единовременное пособие выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. Расчет выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в таможенных органах производится в календарном исчислении.
Подобное положение содержит подпункт "б" п. 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации".
Кроме этого, подпунктом "б" п. 17 Постановления предусмотрено, что в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитывается в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно пункту 2 Постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц. В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших учебных заведениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников до 1 января 2012 года.
В соответствии с п.п. "ж" п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Изложенное свидетельствует о том, что законодатель периоды обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев и иные периоды выделяет отдельно только для назначения пенсий.
При назначении единовременного пособия при увольнения со службы в таможенных органах учитывается общая продолжительность службы (10 лет и более), а не иных периодов, учитываемых при исчислении выслуги лет для назначения пенсии.
Доводы Ефименко С.Н. о возможности определения срока службы в таможенном органе, дающего право на получение единовременного пособия в размере 20 окладов, по правилам исчисления выслуги лет для назначения пенсии, являются ошибочными, так как фактически основаны на отождествлении понятий "выслуга лет для назначения пенсии" и "выслуга лет для назначения единовременного пособия".
Между тем в федеральном законодательстве эти понятия индивидуализированы. Поскольку единовременное пособие является социальной гарантией, установленной государством определенному кругу лиц, проходящему службу в особых структурах, положения о порядке и размере предоставления таких пособий расширительному применению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ефименко С.Н. о признании приказа Курганской таможни от 09.10.2012 в части выплаты единовременного пособия при увольнении в размере 15 окладов месячного денежного содержания и обязании Курганской таможни выплатить разницу в размере 5 окладов месячного денежного содержания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 103 действие Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 распространено на сотрудников таможенных органов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, в том числе о применении надлежащего законодательства, построены на неправильном толковании истцом норм материального права и не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права. Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефименко - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.