Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Тимофеевой С.В.,
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 февраля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Галкина В.А. Шабалиной Л.Н. к Администрации г. Кургана об оспаривании постановлений Администрации г. Кургана, устранении препятствий в пользовании земельным участком,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Галкина В.А., Шабалиной Л.Н. к Администрации г. Кургана об оспаривании постановлений Администрации г. Кургана, устранении препятствий в пользовании земельным участком удовлетворить частично.
Постановление Администрации города Кургана от об отмене постановления Администрации города Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по " признать незаконным и отменить.
Постановление Администрации города Кургана от об отмене постановления Администрации города Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по " признать незаконным и отменить.
В удовлетворении иска Шабалиной , Галкину к Администрации города Кургана об устранении препятствий в пользовании земельным участком отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, объяснения истцов Галкина В.А., Шабалиной Л.Н., представителя истца Веселова А.Г. - Яковлева А.Ф., не согласивших с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галкин В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Кургана об оспаривании постановлений, устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснование иска указывал, что Постановлением Администрации г. Кургана от отменено постановление Администрации г. Кургана от " Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по " со ссылкой на ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. С указанным постановлением он не согласен по следующим основаниям. Указывал, что на основании договора купли-продажи от он является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося по адресу: в границах кадастрового плана, с кадастровым номером площадью 1032 кв.м., предоставленного для индивидуального жилищного строительства. 21.03.2012 был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Кургана". Указывал, что Постановлением Администрации г. Кургана от 28.03.2012 утверждено разрешение сроком до 28.03.2022 на строительство индивидуального жилого дома до 3 этажей на земельном участке по указанному адресу. 11.04.2011 истцом было получено разрешение (ордер) из МКУ на снос (вырубку) деревьев на территории указанного участка. С момента приобретения им земельного участка он не может начать строительство жилого дома, поскольку первоначально Администрацией г. Кургана в его адрес было направлено письмо от 03.05.2012 с требованием приостановить работы по строительству индивидуального жилого дома, после чего Администрацией г. Кургана было направлено оспариваемое им постановление. Указывал, что делая ссылку на положение ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, Администрацией г. Курган не было учтено, что принадлежащий ему земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не входит, согласно Генерального плана застройки г. Кургана, в зону земель лесного фонда. Считал, что оспариваемым решением Администрации г. Кургана незаконно созданы препятствия к осуществлению им прав собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером площадью 1032 кв.м. Также указывал, что для приобретения указанного земельного участка он заключил с ОАО "Сбербанк России" кредитный договор от , в соответствии с которым банк предоставил ему кредит в размере руб. под 15.3 % годовых, сроком до . В виду недопустимого вмешательства Администрации г. Кургана, он вынужден нести убытки по уплате процентов за пользование кредитном по данному кредитному договору. Просил признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Кургана от об отмене постановления Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по ", обязать Администрацию г. Кургана не чинить ему препятствий в пользовании земельным участком по указанному адресу, взыскать с Администрации г. Кургана судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере руб.
Шабалина Л.Н. обратилась в суд с аналогичными исковыми требованиями к Администрации г. Кургана об оспаривании постановлений, устранении препятствий в пользовании земельным участком. Считала, что решением Администрации г. Кургана об отмене градостроительного плана незаконно созданы препятствия к осуществлению прав собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером площадью 1032 кв.м., предоставленным для индивидуального жилищного строительства, как собственника, так как градостроительный план земельного участка используется для разработки проектной документации и проекта границ застроенного (или подлежащего застройки) земельного участка, а в последующем - для выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просила отменить постановление Администрации г. Кургана от об отмене постановления Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по ", обязать Администрацию г. Кургана не чинить ей препятствий в пользовании земельным участком по указанному адресу, взыскать с Администрации г. Кургана судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере .
Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 18.09.2012 гражданские дела по иску Галкина В.А. и Шабалиной Л.Н к Администрации г. Кургана об оспаривании постановлений, устранении препятствий в пользовании земельными участками объединены в одно производство.
В судебном заседании истцы Галкин В.А., Шабалина Л.Н. на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковых заявлениях, просили суд их удовлетворить, пояснив, что земельные участки были образованы из одного земельного участка, ранее принадлежавшего на праве собственности Веселову А.Г., который размежевал его на два участка и продал Галкину В.А., Шабалиной Л.Н. Истцы зарегистрировали свое право собственности на земельные участки, получили надлежащее разрешение на вырубку деревьев, расположенных на участках и разрешение на строительство.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана - Максимова Г.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать, считая действия Администрации г. Кургана законными.
Представитель третьего лица Веселова А.Г. - Яковлев А.Ф. исковые требования Галкина В.А., Шабалиной Е.Н. поддержал.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Курганской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что отмена постановлений Администрации г. Кургана от и от об утверждении градостроительных планов земельных участков не нарушила прав истцов, разрешение на строительство домов которым были выданы ранее. Владельцы земельных участков были предупреждены таким образом о намерении Администрации г. Кургана оспаривать право собственности Веселова А.Г. на земельные участки и результаты проведенного межевания земельного участка по , в результате которого образовалось два земельных участка.
