Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Шарыповой Н.В., Тимофеевой С.В.,
при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 7 мая 2013 года гражданское дело по иску Васильевой О.Ю. к Главному управлению образования Курганской области об оспаривании решения об отказе в выдаче субсидии при рождении ребенка, возложении обязанности по выдаче субсидии при рождении ребенка
по апелляционной жалобе Главного управления образования Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Васильевой удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" от в части отказа Васильевой в предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении ребенка).
Обязать Главное управление образования Курганской области предоставить Васильевой материнский капитал (субсидию при рождении ребенка) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Главного управления образования Курганской области по доверенности Художитковой Е.А., возражения на нее истца Васильевой О.Ю. и ее представителя по устному ходатайству Кокшаровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильева О.Ю. обратилась в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче субсидии молодой семье при рождении (усыновлении) ребенка; возложении обязанности предоставить субсидию молодой семье при рождении (усыновлении) ребенка.
В обоснование требований указано, что истец в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" обратилась в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка.
Васильевой О.Ю. направлено уведомление Главным управлением образования Курганской области об отказе в предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка в связи с тем, что задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья возникла после рождения (усыновления) ребенка.
Указывает, что отказ в предоставлении субсидии является незаконным, нарушающим право молодой семьи на улучшение жилищных условий, основан на несоответствующих выводах и подлежит отмене.
Семья Васильевой О.Ю., как неполная и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, полностью соответствует требованиям раздела 4 подпрограммы.
В года Васильева О.Ю. обратилась в Строительную компанию "Сибирский газовик", где менеджером компании ей было предложено внести первый взнос, и подождать аккредитации дома. Был заключен договор долевого участия в строительстве.
В указанный в договоре срок СК "Сибирский газовик" дом сдан не был, срок сдачи дома был перенесен. Из-за невозможности оформления квартиры в кредит через ОАО "КИЖК" истец была вынуждена отказаться от бронирования квартиры в строящемся доме в . по и расторгнуть договор долевого участия.
В года Васильева О.Ю. обратилась к новому застройщику ООО "СМУ "КПД". На момент рождения ребенка истцом был заключен договор участия в долевом строительстве от с ООО СМУ "КПД" на приобретение однокомнатной общей площадью кв.м., расположенной на строения в десятиэтажном многоквартирном жилом доме со встроено-пристроенными магазинами по адресу: . Стоимость квартиры составила руб., из которых руб. уплачиваются участником долевого строительства за счет собственных средств; руб. - за счет ипотечного кредита, предоставляемого Курганским отделением Сбербанка России.
На момент рождения ребенка у молодой семьи имелся остаток невыплаченной стоимости строящегося жилья, что отвечает требованиям подпрограммы.
Справкой Курганского отделения Сбербанка России от подтверждено, что Васильева О.Ю. представила в банк документы на выделение жилищного кредита с целью участия в долевом строительстве объекта недвижимости - по адресу: . банком принято положительное решение о выдаче кредита и заключении кредитного договора.
Отказ ответчика в предоставлении субсидии обусловлен тем, что на момент рождения ребенка семья не приобрела жилья, и задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья возникла уже после рождения ребенка.
Согласно выписному эпикризу от , выданному ГБУ "Курганская больница ", Васильева О.Ю. поступила в лечебное учреждение , дата выписки , после выписки проходила лечение, по окончании которого в максимально короткие сроки заключила кредитный договор с ОАО "Сбербанк России" .
Истец Васильева О.Ю. и ее представитель по устному ходатайству Кокшарова Н.А. в суде первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивали.
В судебном заседании представители ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенностям Шелепова С.Ю., Художиткова Е.А. возражали против иска, пояснив, что по условиям подпрограммы кредитный договор и договор участия в долевом строительстве должны быть заключены до рождения ребенка.
Представители третьих лиц ООО "СМУ КПД", ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация", СК "Сибирский газовик" в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился ответчик и в апелляционной жалобе просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы со ссылкой на постановление Курганской областной Думы от "О целевой программе Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" указывает, что порядок и условия участия в указанной подпрограмме Васильевой О.Ю. были разъяснены при подаче заявления о предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), что подтверждается ее подписью на заявлении от .
