Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 апреля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МКОУ "Вечерняя сменная общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности по оборудованию здания кнопкой экстренного вызова полиции,
по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле на решение Катайского районного суда Курганской области от 21 февраля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Ильинская средняя общеобразовательная школа" об обязании оборудовать здание школ кнопкой экстренного вызова полиции отказать в связи с необоснованностью.
Заслушав доклад судьи областного суда Фоминой А.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя третьего лица МУ "Управление образования Администрации Катайского района" Свежинина А.В., возражавшего против доводов апелляционного представления, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Катайского района Курганской области обратился в суд с исками к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" (далее по тексту МКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа") и муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Ильинская средняя общеобразовательная школа" (далее по тексту МКОУ"Ильинская средняя общеобразовательная школа") о возложении обязанности по оборудованию зданий школ кнопкой экстренного вызова полиции. В обоснование иска указывал, что в ходе проверки прокуратурой Катайского района Курганской области соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности, а также в сфере обеспечения безопасности условий для обучения и воспитания несовершеннолетних лиц было установлено, что в МКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" и МКОУ"Ильинская средняя общеобразовательная школа" состояние антитеррористической защищенности находится не на должном уровне ввиду отсутствия кнопки экстренного вызова полиции. Считает, что обеспечить защиту и охрану учреждений возможно только с привлечением правоохранительных органов, оперативное реагирование которых возможно при наличие тревожной сигнализации. Полагает, что отсутствие кнопки экстренного вызова полиции отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных образовательных учреждений. Просил обязать МКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" и МКОУ"Ильинская средняя общеобразовательная школа" оборудовать здание школ кнопкой экстренного вызова полиции.
Определением судьи Катайского районного суда Курганской области от 11.02.2013 гражданские дела по иску прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга несовершеннолетних к МКОУ "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", и по иску прокурора Катайского района к МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца прокурор Ильина Ж.Н. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить, дав пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица МУ "Управления образования администрации Катайского района" - Свежинин А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора Катайского района Курганской области не возражал и пояснил, что в Катайском районе разработана целевая программа "Безопасность образовательных учреждений на 2011-2013 годы", которой предусмотрено оборудование зданий образовательных учреждений кнопками экстренного вызова полиции.
В судебное заседание не явились представители ответчиков МКОУ "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа", о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежаще, представили письменные заявления, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле просит решение суда отменить принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает, доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении и данным представителем прокуратуры в судебном заседании. Ссылается, что данная мера обеспечения безопасности учащихся применяется на территории всех субъектов Российской Федерации как одна из наиболее эффективных мер, позволяющих незамедлительно отреагировать при посягательстве на жизнь учащихся. Полагает, что прокуратурой Катайского района Курганской области в ходе рассмотрения дела представлено достаточно доказательств непринятия ответчиками достаточных и своевременных мер по оборудованию школ кнопкой экстренного вызова полиции. Ссылается на то, что представитель третьего лица МУ "Управление образования Администрации Катайского района" в судебном заседании согласился с исковыми требованиями в полном объеме, однако, несмотря на это, суд отказал в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. доводы апелляционного представления поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица МУ "Управления образования администрации Катайского района" Свежинин А.В. в заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционного представления возражал, считал решение суда законным и обоснованным, пояснив, что нет необходимости обязывать ответчиков оборудовать данные школы кнопками экстренного вызова полиции, поскольку целевой программой предусмотрено установка данных кнопок в 2013 году. Поскольку во время учебного года нет возможности проводить работы по установке данных кнопок в школах, поэтому кнопки экстренного вызова полиции в МКОУ "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" будут установлены во время летних каникул до 01.09.2013.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков МКОУ "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа", о дате и времени рассмотрении дела были извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения и на территории муниципального района.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии
с
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями) под противодействием
терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Катайского района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности, а также в сфере обеспечения безопасности условий для обучения и воспитания несовершеннолетних в МКОУ "Катайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа", в результате которой было установлено, что здания данных школ не оборудованы тревожной сигнализацией для экстренного вызова полиции.
29.10.2010 Администрацией Катайского района Курганской области принята "Целевая программа Катайского района "Безопасность образовательных учреждений на 2011-2013 годы", целью которой является создание условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся воспитанников и работников, а также сохранение материальных ценностей образовательных учреждений от возможных пожаров, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.
Разрешая спор и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с принципами относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и их взаимной связи в совокупности, суд пришел к правильному выводу, что заявленные прокурором требования преждевременны, поскольку конечный срок реализации "Программы" установлен до окончания 2013 года. В связи с этим у ответчиков имеется время для самостоятельного и добровольного выполнения предусмотренных Программой мероприятий, в том числе оборудование МКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" кнопкой тревожной сигнализацией для экстренного вызова полиции.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований прокурора Катайского района Курганской области суд первой инстанции обоснованно указал, что в письме Минобрнауки Российской Федерации от 04.06.2008 N 03-1423 "О методических рекомендациях", а также в письме Роспотребнадзора N 01/2050-8-23, МЧС Российской Федерации N 43-828-19, Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-102/029 от 12.03.2008 "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" содержатся рекомендации по оборудованию образовательных учреждений кнопкой экстренного вызова полиции либо телефонным аппаратом.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что ни одна из перечисленных выше норм материального права не содержит указаний на обязательность установки кнопки тревожной сигнализацией для экстренного вызова полиции образовательными учреждениями в рамках предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории указанных учреждений. В иных нормативно-правовых актах соответствующие указания также отсутствуют.
"Целевая программа Катайского района "Безопасность образовательных учреждений на 2011-2013 годы" к числу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные для исполнения предписания, не относится, а содержит лишь рекомендации по обеспечению безопасности объектов учреждений образования, не устанавливая обязательных требований.
При таких обстоятельства судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законные основания для возложения на МКОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", МКОУ "Ильинская средняя общеобразовательная школа" соответствующих обязанностей отсутствуют, в связи с чем исковые требования прокурора Катайского района Курганской области не подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определён круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная оценка представленных сторонами доказательств. Выводы суда подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их правильными, соответствующими материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катайского районного суда Курганской области от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Катайского района - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.