Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.
судей Шарыповой Н.В., Богдановой О.Н.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 апреля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Трохина к Администрации города Кургана о предоставлении жилья
по апелляционной жалобе Трохина на решение Курганского городского суда Курганской области от 30 января 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Трохина к Администрации г. Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя истца Трохина Р.О. по доверенности Андрюкова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации города Кургана по доверенности Перебаскиной Ю.С., представителя ответчика Правительства Курганской области по доверенности Ларионовой М.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трохин Р.О. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Кургана о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте города Кургана, соответствующего санитарно-техническим нормам, жилой площадью не менее 15 кв.м, по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Трохина Л.М. решением Курганского городского суда Курганской области от признана безвестно отсутствующей, отец - Трохин О.Ф. решением Курганского городского суда Курганской области от также признан безвестно отсутствующим. Родители жилья не имели, в связи с чем за истцом жилое помещение не закреплялось. Постановлением Администрации города Кургана от истец принят на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по льготному основанию, однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено. Полагает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в муниципальном образовании город Курган по договору социального найма согласно норме предоставления жилья. Право требования истец основывал на положениях пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании представитель истца Трохина Р.О. по доверенности Андрюков А.М. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что к правоотношениям сторон подлежит применению законодательство, действующее до 1 января 2013 года, и истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, поскольку он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2013 года и в силу своего возраста и психологической зрелости Трохин Р.О. не нуждается в таком ограничении прав на жилое помещение как установление в отношении жилья режима специализированного найма.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Перебаскина Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что Администрация города Кургана не является надлежащим ответчиком по делу. Полагала, что правовые основания для предоставления Трохину Р.О. жилого помещения на основании договора социального найма отсутствуют, в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель соответчика Правительства Курганской области, привлеченного к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация города Кургана.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Трохин Р.О. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Соглашаясь с выводом суда о том, что до 1 января 2013 года он не был обеспечен жилым помещением, возражает против применения к спорным правоотношениям сторон положений Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 1 января 2013 года, предусматривающей предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Указывает, что значимыми для дела обстоятельствами являются: дата обращения истца за реализацией своих прав, дата начала рассмотрения дела, дата принятия закона, фактически ухудшающего положение истца. Трохин Р.О. обратился в Администрацию города Кургана с целью постановки на льготную очередь по предоставлению жилья летом 2012 года, в октябре 2012 года - поставлен на очередь, в 2012 году предъявил иск в суд, в связи с чем полагает, что при разрешении спора применению подлежит Федеральный закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, предусматривавшей предоставление лицам указанной категории жилых помещений вне очереди на основании договора социального найма.
Истец Трохин Р.О. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Трохина Р.О. по доверенности Андрюков А.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования истца удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации города Кургана по доверенности Перебаскина Ю.С. и Правительства Курганской области по доверенности Ларионова М.С. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Трохин Р.О., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Мать - Трохина Л.М., имевшая регистрацию в , оставила Трохина Р.О. в года в , в связи с чем он был определен в реабилитационный центр г. Кургана, объявлен розыск родителей.
С несовершеннолетний находился в школе-интернате , впоследствии стал воспитанником Ольховского детского проживал по адресу: .
Мать Трохина Л.М. решением Курганского городского суда Курганской области от признана безвестно отсутствующей.
Отец истца - Трохин О.Ф. решением Курганского городского суда Курганской области от также признан безвестно отсутствующим.
Трохин Р.О. окончил муниципальное общеобразовательное учреждение "Ольховская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области".
окончил ФГОУ СПО "Шадринский политехнический колледж".
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Трохин Р.О. не имеет, жилое помещение на период опеки и попечительства за ним не закреплялось.
В настоящее время истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: , , , принадлежащем на праве собственности Бакиной Л.А., которая родственником истцу не приходится.
Постановлением Администрации города Кургана от Трохин Р.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Наличие у истца статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право не обеспечение жилым помещением установлено судом и не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
В судебном порядке истец просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению жилым помещением по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Трохина Р.О. права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правомерным.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в статьи 57, 92, 103, главы 9 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку Трохин Р.О. до вступления в силу указанного Федерального закона не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, истец может быть обеспечен жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Вместе с тем, истец в судебном заседании настаивал на возложении на ответчика обязанности предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма в соответствии с положениями законодательства, действовавшего до 1 января 2013 года.
Принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении требований о предоставлении жилья по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы Трохина Р.О. о том, что он обратился за реализацией своих прав в Администрацию города Кургана с заявлением о принятии на жилищный учет по льготной категории и в суд с исковыми требованиями в 2012 году, поэтому к спорным правоотношениям не может быть применено законодательство, действующее с 1 января 2013 года, фактически ухудшающее положение истца предоставлением жилья по договору найма специализированного жилого помещения, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание как основанные на неправильном толковании закона.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступивший в силу с 1 января 2013 года, распространил новое правовое регулирование, предусмотренное указанным законом, на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не реализовавших право на обеспечение жилым помещением до вступления закона в силу, при этом по смыслу закона под реализацией такого права следует понимать фактическое получение гражданином указанной категории жилого помещения.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истца, которые основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца Трохина Р.О.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Трохина - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Шарыпова
О.Н. Богданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.