Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.,
судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 марта 2013 года гражданское дело по заявлению Администрации Белозерского района об изменении способа и порядка исполнения решения суда,
по частной жалобе Администрации Белозерского района на определение Белозерского районного суда Курганской области от 14 февраля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Администрации Белозерского района об изменении способа и порядка исполнения решения суда по гражданскому делу по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Орлова О.А. к Администрации Белозерского района Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., полагавшей определение суда не подлежащем отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Белозерского района обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Белозерского районного суда Курганской области от 13.09.2012.
В обоснование заявления указано, что решением Белозерского районного суда Курганской области от 13.09.2012 на Администрацию Белозерского района возложена обязанность по предоставлению Орлову О.А. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в границах , общей площадью не менее 18 кв.м. В связи с внесением изменений в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищный кодекс Российской Федерации относительно предоставления жилых помещений указанной категории лиц на основании договора специализированного найма, просит изменить способ исполнения решения Белозерского районного суда Курганской области от 13.09.2012 с предоставления жилого помещения Орлову О.А. по договору социального найма на предоставление последнеему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в границах , соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору специализированного найма.
В судебном заседании представитель заявителя Никитина Н.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснила, что в настоящее время у Администрации Белозерского района отсутствуют помещения специализированного жилищного фонда для предоставления жилья категории лиц, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Представитель заинтересованного лица сектора по опеке и попечительству МУ ОНО Администрации Белозерского района Курганской области Михалева А.С., действующая на основании доверенности, заявление об изменении способа исполнения решения суда поддержала.
Заинтересованное лицо Орлов О.А., представитель Белозерского РО СП УФССП по Курганской области не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
Прокурор, участвующий в деле Каранда П.В., просил в удовлетворении заявления отказать, считал его необоснованным.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В обоснование доводов частной жалобы указывает, что в целях пресечения незаконных сделок и факта мошенничества с жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также создания таких условий, при которых такие преступления станут невозможными были внесения изменения в законодательство Российской Федерации относительно предоставления жилых помещений указанным категориям лиц. В соответствии с изменениями, внесенным в ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 жилые помещения детям-сиротам должны предоставляться по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан заключить с лицом договор социального найма на занимаемое жилое помещение и исключить жилье из специализированного жилищного фонда. Полагает, что при изменении способа и порядка исполнения решения суда правовое положение Орлова О.А. не изменится. Кроме того полагает, что Орловым О.А. не реализовано право на предоставление жилья, поскольку по состоянию на 01.01.2013 жилое помещение ему не предоставлено.
Согласно ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) - частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что решением Белозерского районного суда Курганской области от 13.09.2012 удовлетворены исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Орлова О.А. к Администрации Белозерского района Курганской области о предоставлении жилого помещения. На Администрацию Белозерского района Курганской области возложена обязанность предоставить Орлову О.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах , соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
На момент рассмотрения настоящего дела решение суда не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений других органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Изменение способа и порядка исполнения решения предусматривает замену одного вида исполнения другим, без изменения существа принятого решения.
На основании ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вышеуказанные положения нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, препятствующих исполнению судебного решения либо затрудняющих его исполнение, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также о соблюдении прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Таким образом, по смыслу указанных норм права такие обстоятельства, исходя из которых суд вправе изменить способ и порядок его исполнения, должны носить исключительный характер, являясь существенным препятствием к исполнению должником решения суда.
Обращаясь с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Белозерского районного суда Курганской области от 13.09.2012, и в обоснование доводов частной жалобы заявитель, в качестве основания, влекущего необходимость изменения способа и порядка исполнения решения суда, ссылался на изменения, внесенные в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым с 01.01.2013 предоставление жилых помещений указанной категории лиц осуществляется из специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма.
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разрешая заявленное Администрацией Белозерского района требование об изменении способа и порядка исполнения решения суда суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Орлов О.А., являясь лицом, относящимся к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии, предусмотренные указанными выше нормами права, реализовал свое право на предоставление таких гарантий путем обращения в суд за защитой своих прав.
Довод частной жалобы о том, что решение суда о предоставлении Орлову О.А. жилья по договору социального найма не исполнено, в связи с чем им не реализовано право на предоставление жилья, судебная коллегия полагает основанном на неверном толковании норм права.
Отказывая в удовлетворении заявления об изменении порядка и способа исполнения состоявшегося по делу судебного решения, суд первой инстанции также правильно исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своего требования, не относятся к тем, которые свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда.
При вынесении решения суда о предоставлении Орлову О.А. жилого помещения вопрос о предоставлении жилья по договору социального найма входил в предмет спора, по которому состоялось судебное решение. Таким образом, предоставление жилого помещения по договору специализированного найма будет свидетельствовать об изменении существа решения. Вместе с тем, законодатель, предусматривая возможность изменения способа и порядка исполнения решения, исходит из того, что при разрешении заявления в порядке ст. 203 ГПК РФ не может быть изменено существо самого решения.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации Белозерского района Курганской области является верным, поскольку при его удовлетворении будет, по сути, изменено содержание вступившего в законную силу решения суда, что противоречит закону и будут нарушены права истца.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на установленных судом обстоятельствах, не противоречат действующему законодательству, регулирующему порядок предоставления жилых помещений лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Белозерского районного суда Курганской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации Белозерского района - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.