Решением комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" молодой семье Васильевой О.Ю. отказано в предоставлении субсидии в связи с отсутствием на момент рождения ребенка жилья, приобретенного в рамках ипотечной программы, как того требует п. 2 Порядка.
На момент рождения ребенка истцом был заключен только договор участия в долевом строительстве от , кредитный договор отсутствовал. Участником программы истец стала при заключении кредитного договора от , то есть после рождения ребенка.
Условия предоставления субсидий при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках Подпрограммы указаны в пункте 2 Порядка, в подпункте 2 которого приобретенным в рамках целевой программы Курганской области считается жилье с момента заключения договора участия в долевом строительстве либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией.
Автор жалобы полагает, что поскольку на момент рождения ребенка у истца не имелось кредитных обязательств, то право на участие в подпрограмме у нее не возникло и отказ ответчика является правомерным.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Васильева О.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Художиткова Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, истец Васильева О.Ю. и ее представитель по устному ходатайству Кокшарова Н.А. просят оставить решение суда без изменения.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела. Сведений об уважительных причинах неявки сторон судебной коллегии не представлено. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения сторон, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что у Васильевой О.Ю. родился второй ребенок - , представлено свидетельство о рождении, выданное Отделом ЗАГС по городу Кургану (л.д. 9). Кроме дочери у истца имеется сын - , года рождения, представлено свидетельство о рождении (л.д. 8).
В года Васильева О.Ю. обращалась в Строительную компанию "Сибирский газовик", где был оплачен первый взнос в размере руб. и заключен договор долевого участия в строительстве жилья, который впоследствии расторгнут ввиду отсутствия аккредитации дома и задержки строительства, что ответчиком не оспорено.
Васильева О.Ю. заключила с ООО "Строительно-монтажное управление крупнопанельного домостроения" договор участия в долевом строительстве , по условиям которого застройщик обязался построить десятиэтажный многоквартирный дом со встроено-пристроенными магазинами по адресу: , ввести его в эксплуатацию и передать в собственность дольщику однокомнатную , а дольщик обязался оплатить цену квартиры в размере руб. (л. д. 10-12). По пункту 3.1. указанного договора оплата производится в сумме руб. за счет собственных средств участника долевого строительства, а руб. - за счет средств ипотечного кредита, предоставляемого Курганским отделением Сбербанка России.
между ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" и Васильевой О.Ю. заключен договор оказания услуг N , по условиям которого в рамках областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011-2015 годы" клиент поручил, а корпорация за вознаграждение приняла на себя обязанности по оказанию содействия в получении и перечислении ипотечного жилищного кредита Курганского отделения Сбербанка России на строительство однокомнатной квартиры по договору об участии в долевом строительстве (л.д.13).
Управлением Росреестра по Курганской области произведена государственная регистрация договора от об участии в долевом строительстве.
в Курганском отделении ОАО "Сбербанк России" зарегистрирована заявка Васильевой О.Ю. на предоставление жилищного кредита с целью участия в долевом строительстве объекта недвижимости - по адресу: г. (л.д. 14).
Согласно выписного эпикриза, выданного МУ "Городская больница N 2", Васильева О.Ю. находилась на лечении после родов с по , проходила дальнейшее лечение (л.д. 26-27).
между ОАО "Сбербанк России" и Васильевой О.Ю. заключен кредитный договор на сумму руб. для приобретения однокомнатной строящемся доме в 5 микрорайоне в (л. д. 15-17).
истец обратилась к ответчику с заявлением и необходимым пакетом документов о предоставлении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) на основании подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в на 2007-2012 годы".
решением Комиссии по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 года" целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" истцу отказано в предоставлении данной субсидии по тому основанию, что на момент рождения ребенка задолженности по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья не существовало.
Уведомлением Главного управления образования Курганской области от Васильева О.Ю. поставлена в известность о принятом по ее заявлению решении.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным названного решения ответчика по следующим основаниям.
