Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего судьи Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Прасол Е.В.,
при секретаре судебного заседания Абакумовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2013 гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 декабря 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора города Кургана действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Кургана привести в соответствие с требованиями действующих СНиП пожарные гидранты, находящиеся в микрорайоне Мостостроителей г. Кургана, а именно:
- ПГ N1, находящемся около жилого дома N 13 - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, установить указатель пожарного гидранта, произвести откачку воды из колодца.
- ПГ N2, находящемся около здания котельной - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, произвести откачку воды из колодца.
- ПГ N3, находящемся около дома N 23 - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, произвести откачку воды из колодца.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика Администрации г. Кургана Широченко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Кабаковой О.В., объяснения представителей третьих лиц ГУ МЧС России по Курганской области - Большаковой Н.А., ОАО "Курганводоканал" - Мисюн Н.Н., полагавших решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Прокурор г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности привести в соответствии с действующими СНиП пожарные гидранты, находящиеся в микрорайоне Мостостроителей г. Кургана. В обоснование иска указывал, что прокуратурой г. Кургана проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории мкр. Мостостроителей, в ходе которой было установлено, что на территории мкр. Мостостроителей имеются 4 пожарных гидранта (далее по тексту ПГ), которые находятся в неудовлетворительном состоянии. В ПГ N1, расположенном между домами 39 и 40, необходимо обеспечить беспрепятственный забор воды, а также подъезд пожарной техники к пожарному гидранту, обеспечить в нем необходимое давление, установить крышку колодца, а также указатель ПГ, откачать воду из колодца. В ПГ N2, находящемся между 1 и 23 домом - обеспечить беспрепятственный забор воды, а также подъезд пожарной техники к ПГ, откачать воду из колодца. В ПГ N3, с восточной стороны дома 5 - обеспечить беспрепятственный забор воды, а также подъезд пожарной техники к ПГ, обеспечить необходимое давление, установить крышку и плиту колодца, а также откачать воду из колодца. В ПГ N4, возле дома 9 - обеспечить необходимое давление, установить крышку колодца, а также указатель ПГ, откачать воду из колодца. Считал, что выявленные нарушения пожарной безопасности затрагивают право на безопасность жизни и здоровья, а также на сохранность принадлежащего имущества неопределенного круга лиц из числа граждан, проживающих на территории г. Курган. Просил обязать Администрацию г. Кургана привести в соответствие с требованиями п. 55 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" пожарные гидранты, находящиеся в пос. Мостостроителей.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Кургана исковые требования изменил, просил обязать Администрацию г. Кургана привести в соответствии требованиями "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, пожарные гидранты находящиеся в поселке Мостостроителей г. Кургана: ПГ N1, находящийся около жилого дома N 13 - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, установить указатель пожарного гидранта, произвести откачку воды из колодца; ПГ N2, находящийся около здания котельной - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, произвести откачку воды из колодца; ПГ N3, находящийся около дома N 23 - обеспечить расход воды на наружное пожаротушение жилых домов не менее 10 л/с, произвести откачку воды из колодца.
В судебном заседании представитель истца прокуратуры г. Кургана - Поляковская И.В. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить, дав пояснения, согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана - Широченко О.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, просила суд в их удовлетворении отказать. Пояснила, что Администрация г. Кургана является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку водопроводная сеть, на которой находятся ПГ принадлежит ОАО "Курганводоканал".
Представитель третьего лица ОАО "Курганводоканал" - Мисюн Н.Н. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором исковые требования, полагала, что действующим законодательством обязанность по содержанию пожарных гидрантов возложена на Администрацию г. Кургана.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Курганской области - Щекин А.В. в судебном заседании поддержал позицию представителя ОАО "Курганводоканал", полагал, что исковые требования прокурора г. Кургана подлежат удовлетворению.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ОАО "Курганстальмост" о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановленное изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым отказать прокурору г. Кургана в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Администрация г. Кургана является ненадлежащим ответчиком, поскольку пожарные гидранты относятся к водопроводным сетям, принадлежащим ОАО "Курганводоканал". Пожарные гидранты в качестве отдельных объектов не значатся в реестре муниципальной собственности. Указывает, что резолютивная часть решения суда не содержит указания на СНиП, в соответствии с которым Администрация г. Кургана должна исполнить решение суда об устранении недостатков по содержанию пожарных гидрантов в микрорайоне Мостостроителей в г. Кургане. Полагает, что требования СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 не должны применяться в отношении эксплуатируемой системы водоснабжения. Считает ссылку суда на п. 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, неверной, поскольку данный пункт Правил не устанавливает в отношении органов местного самоуправления обязанности по содержанию пожарных гидрантов.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Кургана - Широченко О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, указывала, что пожарные гидранты являются конструктивными элементами водопроводной сети, которая находится в собственности ОАО "Курганводоканал".
