Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.,
при секретаре Комогоровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 мая 2013 года гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах к МКУ "Администрация г. Макушино", МУ "Администрация Макушинского района" о признании бездействия по вопросу содержания территории кладбища, расположенного по адресу: г. Макушино, с нарушением требований законодательства РФ незаконным, возложении обязанности организовать работу по приведению территории кладбища в соответствие с требованиями законодательства РФ и профинансировать работы, направленные на устранение нарушений, в части: согласно п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 общественные туалеты выгребного типа выполнить согласно требованиям санитарных норм и правил (оборудовать выгребные ямы), технически неисправный туалет отремонтировать (закрепить дверь туалета на навесы), согласно п.6.6 СанПиН 2.1.2882-11 оборудовать площадки для мусоросборников, установить мусоросборники, убрать места скопления мусора в неустановленных местах, имеющиеся урны своевременно очищать от мусора; согласно п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников оборудовать ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование),
по апелляционной жалобе МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" на решение Макушинского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования ТО Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах удовлетворить частично.
Признать бездействие Муниципального казенного учреждения "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" по вопросу содержания территории кладбища, расположенного по адресу: г. Макушино Курганской области с нарушением требований законодательства Российской Федерации, незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" организовать работу по приведению содержания территории кладбища в городе Макушино в соответствии с требованиями законодательства РФ в части:
-согласно п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 общественные туалеты выгребного типа оборудовать выгребными ямами, технически не исправный туалет отремонтировать- закрепить дверь туалета на навесы;
-согласно п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 оборудовать площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование), установить мусоросборники, убрать места скопления мусора в неустановленных местах, имеющиеся урны очистить от мусора.
В удовлетворении остальной части исковых требований ТО Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах отказать.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Першуковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах обратился в суд с иском к МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" о понуждении к совершению действий по приведению мест захоронения на территории г. Макушино Макушинского района Курганской области в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Впоследствии исковые требования изменены, в качестве соответчика указано также МУ Администрация Макушинского района Курганской области.
В обоснование исковых требований указано, что специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах была проведена проверка по исполнению законодательства в сфере окружающей среды, в ходе которой установлено нарушение Администрацией г. Макушино требований действующего законодательства, санитарных норм и правил в области содержания мест захоронения - кладбища, расположенного по адресу: Курганская область, г. Макушино. С учетом измененных исковых требований просит признать бездействие МКУ "Администрация г. Макушино" и МУ "Администрация Макушинского района" по вопросу содержания территории кладбища, расположенного по адресу: г. Макушино, с нарушением требований законодательства Российской Федерации незаконным; обязать ответчика и соответчика организовать работу по приведению территории кладбища в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, профинансировать работы, направленные на устранение нарушений п.п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 - оборудовать общественные туалеты выгребного типа выгребными ямами, отремонтировать технически неисправный туалет, закрепив дверь туалета на навесы, оборудовать площадки для мусоросборников, установить мусоросборники, убрать места скопления мусора в неустановленных местах, имеющиеся урны своевременно очищать от мусора, площадки для мусоросборников оборудовать ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование).
В судебном заседании представитель истца Агапова Г.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Пояснила, что между Администрацией г. Макушино и ИП Худяковым Л.И. был заключен договор об оказании услуг, согласно которому последний принял на себя обязательства смотрителя кладбища и организацию ритуальных услуг, содержание в исправном состоянии территории кладбища, ремонт туалета, установку урн. В ходе судебного разбирательства в феврале 2013 года специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах снова была проведена проверка соблюдения санитарного законодательства, однако нарушения, указанные в акте проверки от , устранены не были.
Представитель ответчика МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" Хухровская И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала на нарушение, допущенное территориальным управлением при проведении проверки, в частности, неуведомление Администрации г. Макушино о проводимой в апреле 2012 г. проверке. Кроме того, указанное в иске кладбище является межпоселенческим, где проводятся захоронения тел умерших жителей как г. Макушино, так и д. Журавлевка и с. Садовод. Содержание межпоселенческих кладбищ отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Земельный участок, на котором расположено кладбище, не находится в собственности или пользовании муниципального образования г. Макушино, кладбище является бесхозяйным. По указанным основаниям считает МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" ненадлежащим ответчиком.
Представитель соответчика МУ "Администрация Макушинского района" Кобыльских Л.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что земельный участок, на котором расположено кладбище, находится в границах муниципального образования г. Макушино и является муниципальной собственностью муниципального образования г. Макушино, в связи с чем, обязанность по содержанию мест захоронения возлагается на Администрацию г. Макушино.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что проверка ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах была проведена в отношении ИП Худякова Л.И., в отношении Администрации г. Макушино Управлением Роспотребнадзора государственный контроль не проводился, к обследованию спорного объекта ответчик не привлекался, в связи с чем, вывод суда о нераспространении действия положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы местного самоуправления основан на неправильном толковании закона. Дополнительно указывает доводы относительно земельного участка, на котором расположено кладбище, не являющегося собственностью Администрации г. Макушино, как и самого кладбища, которое, по мнению ответчика, является бесхозяйным объектом. Полагает ошибочным вывод суда о том, что межпоселенческие кладбища включают в себя часть территорий двух и более поселений, указывая, что на межпоселенческом кладбище производятся захоронения из нескольких населенных пунктов. Считает, что содержание мест захоронения межпоселенческого кладбища должны осуществлять также органы местного самоуправления Садоводского сельского совета. Возложение на Администрацию г. Макушино обязанности по содержанию кладбища приведет к нарушению норм Бюджетного кодекса и законодательства, регулирующего вопросы организации местного самоуправления в части принятия муниципальных правовых актов, действие которых будет распространяться и на другие муниципальные образования.
