Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 05 марта 2013 года гражданское дело по иску прокурора г. Кургана к Администрации г. Кургана, МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" о возложении обязанности,
по апелляционным жалобам Администрации г. Кургана, МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана" обязанность организовать работы по ремонту Памятника воинам-интернационалистам, расположенного на пересечении ул. Пролетарская, К.Маркса (у здания кинотеатра "Звездный") включающие в себя: ремонт окрасочного слоя путем восстановления отслоившегося окрасочного слоя памятника; ремонт бетонного покрытия площадки и ступеней путем устранения сколов и трещин; ремонт отделки стен ограждения цветочных клумб, восстановление отслоившегося штукатурного слоя клумб; ремонт прожекторов подвески памятника - приведение прожекторов в рабочее состояние.
Возложить на Администрацию г. Кургана обязанность профинансировать организацию и проведение ремонтных работ Памятника воинам-интернационалистам, включающих в себя ремонт окрасочного слоя памятника; ремонт бетонного покрытия площадки и ступеней; ремонт отделки стен ограждения цветочных клумб, ремонт прожекторов подвески памятника.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, объяснения представителей ответчиков Администрации г. Кургана - Косовановой Т.А., МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" - Поповой Е.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кургана обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности. В обоснование иска указывал, что прокуратурой г. Кургана в связи с публикацией статьи в областной газете "Новый мир" от "Раненый солдат просит о помощи", в период с по проведена проверка имеющейся информации о ненадлежащем содержании и обслуживании Памятника воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, расположенного на пересечении ул. Пролетарская - К.Маркса в г. Кургане (в сквере напротив кинотеатра "Звездный"). Данный памятник стоит на балансе Администрации г. Кургана. Согласно заключенному между Администрации г. Кургана и МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" договору от обязанность по организации реконструкции, ремонту, содержанию, охране, обслуживанию, благоустройству памятников, расположенных на территории г. Кургана возложена на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана". Согласно акту обследования N , проведенного МКУ г. Кургана "Управление капитального строительства" , выявлены дефекты технического состояния памятника, а именно отслоение окрасочного слоя памятника; повреждение бетонного покрытия площадки и ступеней, сколы и трещины, просадка; частичное отслоение штукатурного слоя основания стен ограждения цветочных клумб; в нерабочем состоянии находится прожектор подвески памятника. Считает, что отсутствие необходимых работ по содержанию и ремонту памятника может привести к утрате памятника. Просил обязать МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" выполнить комплекс ремонтно-строительных работ Памятника воинам, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах, расположенного на пересечении ул. Пролетарская - ул. К.Маркса г. Кургана (в сквере напротив кинотеатра "Звездный"), включающих в себя: ремонт окрасочного слоя памятника, бетонного покрытия площадки и ступеней, отделки стен ограждения цветочных клумб, прожекторов подсветки памятника, обязать Администрацию г. Кургана профинансировать проведение ремонта указанных работ.
В дальнейшем прокурор г. Кургана изменил исковые требования, просил обязать МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" организовать работы по ремонту Памятника воинам-интернационалистам, включающие в себя: ремонт окрасочного слоя путем восстановления отслоившегося окрасочного слоя памятника; ремонт бетонного покрытия площадки и ступеней путем устранения сколов и трещин; ремонт отделки стен ограждения цветочных клумб путем восстановления отслоившегося штукатурного слоя клумб; ремонт прожекторов подвески памятника путем приведения прожекторов в рабочее состояние. Обязать Администрацию г. Кургана профинансировать организацию и проведения указанных ремонтных работ Памятника воинам - интернационалистам.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры г. Кургана - Поспелова М.А. на заявленных требованиях настаивала, просила суд их удовлетворить, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана - Косованова Т.А. с исковыми требованиями не согласилась, просила суд в их удовлетворении отказать, пояснила, что ответчик вправе по своему усмотрению выделять денежные средства на содержание, ремонт памятника. Постановлением Администрации г. Кургана от был утвержден муниципальный контракт по ремонту памятника.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" Попова Е.Н. с иском не согласилась, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Указала, что без проектно-сметной документации невозможно выполнить работы по ремонту памятника, однако прокурором проектно-сметной документации представлено не было.