Представитель истца - прокурор Кабакова О.В., представители третьих лиц ГУ -МЧС России по Курганской области Большакова Н.А., ОАО "Курганводоканал" Мисюн Н.Н. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Кургана проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории микрорайона Мостостроителей г. Кургана.
В ходе указанной проверки было установлено, что на территории мкр. Мостостроителей имеются 3 пожарных гидранта ПГ, которые не соответствуют требованиям нормативных документов в сфере пожарной безопасности. В ПГ N1, расположенном вблизи жилого дома N 13 - не обеспечен требуемый расход воды, не установлен указатель ПГ, колодец затоплен водой. В ПГ N2, находящемся вблизи здания котельной и в ПГ N3, расположенном вблизи дома N 23, не обеспечен требуемый расход воды, колодцы затоплены водой.
Данные обстоятельства подтверждены заключением специалиста ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курганской области от 26.10.2012.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Кургана суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по приведению вышеуказанных пожарных гидрантов в соответствие с требованиями СНиП.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считает его верным по следующим основаниям.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с СП 8.13130.2009. "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178 (ред. от 09.12.2010)4.1 наружное противопожарное водоснабжение предусматривается на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Пожарный гидрант - техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Из вышеуказанных Правил следует, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены, очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Согласно табл. 6 "СНиП 2.04.02-84*" Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, требуемый расход воды на наружное пожаротушение жилых домов при объеме здания до 1 тыс. м3 должен быть не менее 10 л/с.
Факт несоответствия ГП расположенным в микрорайоне Мостостроителей в г. Кургане требованиям СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010) подтверждается представленным в материалы гражданского дела заключением специалиста ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Курганской области от 26.10.2012.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пожарные гидранты, расположенные по приведенным выше адресам не принадлежат ОАО "Курганводоканал", а являются собственностью МО г. Курган, в обязанности которого входит обеспечение исправности пожарных гидрантов на сетях водопровода.
ОАО "Курганводоканал" создано 01.06.2012 путем реорганизации в форме преобразования (приватизации) МУП "Курганводоканал". Имущество, ранее закрепленное на праве хозяйственного ведения за МУП "Курганводоканал", передано ОАО "Курганводоканал".
Согласно перечню передаваемого имущества, указанному в актах, пожарные гидранты при передаче сетей холодного водоснабжения в собственность ОАО "Курганводоканал" не передавались, в технической документации как составная часть сети холодного водоснабжения они не указаны, государственная регистрации права собственности на них не производилась.
Пожарные гидранты являются имуществом, которое может передаваться не только в совокупности с иными вещами в качестве их части, но и как отдельные объекты. При этом как отдельные объекты, пожарные гидранты переданы не были, а в составе водопроводных сетей не передавались в силу отсутствия сведений о включении пожарных гидрантов в состав сетей водопровода в технических паспортах на соответствующие сети.
Учитывая изложенное, ОАО "Курганводоканал" не является собственником пожарных гидрантов в микрорайоне Мостостроителей в г. Кургане.
Доказательств того, что ОАО "Курганводоканал" были переданы обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и обеспечено их финансирование ответчиком Администрацией г. Кургана суду первой инстанции и в заседание судебной коллегии не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация г. Кургана является ненадлежащим ответчиком, поскольку вышеуказанные пожарные гидранты не включены в качестве отдельных объектов в реестр муниципальной собственности, не принимаются судебной коллегией, в связи с тем, что данные пожарные гидранты как указано выше являются собственностью муниципального образования г. Курган, к компетенции которого относится в соответствии с действующим законодательством обеспечение мер пожарной безопасности и содержание средств обеспечения пожарной безопасности, в том числе обеспечение исправности пожарных гидрантов на сетях водопровода.
Так, в согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, из содержания вышеуказанного закона следует, что обязанность по принятию мер пожарной безопасности в г. Кургане лежит на Администрации города.
Кроме того, решением Курганской городской Думы от 02.07.2008 N 181 утверждены Положения "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Кургана", согласно которых первичные меры пожарной безопасности на территории города Кургана включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления города Кургана по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории города Кургана и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности осуществляется из бюджета города Кургана.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также проанализировав указанные выше нормы, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку исполнение первичных мер пожарной безопасности и их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по приведению пожарных гидрантов находящихся в микрорайоне Мостостроителей г. Кургана в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определён круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная оценка представленных сторонами доказательств. Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.