Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Шарыповой Н.В., Тимофеевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 февраля 2013 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Российской Федерации к Управлению культуры Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать разработку и направление на историко-культурную экспертизу проекта зон охраны объекта культурного наследия - "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке Розен Андрей Евгеньевич"
по апелляционному представлению прокурора г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Российской Федерации, муниципального образования г. Курган к Управлению культуры Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать разработку и направление на историко-культурную экспертизу проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке Розен Андрей Евгеньевич", расположенный по адресу: , оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Паньковой В.Э., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Управления культуры Курганской области по доверенности Бровко Д.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кургана обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Управлению Культуры Курганской области о признании незаконным бездействия выразившееся в невыполнении требований закона по организации разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - "Дом, в котором с 1832 года по 1837 год жил в ссылке Розен А.Е.", расположенного по адресу: ; о возложении обязанности по организации разработки, направлении на историко-культурную экспертизу проекта охраны объекта культурного наследия федерального значения, включающего в себя охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого природного ландшафта.
В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой города Кургана проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения и их охраны.
Установлено, что на территории находится "Дом, в котором с 1832 года по 1837 год жил в ссылке Розен А.Е.", который согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" от в целях сохранения относится к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени Управлением культуры Курганской области не разработан проект зон охраны вышеназванного объекта культурного наследия федерального значения.
Полагает, что отсутствие утвержденного проекта охраны зон объекта культурного наследия - "Дом, в котором жил с 1832 года по 1837 год жил в ссылке Розен А.Е.", расположенного по адресу: , может повлечь за собой нарушение порядка проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, незаконное строительство новых объектов в непосредственной близости от исторического сооружения, что создает реальную угрозу повреждения и уничтожения памятника старины.
Данный объект культурного наследия согласно выписке из Управления Росреестра по Курганской области находится в собственности муниципального образования г. Курган.
В судебное заседание представитель прокурора г. Кургана не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель истца ТУ Росимущество в Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что объект, расположенный по адресу: , не является федеральной собственностью, оформлено право муниципальной собственности.
Представитель истца Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Управления культуры Курганской области по доверенности Бровко Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства культуры Российской Федерации в лице Управления по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен прокурор.
В апелляционном представлении прокурор г. Кургана просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что зоны охраны объекта культурного наследия уже установлены. Решением Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана, разработанный НИИ "Кургангражданпроект", в соответствии с которым здание по в указано в качестве здания, состоящего под государственной охраной.
Указанным решением разработан проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана, что соответствовало требованиями Закона РСФСР от "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
был принят Федеральный закон N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в статье 34 которого указано о необходимости установления зоны охраны объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности в его исторической среде на сопряженной с ним территории, утверждаемой на основании проекта в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 2 ст. 62 названного Федерального закона признан утратившим силу Закон РСФСР от "Об охране и использовании памятников истории и культуры", на положения которого ссылается суд в своем решении. Правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Постановлением Совета Министров СССР от , сохраняются и применяются до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, но не позднее (п. 1 ст. 63 названного Федерального закона).
С апреля 2008 года применяется порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентом в границах данных зон, утвержденный Постановлением Правительства РФ от .
Согласно п. 13 Положения, утвержденного названным Постановлением Правительства РФ, проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Вопреки требованиям закона проект охраны зоны объекта культурного наследия на экспертизу отправлен не был.
Вывод суда об отсутствии необходимости в разработке проекта охранной зоны, поскольку существует разработанный НИИ "Кургангражданпроект" проект зоны охраны памятников, идет в разрез с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Анализ норм Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от , позволяет сделать вывод о том, что проект зон охраны должен быть разработан относительно каждого памятника культуры отдельно.
Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
Прокурор г. Кургана не согласен с выводом суда о том, что им не представлено доказательств нарушений либо каких бы то ни было неблагоприятных последствий невыполнения требований законодательства об установлении зон охраны объекта культурного наследия. В материалы дела приобщены акты прокурорского реагирования, из которых следует, что в ходе надзорных мероприятий были выявлены факты нарушений норм земельного, градостроительного законодательства, а также законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Кургана.
Указывает, что судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, поскольку дело рассмотрено без участия представителя истца. Материалы дела не содержат заявления прокурора города с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, во всех предыдущих судебных заседаниях участие прокурора обеспечивалось. У суда не имелось оснований для рассмотрения дела в отсутствие представителя истца.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ответчика Управления культуры Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель прокурора г. Кургана Панькова В.Э. в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель ответчика Управления культуры Курганской области по доверенности Бровко Д.В. возражал против апелляционного представления, полагая, что со стороны ответчика предприняты все меры для сохранения объекта культурного наследия.
От Министерства культуры РФ в лице Управления по Уральскому Федеральному округу представлено ходатайство о рассмотрении апелляционного представления без участия его представителя, в котором выражено согласие с принятым решением суда.
В суд апелляционной инстанции не явились представители ТУ Росимущества по Курганской области, Администрации г. Кургана, извещенные о судебном заседании надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения сторон судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Реализация предусмотренного п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации права граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства на доступ к культурным ценностям, в том числе к недвижимым памятникам истории и культуры, должна обеспечиваться независимо от видов памятников, форм собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима их использования.
