Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Абакумовой Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 апреля 2013 года гражданское дело по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к Старцевой Н.Т., администрации г. Далматово Курганской области о признании отсутствия права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления о постановке на учет, возложении обязанности снять с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 января 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Главного управления социальной защиты населения Курганской области к и Администрации города Далматово Курганской области о признании отсутствия у права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент приятия постановления Администрации города Далматово Курганской области от , признании незаконным постановления Администрации города Далматово Курганской области от о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности на Администрацию города Далматова Курганской области снять с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать за необоснованностью данных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Щур Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление социальной защиты населения Курганской области обратилось в суд с иском к Старцевой Н.Т., администрации г. Далматово Курганской области о признании отсутствия у Старцевой Н.Т. права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент приятия постановления администрации города Далматово Курганской области от , признании незаконным постановления администрации города Далматово Курганской области от о постановке Старцевой Н.Т. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию города Далматово Курганской области снять Старцеву Н.Т. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что Главное управление социальной защиты населения Курганской области является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. Старцева Н.Т. является вдовой участника Великой Отечественной войны, с состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Далматово Курганской области. Комиссией по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, были рассмотрены заявление Старцевой Н.Т. о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья и документы, послужившие основанием для постановки Старцевой Н.Т. на учет нуждающихся. По результатам оценки данных документов комиссией принято решение об отказе Старцевой Н.Т. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Истец полагал незаконной постановку Старцевой Н.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку основания для принятия ее на учет отсутствовали. Указывал, что Старцева Н.Т. с 1984 года проживает и зарегистрирована в двухкомнатной квартире, площадью 48,8 кв.м, расположенной по . Данная квартира ранее принадлежала ей и ее мужу на праве собственности и была подарена их сыну Старцеву А.А. согласно договору дарения от . Истец полагал, что Старцева Н.Т. после отчуждения квартиры не утратила право проживания в ней, сохранила право пользования данным жилым помещением. Ее обеспеченность жилым помещением превышает установленную на территории г. Далматово учетную норму. Указанные обстоятельства, по мнению истца, подтверждают отсутствие у Старцевой Н.Т. права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим считали незаконным постановление администрации г. Далматово Курганской области от , в соответствии с которым Старцева Н.Т. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Кривощекова О.В. на удовлетворении иска настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика Старцевой Н.Т. по доверенности Постовалов В.В. с иском не согласился. Указывал, что Старцева Н.Т. не имеет жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма. Членом семьи собственника квартиры, в которой она проживает, она не является, так как ее сын проживает со своей семьей в другом населенном пункте. Старцева Н.Т. проживает в квартире одна, совместного хозяйства они с сыном не ведут. Таким образом, равного с собственником спорной квартиры права пользования ею ответчик не приобрела. Между ней и сыном заключен договор найма жилья. С момента отчуждения ранее принадлежащего Старцевой Н.Т. жилого помещения прошло более пяти лет. Просил в иск отказать.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Далматово Курганской области по доверенности Ильиных А.В. с иском не согласился, указывал, что Старцева Н.Т. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Оснований для признании постановления администрации города Далматово о принятии Старцевой Н.Т. на учет нуждающихся, а также для снятии Старцевой Н.Т. с соответствующего учета не имеется. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области, третье лицо Старцев А.А. в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 39, 46).
В представленном отзыве Правительство Курганской области доводы искового заявления истца поддержало, указав, что доказательств нуждаемости Старцевой Н.Т. в жилом помещении не представлено.
Далматовским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Главное управление социальной защиты населения просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы истец ссылается на доводы, ранее изложенные в исковом заявление и в судебном заседании. Полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Старцева Н.Т. ранее была вселена и зарегистрирована в квартире площадью 48,8 кв.м, расположенной по , как ее собственник, затем с согласия нового собственника - своего сына, она продолжала проживать и проживает в квартире по настоящее время. Действий по вселению Старцевой Н.Т. в указанную квартиру на каких-либо условиях ее сын не осуществлял. Полагает, что Старцева Н.Т. не утратила право пользования спорной квартирой, в которой проживает с 1984 года.