В силу п. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от , направленной на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", предполагается формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К основным задачам подпрограммы относятся обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты им займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Аналогичные цели и задачи содержатся в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" (далее - подпрограмма), являющейся приложением 1 к принятой во исполнение федерального проекта целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области", утвержденной постановлением Курганской областной Думы от с последующими изменениями.
В соответствии с приложением 4 к подпрограмме ее участником может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Применительно к настоящей подпрограмме под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до , а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после по тем же основаниям, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий: 1) субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета; 2) субсидия на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального и областного бюджетов (раздел 6 подпрограммы).
Согласно п. 2 Порядка предоставления материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета (приложение 3 к подпрограмме) молодым семьям в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" материнский капитал (субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующей следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет; на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из следующих целевых Программ Курганской области: областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 - 2005 годы"; областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г."; целевой Программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы"; целевой Программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года".
Для целей настоящего Порядка приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных целевых программ Курганской области считается жилье с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией, заключенного в рамках указанных целевых программ Курганской области.
Условиями предоставления материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета названо также нахождение обоих родителей или одного из них в неполной семье на момент рождения ребенка в гражданстве Российской Федерации и имеющим регистрацию по месту жительства на территории Курганской области; наличие у одного или обоих родителей непогашенной задолженности по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; и неполучение молодой семьей ранее социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Материалы дела свидетельствуют, что неполная семья Васильевой О.Ю. на момент обращения к ответчику за субсидией отвечала всем условиям, перечисленным в Приложении 4 подпрограммы (возраст, наличие детей, нуждаемость в улучшении жилищных условий). Именно по этим основаниям ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (ОАО "КИЖК") заключило с ней договор оказания услуг в рамках целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в на 2011-2015 годы", в соответствии с которым ОАО "КИЖК" приняло на себя обязательства по оказанию содействия в получении и перечислении ипотечного жилищного кредита на строительство однокомнатной , расположенной на 5 этаже в строящемся многоквартирном доме по адресу: , стоимостью руб. по договору участия в долевом строительстве от , заключенного с ООО "СМУ КПД".
В отзыве на исковое заявление ОАО "КИЖК" указывает, что впервые заявка ООО "СМУ КПД" на аккредитацию строящегося дома была рассмотрена , когда строительная готовность составляла всего %, при необходимых %, и имелась большая задолженность по арендной плате за земельный участок. Повторно заявка застройщика рассмотрена , принято положительное решение об аккредитации строящегося дома.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что заключение кредитного договора от после рождения ребенка у Васильевой О.Ю. в сложившейся ситуации не может являться основанием для отказа в предоставлении молодой семье предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Как указывалось выше, основные критерии, позволяющие молодой семье стать участником подпрограммы, определены в Приложении 4, отсылающим в Приложению 3 к подпрограмме. Всем этим критериям семья Васильевой О.Ю. соответствует, что не оспаривалось представителями ответчика в суде апелляционной инстанции.
Из имеющихся в деле договоров долевого участия в строительстве от , договора на оказание услуг с ОАО "КИЖК" от , кредитного договора от следует, что все они взаимосвязаны, в совокупности преследуют одну цель - улучшение жилищных условий семьи истца в рамках целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области".
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил в решении, что приобретению жилья посредством ипотечного кредитования в рамках подпрограммы предшествует ряд юридически значимых действий: заключение ряда сделок и их государственная регистрация, что требует определенного количества времени. Совершение указанных действий одновременно невозможно, тем более, что аккредитация строящегося жилого дома задержана не по вине истца, а рождение ребенка по пояснениям Васильевой О.Ю. случилось несколько ранее назначенного срока, после чего она проходила лечение. При этом, каких-либо задержек в оформлении пакета документов со стороны истца допущено не было, ее действия последовательны и своевременны.
С учетом изложенного судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что рождение ребенка у истца за две с половиной недели ранее заключения кредитного договора не может быть поставлено ей в вину и являться основанием для отказа в предоставлении предусмотренных подпрограммой мер социальной поддержки.
Поскольку решение суда не противоречит закону и имеющимся в деле доказательствам, а апелляционная жалоба Главного управления образования Курганской области не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления образования Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Е.В. Прасол
Судьи Н.В. Шарыпова
С.В. Тимофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.