Согласно статье 27 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. В силу статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в Пакте государства (и Россия в том числе) признают право каждого человека на участие в культурной жизни.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 34 которого полномочия по утверждению границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьями 3 и 4 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры относятся к объектам культурного наследия народов Российской Федерации и подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; регионального значения; местного (муниципального) значения.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
Объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (п. п. 2, 3 ст. 64 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Указом Президента РФ от "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР", с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от и от .
Постановлением Совета Министров от "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" здание "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке А.Е. Розен" включен в перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Судом первой инстанции установлено, что согласно паспорту объекта культурного наследия "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке А.Е. Розен", оформленному Министерством культуры РСФСР, дом построен в начале 19 века, относится к памятникам истории, взят под охрану как памятник республиканского значения на основании Постановлением Совета Министров от .
Министерством культуры РСФСР выдана учетная карточка памятника истории и архитектуры "Дом декабриста А.Е. Розена", по адресу: .
Указом Президента РФ от "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесены памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" с дополнениями согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от и от .
Согласно свидетельству о государственной регистрации права здание по адресу: , находится в собственности Муниципального образования город Курган.
На основании договора от объект культурного наследия "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил декабрист А.Е. Розен" находится в безвозмездном пользовании МБОУ ДОД г. Кургана "Детская школа искусств ".
Таким образом, судом установлено, что здание по в имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, относится к памятникам истории и подлежит государственной охране.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. ст. 6, 33 - 39 названного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, а также предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (п.п. 1-3 ст. 34 Федерального закона).
При этом, пунктом 4 ст. 34 упомянутого Федерального закона определено, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации издано Постановление , которым утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливающее порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
По правилам п. 2 Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Разработка проектов зон охраны культурного наследия проводится, в том числе и по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления (п. 4 Положения).
Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
Пунктами 16, 17 этого же Положения установлено, что на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или проекта зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.
Изменение границ зон охраны объекта культурного наследия в силу п. 28 указанного Положения производится в аналогичном порядке.
Историко-культурная экспертиза в силу ст. ст. 28, 30 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проводится в таких случаях с целью определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия требованиям государственной охраны объекта культурного наследия. Объектами экспертного исследования являются проекты зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно ст. 17 Закона Курганской области от "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области" границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия Правительством Курганской области.
Из представленных суду доказательств следует, что Решением Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана, разработанный НИИ "Кургангражданпроект", согласно которому здание по - "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке Розен А.Е." указано в качестве здания, состоящего под государственной охраной. Сведения об отмене указанного Решения Исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов или о том, что утвержденный данным Решением проект зон охраны памятников истории и культуры г. Кургана был разработан в нарушение установленного порядка его разработки, и доказательств таких обстоятельств прокурором г. Кургана суду не представлено.
Заявляя исковые требования, прокурор г. Кургана фактически ставит вопрос об изменении границ зон охраны объектов культурного наследия путем создания такой зоны отдельно для каждого объекта.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что разработанным НИИ "Кургангражданпроект" проектом зон охраны объектов культурного наследия г. Кургана установлены виды зон охраны с соответствующими режимами их охраны и использования: территория исторических комплексов и охранная зона памятника; зона строгого регулирования; зона регулирования застройки; зона охраняемого ландшафта. Для изменения границ зон охраны объекта культурного наследия необходимо соблюдение такой же процедуры, как и при создании такой зоны вновь, что не ограничено какими-либо соками и поставлено в зависимость от финансирования указанных мероприятий.
Предъявляя исковые требования к Управлению культуры Курганской области, прокурор г. Кургана ссылается на пп. 1 п. 8 Положения "Об Управлении культуры Курганской области", определяющем одной из функций ответчика организацию разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Подпунктами 3, 7 статьи 9 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесены утверждение федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; и установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны.
В порядке передачи полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российская Федерация передала органам государственной власти субъекта Российской Федерации государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (пп. 2 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В силу пп. 3, 7 п. 2 ст. 33 названного Федерального закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя проведение историко-культурной экспертизы и разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу ст. 7 Закона Курганской области от "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области" Правительство Курганской области через уполномоченный орган Курганской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, определяемый постановлением Правительства Курганской области, осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Курганской области, и по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения.
Уполномоченный орган Курганской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия действует на основании Положения, утвержденного Правительством Курганской области.
Пунктом 1 Положения об Управлении культуры Курганской области, утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от , ответчик отнесен к исполнительному органу государственной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление в сфере культуры.
Управление культуры Курганской области в соответствии с возложенными задачами осуществляет функции согласно пп. 1 п. 8 названного Положения в сфере государственной охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, в частности, по организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Для осуществления своих функций Управление имеет право: участвовать в установленном порядке в составлении проекта областного бюджета в части расходов на культуру и образование в сфере культуры; запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для исполнения функций Управления; привлекать для консультаций, подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов специалистов и экспертов на договорной основе, формировать рабочие комиссии и группы (п. 9 Положения).
В целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия Приказом Управления культуры Курганской области от утвержден Административный регламент предоставления Управлением культуры Курганской области государственной услуги по организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Пунктами 5, 6, 7 указанного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача задания на разработку проекта зон охраны; отказ в выдаче задания на разработку проекта зон охраны; размещение государственного заказа на выполнение работ по разработке проекта зон охраны; направление задания на разработку проекта зон охраны в подведомственное учреждение, в функции которого входит разработка проектов зон охраны. Государственная услуга предоставляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического либо физического лица, являющегося собственником (пользователем) объекта культурного наследия, правообладателем земельного участка, юридического лица, общественного и религиозного объединения, уставная деятельность которого направлена на сохранение объектов культурного наследия (далее - заявитель). Организация разработки проектов зон охраны осуществляется также в соответствии сгодовым планом деятельности Управления культуры и по решению суда.
Из указанных правовых норм следует, что в функции Управления культуры Курганской области входит разработка проекта зон охраны объектов культурного наследия в порядке предоставления государственной услуги на основании заявления органа государственной власти, чего в данном случае представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от (в редакции от ) принята Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы).
Действуя в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от "Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", когда разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Управлением культуры Курганской области в пределах своих функций направлен в Министерство Культуры РФ проект "Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения в городе Кургане", к которому приобщена смета на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения г. Кургана и приобщено в числе иных описание объекта культурного наследия - "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке Розен А.Е.". Итогом реализации проекта предполагается принятие постановления Правительством Курганской области об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения. Без согласования и утверждения описания проекта невозможно осуществление ответчиком возложенных на него функций по определению зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.
В подтверждение направления указанного проекта Управлением культуры Курганской области представлена распечатка Списка предложений из Личного кабинета Министерства культуры Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", о принятии проекта Управления культуры Курганской области к рассмотрению. При этом со стороны прокурора г. Кургана не представлено сведений, опровергающих направление ответчиком в Министерство культуры Российской Федерации указанной информации (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По пояснениям представителя ответчика в суде апелляционной инстанции положительного решения о финансировании предложенных Управлением культуры Курганской области в рамках Федеральной программы мероприятий по разработке зоны охраны объекта культурного наследия на 2013 год не получено.
Из изложенного следует, что со стороны Управления культуры Курганской области в пределах его функций не допущено незаконного бездействия в отношении разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, о чем заявил в исковом заявлении прокурор г. Кургана.
Указанный в апелляционном представлении прокурора г. Кургана довод о сохранении правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от , впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее (п. 1 ст. 63 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отмены судебного решения.
В силу ст. 28 названного Федерального закона государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия.
Объектами историко-культурной экспертизы согласно ст. 30 данного Федерального закона являются объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; проекты зон охраны объекта культурного наследия, изменение которых осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны в порядке, установленном Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 28).
Пунктом 5 статьи 63 вышеуказанного Федерального закона зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
Сроки разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия связаны с утверждением Правительством РФ в 2012 году Федеральной целевой программы "Культура России 2012-2018 г.г.", и с порядком финансирования указанных работ.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 9.1 Федерального закона от N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предоставление средств на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предусмотрено в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества и категории объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Субъекты Российской Федерации в силу п. 4 ст. 13 названного Федерального закона вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. К бюджетным обязательствам субъекта Российской Федерации финансирование указанных мероприятий не отнесено.
Пунктом 3 ст. 7 Закона Курганской области "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области" уполномоченный орган Курганской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных полномочий, которые отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Однако, действие указанного положения Закона Курганской области приостановлено Законами Курганской области в 2010 году - от , в 2011 году - от , в 2012 году - от , в 2013 году - от в части осуществления полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
Финансирование деятельности Управления культуры Курганской области в силу п. 4 Положения об Управлении осуществляется за счет ассигнований на содержание исполнительных органов государственной власти, предусматриваемых в областном бюджете, а также за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом действие п. 4 раздела I Положения об Управлении в части осуществления финансирования деятельности Управления культуры Курганской области за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации приостановлено до Постановлением Правительства Курганской области от .
Из вышеизложенного следует, что финансирование разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения производится только за счет средств федерального бюджета в виде субвенций. Прокурором г. Кургана не представлено доказательств выделения субвенций из федерального бюджета для разработки зон охраны музея "Дом, в котором с 1832 г. по 1837 г. жил в ссылке Розен А.Е." и нецелевого использования ответчиком денежных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 1, 2, 3 ст. 167 ГПК РФ).
Представитель прокурора г. Кургана был надлежащим образом извещен о времени и дате судебного заседания по настоящему делу в предыдущем судебном заседании, что подтверждено распиской от . Сведений об уважительных причинах неявки своего представителя прокурором г. Кургана в материалы дела не представлено, в связи с чем довод апелляционного представления о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не может быть принят в качестве основания для отмены судебного решения.
Судом при рассмотрении настоящего дела дана исчерпывающая оценка всем представленным сторонами доказательствам. Оснований для иной переоценки доказательств, имеющихся в деле по данному предмету спора, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, судом первой инстанции надлежащим образом проверены. Решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах и при правильном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи Н.В. Шарыпова
С.В. Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.