В заседании судебной коллегии представитель истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области по доверенности Щур Н.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении иска.
Ответчик Старцева Н.Т и ее представитель, а также представители ответчика администрации г. Далматово Курганской области, третьих лиц - Правительства Курганской области, филиала ГУ СЗН Курганской области- отдела социальной защиты населения по Далматовскому району, третье лицо Старцев А.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, Старцева Н.Т. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом "О ветеранах" (л.д. 60, 63-66).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из материалов дела следует, что Старцева Н.Т. обратилась с заявлением в администрацию г. Далматово о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны
, ссылаясь на отсутствие у нее жилого помещения (л.д. 54).
Постановлением администрации г. Далматово от Старцева Н.Т. с составом семьи 1 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, как жена погибшего военнослужащего, не обеспеченная жилой площадью (л.д. 53).
Старцева Н.Т. обратилась в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения (л.д. 9).
По результатам рассмотрения данного заявления решением комиссии по вопросам предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, Старцевой Н.Т. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с тем, что она проживает в квартире площадью, превышающей установленную учетную норму, была вселена в нее как собственник, имела и имеет право проживания в ней, о чем заявителю направлено уведомление (л.д. 30).
Оспаривая законность постановки ответчика Старцевой Н.Т. на учет, ее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Главное управление социальной защиты населения Курганской области обратилось в суд с требованиями признать незаконным постановление администрации г. Далматово о постановке Старцевой Н.Т. на учет нуждающихся в жилом помещении и снять ее с данного учета.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей в жилых помещениях определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решением Далматовской городской Думы от установлена учетная норма в размере 12 кв.м. общей площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 51).
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отказывая Главному управлению социальной защиты населения Курганской области в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления администрации г. Далматово Курганской области от о постановке Старцевой Н.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления Старцева Н.Т. ни в собственности, ни по договору социального найма жилого помещения не имела, равных с нанимателем или собственником жилого помещения прав по пользованию занимаемым жилым помещением не приобрела.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что Старцева Н.Т. не является собственником или нанимателем какого-либо жилого помещения, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
С 1984 года ответчик зарегистрирована и проживает в квартире площадью 48,8 кв.м., расположенной по адресу: .
Указанная квартира принадлежала Старцевой Н.Т. на праве собственности, была подарена ответчиком своему сыну Старцеву А.А. (л.д. 25), однако после заключения договора дарения она продолжает проживать в данном жилом помещении.
В силу частей 1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения, требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Таким образом, равное с собственником право пользования жилым помещением законодатель связывает с двумя моментами: принадлежность к определенной категории лиц и проживание в жилом помещении вместе с собственником.
Из материалов дела следует, что Старцева Н.Т. проживает в спорном жилом помещении, одна. Собственник квартиры - сын Старцев А.А. проживает отдельно со своей семьей по адресу: 1 (л.д. 44, 75)
Правоотношения Старцевой Н.Т. и ее сына - собственника квартиры Старцева А.А. в отношении пользования квартирой, расположенной по адресу: , урегулированы договором найма от (л.д. 62,71-74).
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, приведенных выше норм жилищного законодательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика Старцевой Н.Т. равного с собственником права пользования занимаемой ею квартирой.
Основания, указанные в ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии Старцевой Н.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент вынесения оспариваемого постановления администрации города Далматово отсутствовали, поскольку с момента отчуждения принадлежащей Старцевой Н.Т. на праве собственности квартиры прошло более пяти лет.
Предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия Старцевой Н.Т. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий судом также не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований о признании незаконным оспариваемого постановления администрации г. Далматово Курганской области, снятии Старцевой Н.Т. с учета нуждающихся в жилом помещении..
Решение суда сомнений в законности не вызывает, доводы апелляционной жалобы основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истца, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены судебного решения.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 января 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.