Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Тимофеевой С.В., Прасол Е.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 февраля 2013 года гражданское дело по иску Тарабаевой М.И. к Администрации города Кургана, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании вдовой участника Великой Отечественной войны
по апелляционной жалобе Тарабаевой М.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 ноября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Тарабаевой к Администрации г. Кургана, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании вдовой участника Великой Отечественной войны отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Тарабаевой М.И. - Бухрова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарабаева М.И. обратилась в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации города Кургана, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании вдовой участника Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны - Егорова Максима Михайловича, брак с которым был зарегистрирован перед началом войны. 13 декабря 1941 г. у них родилась дочь - Свою добрачную фамилию "Степанова" истец при вступлении в брак не меняла.
В октябре 1941 года Егоров М.М. пропал без вести, что подтверждается извещением от за подписью председателя области, начальником 1 части и райвоенкомом . Извещение было выдано истцу для возбуждения ходатайства о назначении пенсии.
6 июня 1952 г. истец вступила в брак с Истец является инвалидом группы, в настоящее время состоит на очереди в Администрации города Кургана, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий под N .
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Ранее истец не нуждалась в присвоении статуса вдовы участника Великой Отечественной войны, но в настоящее время ей необходимо получить жилое помещение, поскольку она находится в преклонном возрасте, а очередь для получения жилья по "списку инвалидов" у неё . Необходимые документы для оформления статуса вдовы участника Великой Отечественной войны во внесудебном порядке утрачены в связи с пожаром и наводнением в архивах церкви и ЗАГСа по месту ее рождения и регистрации брака. Истец обращалась в суд с заявлением об установлении ей данного статуса в порядке особого производства (установления юридического факта), но производство по её заявлению было прекращено, в связи с наличием спора о праве.
Просила признать, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны - Егорова М.М.
Представитель истца Тарабаевой М.И. - Бухров В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Петухов Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Полагал, что истец не подпадает под действие статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" и не может быть признана вдовой участника Великой Отечественной войны.
Представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Пригородова Н.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что для получения удостоверения, подтверждающего, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, Тарабаева М.И. не обращалась, соответственно право на предоставление мер социальной поддержки не имеет. Кроме того, право на социальный льготы, имеют супруги умерших участников Великой Отечественной войны не вступившие в повторный брак, а истец состояла в повторном браке с 1952 года.
Курганским городским судом Курганской области 30 ноября 2012 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Тарабаева М.И., считая его незаконным.
В апелляционной жалобе Тарабаева М.И. указывает, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, пропавшего без вести в октябре 1941 года. Об этом у неё имеется извещение, выданное за подписями должностных лиц сельского совета и военного комиссариата, дающее право на получение пенсии.
Утверждает, что её брак с Егоровым М.М. был зарегистрирован перед началом войны в и 13 декабря 1941 г. у них родилась дочь - Добрачную фамилию "Степанова" при заключении брака истец не меняла.
Отмечает, что 6 июня 1952 г. она заключила брак с который умер в году. В настоящее время она состоит на очереди в Администрации города Кургана для получения жилья, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и как инвалид группы. Номер ее очереди . Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" определено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Считает, что вопрос о признании её вдовой участника Великой Отечественной войны она ранее не ставила, поскольку не нуждалась в присвоении такого статуса, но в настоящее время в связи с преклонным возрастом ей необходимо ускорить процесс получения жилья. Все необходимые документы, для оформления данного статуса во внесудебном порядке утрачены при пожаре и наводнении в архивах ЗАГСа и церкви по месту ее рождения и жительства. В связи с этим выражает несогласие с указанием суда на то, что правовое положение лица подтверждается соответствующим удостоверением о праве на льготы, которое у истца отсутствует и в досудебном порядке не получено, несмотря на то, что в судебном заседании установлено, что при отсутствии свидетельства о браке обращаться в органы социальной защиты не имеет смысла, поскольку в этом случае будет получен отказ.
Полагает, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит решение Курганского городского суда Курганской области от 30 ноября 2012 года отменить, исковые требования Тарабаевой М.А. удовлетворить.
Тарабаева М.И., представители Администрации города Кургана, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия полагает, что оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу пункта 2 статьи 1, пункта 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о браке (л.д. 8), истец заключила брак с После заключения брака, добрачная фамилия истца "Семенова" была изменена на "Тарабаеву".
Обращаясь в суд, истец полагала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, поскольку до брака с состояла в браке с Егоровым Максимом Михайловичем, являвшимся участником Великой Отечественной войны и пропавшим без вести в октябре 1941 года. В обоснование ссылалась на извещение (л.д. 5), выданное , подписанное Из данного документа следует, что Егоров Максим Михайлович находясь на фронте, пропал без вести в октябре 1941 г., в связи с чем, настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о назначении пенсии, и на свидетельство о рождении своей дочери (л.д. 6), родившейся 13 декабря 1941 г., отцом которой является Егоров М.М.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не дал оценку представленным истцом в обоснование заявленных требований доказательствам, основаны на субъективном толковании норм материального и процессуального права со стороны Тарабаевой М.И. без взаимосвязи с другими нормами права, регулирующими данные вопросы. Так, в извещении, выданном в 1953 году о том, что Егоров Максим Михайлович пропал без вести в октябре 1941 года не указан адресат, в связи с чем, не представляется возможным установить, кому оно конкретно было адресовано и выдано. В свидетельстве о рождении дочери истца её отчество указано как "Македоновна", в качестве отца записан "Егоров "Македон" Михайлович. Подтверждений того, что Егоров Максим Михайлович и Егоров Македон Михайлович - один и тот же человек, суду не представлено.
Судебная коллегия полагает, что достоверных доказательств тому, что истец состояла в зарегистрированном браке с Егоровым М.М. при рассмотрении иска по существу предъявленных требований истцом не представлено (пункт 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Тарабаева М.И. с состоит в Администрации города Кургана на очереди на получение жилья, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (учетное дело, л.д. 15), проживает совместно с дочерью и тремя внуками по адресу: (справка, л.д. 21).
Довод апелляционной жалобы о наличии у истца права на получение жилья в льготном порядке, как вдовы участника Великой Отечественной войны не основан на законе.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции от 16 октября 2012 г.), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;
- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;
- первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).
Частью 2 данного закона установлено, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
- родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
- супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
- супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Разрешая спор, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также наличие у Тарабаевой М.И. зарегистрированного брака с суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, рассматривая дело, суд разрешил иск при правильном применении норм материального права и с соблюдением процессуального порядка, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Значимые по делу обстоятельства судом установлены в соответствии с представленными доказательствами по делу. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарабаевой - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.