Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 апреля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Егоровой к Администрации города Кургана о признании действий по исключению из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконными, признании права на получение социальной выплаты, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Егоровой на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Егоровой к Администрации г. Кургана о признании действий по исключению из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" незаконными, признании права на получение социальной выплаты, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя истца Егоровой И.Н. по доверенности Феоктистова А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации города Кургана по доверенности Голощаповой О.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Егорова И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана о включении в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование иска указала, что с на основании распоряжения Главы г. Кургана состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Администрации города Кургана с составом семьи 4 человека. истцом было подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которое было принято уполномоченным лицом ответчика. истцом было вновь подано заявление о включение в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, которое вновь было принято уполномоченным лицом ответчика. Письмом от ответчик уведомил об исключении семьи истца из данной подпрограммы в связи с достижением ее супругом Егоровым А.В. в 2012 году возраста 36 лет, поскольку, по мнению ответчика, достижение данного возраста одним из участников подпрограммы не позволяет участвовать в ней далее. Считала такие действия ответчика незаконными, полагала, что в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Указала, что включением ее семьи в указанную подпрограмму со стороны ответчика совершены конклюдентные действия, которые выражают волю стороны на установление правоотношений. Совершение конклюдентных действий равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями. В связи с чем просила включить ее семью в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Впоследствии истец неоднократно изменяла исковые требования, в последнем варианте просила признать за ней право на получение социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, взыскать с ответчика в ее пользу социальную выплату, предусмотренную Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, в размере остатка ссудной задолженности по договору займа от на , в сумме коп.
В судебном заседании представители истца Егоровой И.Н. по доверенности Феоктистов А.Г. и Полянский А.Н. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске, полагая, что положения подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусматривают возможности исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Бояльский А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что достижение супругом Егоровой И.Н. возраста 36 лет не позволяет семье быть участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях полагал, что действия ответчика по исключению семьи истца из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы соответствуют подпункту "а" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, целям и задачам подпрограммы.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Егорова И.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение вынесено с явным нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене. Указывает, что условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от , которым утверждена федеральная целевая программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
В дополнении к апелляционной жалобе истец Егорова И.Н. ссылается на региональную судебную практику, которой, по мнению истца, противоречит принятое по делу решение.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области полагает, что решение суда является законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Егоровой И.Н. по доверенности Феоктистов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования истца удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Голощапова О.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражений против апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Егорова И.Н. с состоит в зарегистрированном браке с Егоровым А.В., от брака имеются дети , года рождения, и , года рождения.
Постановлением Администрации города Кургана от Егорова И.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи четыре человека: муж, два сына, общая очередь номер - , по категории "молодая семья".
Егоровым А.В., Егоровой И.Н. подано заявление в Администрацию города Кургана о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Поскольку семья Егоровой И.Н. соответствовала данным условиям, на основании заявления от 5 июля 2011 года семья истца была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и значилась в списке участников указанной подпрограммы под номером .
Егорова И.Н., Егоров А.В., заключили договор купли-продажи трехкомнатной в .
В этот же день между ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" и Егоровой И.Н., Егоровым А.В. был заключен договор займа по которому последним предоставлен заем в размере рублей сроком на месяцев под % годовых для приобретения в .
в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права общей долевой собственности , Егоровой И.Н., Егорова А.В., на с обременением ипотекой в силу закона.
Социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилья не была использована семьей Егоровой И.Н. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в связи с недостаточным финансированием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодой семьи. Средства на реализацию названной программы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей.
Думы от утверждена целевая программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области, приложением к которой является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы".
В Приложении к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно пункту 6 действующих Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Подпунктом "е" пункта 2 действующих Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575) предусмотрена возможность использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
5 июля 2011 года Егоровой И.Н. и Егоровым А.В. подано заявление в Администрацию города Кургана о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно списку молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 года, семья Егоровой И.Н. включена в состав участников указанной подпрограммы под номером .
Письмом от заместителя руководителя Администрации города Кургана, директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М., Егорова И.Н. была уведомлена о том, что в связи с достижением супругом Егоровым А.В., года рождения, в 2012 году возраста 36 лет, семья заявителя не может быть более участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поэтому исключена из списков участников действующей подпрограммы.
Проанализировав положения действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также предусмотренные подпрограммой Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Администрации города Кургана по исключению семьи истца из списка участников подпрограммы в связи отсутствием оснований для дальнейшего участия в подпрограмме не противоречат закону и являются правомерными.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодательством и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, включающую в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью указанной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты.
Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты, в том числе ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году (подпункт "а" пункта 6 Правил), предоставив тем самым органу местного самоуправления, принимающему в соответствии с федеральным законодательством (пункт 17 Правил) решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы, полномочия по исключению молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае, если будет установлено отсутствие у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с несоответствием возрастному критерию.
Принимая во внимание, что согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (пункт 23 Правил), возможность исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, соответствует адресному и целевому характеру использования бюджетных средств, а также отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истца, которые основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку выводов суда, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Шарыпова
О.Н. Богданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.