Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Богдановой О.Н., Черновой Н.А.,
при секретаре Чиж Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19 марта 2013 года гражданское дело по иску Изотовой к администрации Каргапольского района и администрации сельсовета о сносе аварийного жилого дома и выплате денежной компенсации,
по апелляционным жалобам администрации сельсовета Каргапольского района Курганской области, Изотовой на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 10 января 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Изотовой удовлетворить частично.
Обязать администрацию сельсовета начать предусмотренную жилищным законодательством процедуру сноса аварийного жилого дома, расположенного по адресу: .
В остальной части иска Изотовой Л.В. к администрации Каргапольского района и администрации сельсовета отказать.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения истца Изотовой Л.В., представителя ответчика администрации сельсовет Блохиной И.В., представителя ответчика администрации Каргапольского района Пузыревой Н.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изотова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации Каргапольского района, администрации сельсовета Каргапольского района о сносе аварийного жилого дома и выплате денежной компенсации.
В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Указанное жилое помещение признано аварийным и не пригодным для проживания. В настоящее время жильцы дома N по отселены, дом отключен от электро- и теплоснабжения, истец вынуждена снимать иные жилые помещения. Полагает, что ответчики, не принимая мер к сносу аварийного дома, бездействуют, чем нарушают ее права. Просила обязать ответчиков снести спорный жилой дом, взыскать компенсацию за принадлежавшую ей квартиру в сумме 1 500000 руб.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что извещение о сносе жилого помещения ей, как собственнику жилья, не направлялось, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не обращалась.
Представитель администрации Каргапольского района Рогалева С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала их необоснованными. Указала, что решение о сносе спорного жилого дома и об изъятии земельного участка не принималось. Денежные средства для приобретения жилого помещения для семьи истца в по причине ее отказа от приобретения жилья не были израсходованы, в связи с чем возвращены в бюджет.
Представитель администрации сельсовета - глава сельсовета Блохин В.И. исковые требования Изотовой Л.В. не признал, пояснил, что истцу предлагалось предоставить жилье по договору социального найма, однако она выразила несогласие с предложенным вариантом. Решение о сносе спорного жилого дома администрацией Чашинского сельсовета не принималось, извещение о сносе спорного помещения в адрес собственника не направлялось.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Изотова Л.В. выражает несогласие с вынесенным решением суда в части отказа в выплате денежной компенсации. В обоснование доводов жалобы повторно указывает на наличие актов о признании спорного жилого дома аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указывает, что уведомление, предусмотренное ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее адрес не было направлено. Полагает, что действиями ответчиков нарушены ее права и права ее детей на жилище. Просила решение Каргапольского районного суда Курганской области от 10.01.2013 отменить в части отказа в выплате компенсации и вынести в данной части новое решение суда об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу истца администрация Каргапольского района выражает несогласие с ее доводами, указывает, что Изотова Л.В. с 2008 года неоднократно обращалась в суд с требованием о выкупе принадлежащей ей квартиры, однако в удовлетворении иска ей было отказано. Жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено лишь с согласия собственника помещения, однако такого согласия между Изотовой Л.В. и ответчиками не достигнуто. Выплата денежной компенсации законом не предусмотрена.
В апелляционной жалобе администрация сельсовета просит решение Каргапольского районного суда Курганской области от 10.01.2013 отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает о том, что решение о развитии застроенной территории, на котором расположен спорный аварийный дом, а также об изъятии земельного участка для муниципальных нужд по указанному выше адресу не принималось. Полагает, что обследование жилого дома по на предмет признания его аварийным и непригодным для проживания и является началом процедуры сноса.
В суде апелляционной инстанции истец Изотова Л.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика администрации сельсовета Блохина И.В., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала. Указала, что в связи с признанием дома аварийным и выделением бюджетных средств в рамках федеральной программы граждане, за исключением Изотовой Л.В., проживавшие в этом многоквартирном доме подобрали другое жилье и были из него расселены. Решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось. Истице состоявшимися ранее судебными актами было отказано в удовлетворении требований о взыскании выкупной цены, что свидетельствует о ее намерении подвергнуть пересмотру вступившие в законную силу судебные акты.
Представитель ответчика администрации Каргапольского района Пузырева Н.Л., действующая на основании доверенности, доводы представителя администрации сельсовета поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Изотова Л.В. на основании договора купли-продажи от является собственником 3-х комнатной квартиры общей площадью 75,5 кв.м., жилой площадью 44,9 кв.м., расположенной по адресу: . Совместно с детьми Изотовым С.Н., Изотовым В.Н. состоит на регистрационном учете в данном помещении. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от и справкой о составе семьи от (л.д.5, 13).