Представители третьих лиц МКУ города Курган "Управление капитального строительства", Департамента социальной политики г. Кургана в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, представили письменные заявления, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Управления дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" просит решение суда отменить в части возложения на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" обязанности организовать работы по ремонту памятника воинам-интернационалистам, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что дефекты технического состояния памятника, нарушающие права неопределенного круга лиц установлены прокуратурой в ходе визуального осмотра. Памятник воинам-интернационалистам не состоит в реестре объектов культурного наследия и согласно акту комиссии от техническое состояние памятника оценивается как работоспособное. Указывает, что порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляется на основании положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от . Размещение конкурсной документации, в отсутствие проектно-сметной документации по ремонту памятника, противоречит действующему законодательству. Кроме того указывает, что размещение конкурсной документации осуществляется на основании доведенных лимитов для принятия бюджетных обязательств. Организация работ в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств повлечет нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о возложении обязанности по ремонту на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана", которое не является специализированной организацией, осуществляющей ремонт памятников и иных сооружений. Согласно договору от , заключенному между Департаментом экономического развития и управления муниципальным имуществом администрации г. Кургана и МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана", на ответчика возложена обязанность по организации контроля и надзора по охране содержанию скверов, памятников, парков и их благоустройства расположенных на территории г. Кургана путем заключения муниципальных контрактов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а не обязанность по выполнению самих работ.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Кургана просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору г. Кургана в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом при принятии решении были неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что судом не дана правовая оценка доказательствам, представленным в материалы дела и доводам представителя Администрации г. Кургана и МКУ "Управления дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана". Указывает, что данный памятник не является объектом культурного наследия, является обычном недвижимым имуществом, у суда не имелось правовых оснований для возложения обязанностей по финансированию и организации работ по ремонту Памятника - воинам интернационалистам на ответчиков. Также полагает, что без проектно-сметной документации у суда не имелось оснований удовлетворять заявленные исковые требования.
Прокурором г. Кургана поданы возражения на апелляционные жалобы, которые сводятся к согласию с решением суда.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Администрации г. Кургана - Косованова Т.А., МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" - Попова Е.Н доводы апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Прокурор Богомазова Л.В. в суде апелляционной инстанции против доводов апелляционных жалоб возражала, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц МКУ города Курган "Управление капитального строительства", Департамента социальной политики г.Кургана, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Кургана проведена проверка по содержанию и обслуживанию Памятника воинам, погибшим в локальных войнах и конфликтах во второй половине ХХ века, расположенного на пересечении ул. Пролетарская - К.Маркса в г. Кургане (в сквере напротив кинотеатра "Звездный").
В соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от данный памятник стоит на балансе Администрации г. Кургана.
Согласно договору от , заключенному между Администрацией г. Кургана и МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана", обязанность по организации реконструкции, ремонта, содержанию, охраны, обслуживанию, благоустройства памятников, расположенных на территории г. Кургана возложена на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана".
Из акта обследования МКУ г. Кургана "Управление капитального строительства" от следует, что в техническом состоянии памятника выявленны дефекты устранимые в процессе эксплуатации. Для устранения выявленных дефектов необходимо выполнить комплекс ремонтно-строительных работ: ремонт окрасочного слоя памятника; ремонт бетонного покрытия площадки и ступеней; ремонт ступеней; ремонт отделки стен ограждений и цветочных клумб: выполнить ремонт или замену прожекторов подсветки памятника.
В силу ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". К вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка орган (ст. 9.3 указанного выше Закона).
Право субъекта Российской Федерации по реализации полномочий по контролю за состоянием объектов культурного наследия регионального значения и местного значения предусмотрено специальным законом "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002.
Статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях применения данного Закона отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В статье 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под объектом культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Памятник воинам - интернационалистам является территорией, сохранившей ценное историко-архитектурное наследие, формирующей общую историческую композиционно-видовую систему города.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку в настоящее время Памятник воинам - интернационалистам находится в неудовлетворительном состоянии, что нарушает права неопределенного круга лиц на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, имеющиеся в техническом состоянии дефекты памятника должны быть устранены.
Таким образом, поскольку в соответствии с договором от на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" возложена обязанность по организации реконструкции, ремонта, содержанию, охране, благоустройства памятников, расположенных на территории г. Кургана, суд первой инстанции правомерно возложил на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" обязанность по организации работ по ремонту Памятника войнам-интернационалистам, а на Администрацию г. Кургана - как на собственника данного памятника, обязанность профинансировать указанные ремонтные работы.
Доводы жалоб о том, что в решение при возложении на МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" обязанности по ремонту памятника без проектно-сметной документации, в связи с чем невозможно определить стоимость и объем ремонтных работ не принимаются во внимание судебной коллегией, так как судом первой инстанции правомерно указано какие работы необходимо провести без указания конкретного порядка их проведения, поскольку порядок размещения конкурсной документации предусмотрен Федеральным законом от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а составление и утверждение проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ входит в обязанность МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" по содержанию памятника.
Представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Объективных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, истцом суду не представлено.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше норм права.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Кургана, МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.