В суде апелляционной инстанции истцы Галкин В.А., Шабалина Л.Н., представитель третьего лица Веселова А.Г. - Яковлев А.Ф. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Администрации г. Кургана, представители третьих лиц Управления Росреестра по Курганской области, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 15.12.2011, заключенного с Веселовым А.Г., Галкин В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: площадью 1032 кв.м.
Шабалина Л.Н. на основании договора купли-продажи от 15.12.2011, заключенного с Веселовым А.Г., является собственником земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: площадью 1032 кв.м.
Постановлением Администрации г. Кургана от был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по адресу:
постановлением Администрации г. Кургана был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по адресу:
11.04.2012 отделом по охране зеленых насаждений МКУ "Административно-техническая инспекция г. Кургана" истцам Шабалиной Л.Н., Галкину В.А. выданы разрешения на вырубку деревьев на территории принадлежащих им земельных участков в период с 09.04.2012 по 31.12.2012.
28.03.2012 истцам Администрацией г. Кургана выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов сроком до 28.03.2022.
03.05.2012 Администрацией г. Кургана в адрес истцов направлено письмо о приостановлении работ по вырубке деревьев и по строительству индивидуальных жилых домов на принадлежащих им земельных участках, ссылаясь на положение ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
постановлением Администрации г. Кургана отменено постановление Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по со ссылкой на ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации г. Кургана от отменено постановление Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по со ссылкой на ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации без указаний оснований отмены.
Согласно показаниям представителя ответчика Администрации г. Кургана, данным в судебном заседании, в соответствии с градостроительным планом г. Кургана земельные участки, принадлежащие истцам, не относятся к землям лесного фонда, но на них имеются насаждения. Поскольку в Администрацию г. Кургана поступило сообщение из Прокуратуры Курганской области о проведении проверки законности выделения спорных земельных участков, было отменено постановление об утверждении градостроительных планов земельных участков, принадлежащих истцам. Разрешение на строительство Администрацией г. Кургана отменено не было, поскольку отсутствовали результаты прокурорской проверки.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Пунктом 16 ч.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов осуществляются в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть исходя из целевого назначения земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Согласно ч.3 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации предусматривают целевое использовании земель и лесов находящихся на этих землях.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 4, 5, 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно кадастровым выпискам о земельных участках с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: кадастровым делам по межеванию данных земельных участков, градостроительного плана г.Кургана, разрешениям на строительство истцами индивидуальных жилых домов, спорные земельные участки, принадлежащие истцам, расположены на землях населенных пунктов, в жилой зоне Ж-1 (зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами) вне границ лесного участка, внутри квартала с жилой застройкой по генеральному плану , сформированных в функциональную зону "Элементы ландшафта (леса)" с четко ограниченными улицами по периметру.
Данных о том, что вышеуказанные земельные участки принадлежат к категории земель лесного фонда, и не относятся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием по указанному выше целевому назначению, материалы дела не содержат, в судебное заседание суда апелляционной инстанции доказательств обратного ответчиком также не представлено.
Не содержат материалы дела и сведений об отнесении к лесам насаждений (березы), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами , , об установлении вида разрешенного использования в случае отнесения их к лесам, определяемого в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации; об ограничении использования согласно ст. 27 Лесного кодекса Российской Федерации; о требованиях к охране, защите, воспроизводству лесов микрорайона Глинки по .
Ссылка на приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 04.04.2012 , которым утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, обоснована не принята судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства, поскольку в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент опубликован не был. Приказ Департамента природных ресурсов Курганской области об утверждении регламента в соответствии с требованиями ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации также не был размещен на официальном сайте и не опубликован.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела первоначально спорные земельные участки были образованы в результате размежевания их бывшим собственником Веселовым А.Г., в дальнейшем продавшим их истцам. Данные земельные участки с кадастровыми номерами , расположены в жилой зоне по Глинки г. Кургана и принадлежат истцам на праве собственности.
Межевание спорных земельных участков до настоящего времени никем оспорено не было, градостроительные планы на спорные земельные участки были выданы истцам в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации 28.03.2012 Администрацией г. Кургана.
Кроме того, отделом по охране зеленых насаждений МКУ "Административно-техническая инспекция г. Кургана" истцам Шабалиной Л.Н., Галкину В.А. были выданы разрешения на вырубку деревьев на территории принадлежащих им земельных участков, а Аминистрацией г. Кургана ранее выдано разрешение на строительство истцами жилых домов на данных земельных участках, которое не отменено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановлениями Администрации г. Кургана от об отмене постановления Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по и от об отмене постановления Администрации г. Кургана от "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по нарушены права истцов, поскольку истцы лишены права на строительство жилых домов в соответствии с градостроительными планами их земельных участков, поэтому правомерно удовлетворил исковые требования Галкина В.А., Шабалиной Л.Н. в части признании незаконными указанных постановлений Администрации г. Кургана.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Кургана намерена оспаривать право собственности Веселова А.Г. на земельный участок, межевание земельного участка, в результате которого образовалось два вышеуказанных участка, не принимаются судебной коллегией, поскольку доказательств, того что право собственности Веселова А.Г, Галкина В.А., Шабалиной Л.Н., а также результаты межевания земельных участков, в судебном порядке оспорены и признаны недействительными Администрацией г. Курган не представлено.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше норм земельного, лесного, градостроительного законодательства, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в целом сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом проверки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального прав, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.