Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Прасол Е.В., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 марта 2013 года гражданское дело исковому заявлению Батухтиной А.С. к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о возложении обязанности по включению в список на получение единовременной денежной выплаты
по апелляционной жалобе Батухтиной А.С. на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 11 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Батухтиной к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о возложении обязанности по включению в список на получение единовременной и ежемесячной выплат удовлетворить частично.
Обязать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" включить Батухтину Александру Степановну в список на право получения единовременной денежной выплаты в размере рублей, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки с 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих в работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителя истца - Мазунина О.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батухтина А.С. обратилась в суд с иском к филиалу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о включении в список на получение единовременной денежной выплаты. В обоснование заявленных требований указывала, что относится к категории медицинских работников, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки с 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих в работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях". В период с 02.02.1971 по 04.04.1995 она работала в медицинском государственном учреждении, проживала в сельской местности, в настоящее время является пенсионером и инвалидом III группы. Просила возложить на ответчика обязанность включить ее в список на получение единовременной денежной выплаты в размере руб. за период с 01.01.2005 по 30.04.2008.
В судебном заседании представитель Батухтиной А.С. - Мазунин О.Ю. заявленные требования поддерживал, пояснял, что с 1971 года истец работала помощником санврача в санитарно-гигиенической лаборатории в Варгашинской санэпидстанции. В 1989 году Варгашинская районная санэпидстанция была реорганизована в самостоятельное предприятие, впоследствии была переименована в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", позднее в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах". В апреле 1995 года Батухтина А.С. в связи с выходом на пенсию была уволена. В период трудовой деятельности истцу предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. С 2005 года данные выплаты прекращены ввиду отсутствия денежных средств. В 2012 году осуществление указанных выплат возобновлено, но Батухтиной А.С. их не производят. Полагал, что истец имеет право на получение денежных выплат как медицинский работник, отработавший в государственном учреждении с 1971 года по 1995 год, проживающий в сельской местности, так как выплаты сохраняются не только за работающими гражданами, но и за пенсионерами.
Представитель ответчика ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" - Маслов Д.В. с исковыми требованиями не соглашался, указывал, что единовременная денежная выплата осуществляется за фактически отработанное время. Батухтина А.С. в апреле 1995 года была уволена в связи с выходом на пенсию. Представленные истцом расчеты не оспаривал.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Батухтина А.С. просит решение суда отменить. Полагает, что права выбора льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг у нее не было до 17.10.2011, то есть до вступления в законную силу Постановлением Правительства РФ N 839 "О мерах социальной поддержки с 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих в работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
В возражениях представитель ответчика считает доводы апелляционной жалобы истца необоснованными.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации в статье 39 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Материалами дела установлено, что 02.04.1971 Батухтина А.С. принята на должность помощника санврача Варгашинской районной санэпидстанции, впоследствии переименованной в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", позднее в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах" (л.д. 11-12).
04.04.1995 истец была уволена из ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
В период осуществления трудовой деятельности и по настоящее время Батухтина А.С. проживает по адресу: (л.д. 7, 15).
Квалифицированным работникам системы здравоохранения, проживающих в сельской местности, в соответствии с Постановлениями ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране", Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 предоставлялась льгота по обеспечению их бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре.
Пунктом 10 постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 было предусмотрено предоставление соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и подлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках.
Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работавшие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений, в частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. При этом в нее были введены п.п. 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В настоящее время Батухтина А.С. является получателем трудовой пенсии по старости и единовременной денежной выплаты по III группе инвалидности, что подтверждается пенсионным удостоверением , справкой Государственного учреждения - Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Варгашинском районе Курганской области (л.д. 10, 18).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Конституцией Российской Федерации не предусмотрено оснований, допускающих различия в правовом регулировании по предоставлению социальных льгот медицинским работникам, имевшим право на получение мер социальной поддержки до 31.12.2004 и вышедшим на пенсию, по сравнению с работающими специалистами этой сферы.
Кроме того, различия в реализации указанных прав в зависимости от социального статуса гражданина, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Батухтина А.С., являясь медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, до 31.12.2004 пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилого помещения с отоплением и освещением. В 2005 году указанные выплаты истцу прекращены, что сторонами не оспаривалось.
По сведениям, представленным филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", Батухтина А.С. единовременную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления, освещения, а также ежемесячные выплаты с 01.01.2005 не получала (л. д. 16).
С учетом положений вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о сохранении за Батухтиной А.С. права на ранее приобретенную льготу, которая по действующему в настоящее время законодательству предоставляется в виде мер социальной поддержки - единовременной и ежемесячных выплат.
Согласно п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
В рамках предоставленных полномочий, Правительством Российской Федерации 17.10.2011 принято постановление N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как установлено материалами дела Батухтина А.С. в период с 1971-1995 года работала в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", которое, в свою очередь, является филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 (в редакции от 12.08.2008) ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" включено в перечень федеральных санитарно-эпидемиологических учреждений.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" предписано осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Порядок осуществления единовременной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 N 1556ан/174н, в пункте 10 которого указано, что единовременная денежная выплата, начисленная за отработанное в учреждении время в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года, производится учреждением способом, указанным работником в заявлении, в течение двух месяцев со дня подачи работником заявления с документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Батухтиной А.С. 17.01.2007 бессрочно установлена инвалидность III группы, что подтверждается справкой , выданной филиалом N 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области (л.д. 9).
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты) (ст. 31 Закона).
Порядок предоставления жилищно-коммунальной выплаты гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" до 01.01.2013 устанавливался Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.02.2005 N 33 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
В п. 3 указанного Постановления предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на жилищно-коммунальные выплаты по нескольким основаниям, ЖКВ устанавливается по одному из них, согласно выбору получателя.
По данным филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по Варгашинскому району жилищно-коммунальная выплата Батухтиной А.С. производилась в период с января 2008 года по октябрь 2012 года (л. д. 13-14, 17).
С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований истца, указав, что Батухтина А.С. уже воспользовалась предоставленным ей правом выбора мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как инвалид, получая с января 2008 года ежемесячную жилищно-коммунальную выплату, и возложил на ответчика обязанность включить истца в список на право получения единовременной денежной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 ? 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" в размере руб. за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
Довод апелляционной жалобы Батухтиной А.С. о том, что она имеет право на включение ее в списки на получение единовременной выплат за период с 01.01.2005 по 30.04.2008, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из приведенных федеральных норм в их взаимосвязи с региональными нормами следует, что они не предусматривают возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
С учетом чего исковые требования подлежали удовлетворению в части включения в список на получение единовременной выплаты за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 в сумме руб. Поскольку в резолютивной части решения суда отсутствует указание об отказе в удовлетворении остальных исковых требований, резолютивная часть решения суда должна быть дополнена таким указанием.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного акта мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права. Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 11 января 2013 года без изменения, апелляционную жалобу Батухтиной - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием об отказе в удовлетворении исковых требований Батухтиной А.С. в остальной части.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.