Исходя из положений пунктов 7, 42, 43, 47, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно акту обследования от , составленному Межведомственной комиссией, созданной распоряжением главы Каргапольского района от , 2-х этажный жилой дом по признан аварийным и непригодным для проживания (л.д.10).
Согласно акту от , составленному ООО "Сибстройэкспертиза", общее техническое состояние указанного выше жилого дома неудовлетворительное, а отдельных участков стен, балок перекрытия и покрытия, подшивки потолков, фундаментов, лестниц, кровли - аварийное. Дальнейшая эксплуатация здания жилого дома невозможна, ремонт нецелесообразен в связи с аварийным состоянием (л.д.11-12).
Распоряжением администрации сельсовета Каргапольского района Курганской области от здание по адресу: признано аварийным на основании выше названного акта ООО "Сибстройэкспертиза", предписано отселить жильцов указанного аварийного дома (с 1-ой по 8-ю квартиры), определены сроки отселения жильцов из указанного аварийного дома: с по (л.д.41).
Согласно письму администрации Каргапольского района от , решение об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом N по и о сносе данного дома ответчиками не принималось (л.д.56).
Как поясняла истец в ходе судебного разбирательства, в принадлежащей ей квартире N по она не проживает с 2008 года, с указанного времени проживает в жилых помещениях на основании договоров найма, от приобретения иного жилого помещения, взамен утраченного, отказалась, настаивая на выплате денежной компенсации.
Оспаривая решение суда первой инстанции, представитель администрации сельсовета Каргапольского района ссылается на то, что проведенное обследование жилого дома на предмет признания его аварийным и непригодным для проживания и является началом процедуры сноса и, учитывая положения ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), администрация сельсовета не вправе снести принадлежащие собственникам жилые помещения, находящиеся в аварийном доме.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Доводы апелляционной жалобы администрации сельсовета Каргапольского района судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
В силу ч.1 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано ст. 32 ЖК РФ.
Как указано в ч. 1, 2, 3 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В ч.10 ст.32 ЖК РФ указано на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его ст.32, указывает и Федеральный закон от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст.ст.2, 14, 16 названного Закона).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 постановления от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, в том числе, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации); соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления ... ; требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат (п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Из содержания указанных выше норм права в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд направлено на то, чтобы на территории муниципального образования не находились жилые дома, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Такое решение в силу ст.32 ЖК РФ может быть принято только после невыполнения требования, направленного собственникам квартир, о сносе дома.
Из материалов дела усматривается, что администрацией сельсовета Каргапольского района Курганской области, принявшей решение о признании многоквартирного дома аварийным, не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, в частности, требование о сносе аварийного дома N по ул, в том числе, Изотовой Л.В., как собственнику квартиры, расположенной в нем, не предъявлено, решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийным дом, либо решение о развитии застроенной территории (ст.ст. 46.1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 11 ст.32 ЖК РФ) не принимались, какие-либо меры к изъятию квартир в аварийном многоквартирном доме органом местного самоуправления не приняты, что нарушает права истицы, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии ответчика относительно сноса спорного аварийного жилого дома и удовлетворении исковых требований Изотовой Л.В. о возложении обязанности на администрацию сельсовета начать предусмотренную жилищным законодательством процедуру сноса аварийного жилья.
Доводы представителя администрации сельского совета об отказе Изотовой Л.В. от предоставления другого жилья взамен принадлежащего ей на праве собственности в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной целевой программы "Жилище" нельзя признать состоятельными, поскольку именно собственнику принадлежит право выбора способа обеспечения его жилищных прав в виде права на предоставление другого жилого помещения либо его выкупа, что в свою очередь, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в аварийном доме, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст.32 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Изотовой Л.В. о нарушении ее прав и необоснованном отказе во взыскании денежных средств в счет компенсации в виде выкупной цены за жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, также по указанным выше основаниям не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку судом установлен факт не соблюдения предварительной, являющейся обязательной, процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, в связи с чем, сделан правильный вывод об отсутствии правовых оснований для выплаты Изотовой Л.В. выкупной цены квартиры N в многоквартирном жилом доме по указанному адресу.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда соответствующим требованиям закона и добытым по делу доказательствам, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 10 января 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Изотовой , администрации сельсовета Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.