В отзыве на апелляционную жалобу МУ "Администрация Макушинского района" указывает на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе. Полагает, что земельный участок, на котором расположено кладбище, является муниципальной собственностью г. Макушино. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в г. Макушино регулируется Положением, утвержденным Администрацией г. Макушино, а также в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения.
В суде апелляционной инстанции представитель ТО Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах Першукова Е.А., действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
Представитель соответчика Администрации Макушинского района в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал возражения на апелляционную жалобу, представленные ранее.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (ст. 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором от , заключенным с Администрацией г. Макушино, ИП Худяков Л.И. осуществлял организацию ритуальных услуг и являлся смотрителем кладбища в г. Макушино, выполнял обязанности по содержанию в исправном состоянии территории кладбища, установке мусорных урн, ремонту туалета, разбивке на сектора мест захоронения. Исполнение мероприятий, поименованных в договоре, принято Администрацией г. Макушино по акту приема-передачи от
специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах была проведена плановая выездная проверка в отношении ИП Худякова Л.И.
В ходе проведения проверки и визуального осмотра кладбища, расположенного в г.Макушино, были выявлены нарушения, в том числе п.п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а именно: на кладбище отсутствуют выгребные ямы общественных туалетов выгребного типа, шахтные колодцы, отсутствуют мусоросборники, площадки для мусоросборников не оборудованы, не ограждены и не имеют твердого покрытия, обнаружено складирование мусора по периметру кладбища, имеющиеся урны не очищены от мусора; не предусмотрены стоянки автокатафалков и автотранспорта. Указанные нарушения отражены в акте проверки от
При проведении осмотра кладбища специалистами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах вновь выявлены нарушения СанПиН 2.1.2882-11, допущенные ранее. Проверить наличие ограждений и твердого покрытия у площадок для мусоросборников не представилось возможным в связи с их нахождением под снежным покровом.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 были утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", действующие в настоящее время и действовавшие на момент разрешения спора судом. Указанные санитарные правила и нормы устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании), эксплуатации кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения и предназначены для организаций, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. Требования данных санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Пунктами 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что на участках кладбищ предусматриваются, в том числе урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников и подъезды к ним; площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Также установлены гигиенические требования к водоснабжению, канализации, санитарной очистке территории кладбищ, в частности указано, что при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Наличие нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, имевших место на территории кладбища, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Выражая несогласие с решением суда первой инстанции, МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" ссылалось на отсутствие доказательств принадлежности земельного участка, на котором расположено спорное кладбище, на праве собственности или в пользовании муниципального образования, полагая данное кладбище бесхозяйным объектом.
Судебная коллегия находит данные доводы несостоятельными, не влекущими отмену состоявшегося по делу судебного акта, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российский Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Частью 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Уставу города Макушино Макушинского района Курганской области, зарегистрированному в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, г. Макушино присвоен статус городского поселения.
В соответствии с п. 25 ст. 9 Устава города Макушино к вопросам местного значения г. Макушино относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Исходя из системного толкования указанных норм права, земельные участки, фактически занятые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона, решение о предоставлении земельных участков под размещение мест захоронения осуществляется только органами местного самоуправления в соответствии со ст.16 Федерального закона N 8-ФЗ.
Этот вывод соответствует и положениям подп. 13 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 3 Устава города Макушино Макушинского района Курганской области территория города Макушино определена границами, которые установлены Законом Курганской области от 04.11.2004 г. N774 "Об установлении границ муниципального образования города Макушино, входящего в состав муниципального образования Макушинского района".
Как следует из представленных ответчиком МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" сведений, спорное кладбище расположено в восточной зоне в кадастровом квартале в границах территории муниципального образования г. Макушино. Адрес данному земельному участку не присваивался (л.д.90).
Кроме того, в 2010 году главой г. Макушино утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г. Макушино (далее по тексту Положение), разработанное в соответствии с Федеральными законами "О погребении и похоронном деле", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", уставом г. Макушино.
Согласно данному Положению муниципальное учреждение обеспечивает выдачу разрешений на захоронение и предоставление мест на кладбище для захоронения умерших. Уполномоченный орган Администрации г. Макушино осуществляется контроль за учетом и содержанием мест захоронения (п. 2.2.1, 2.2.5 Положения).
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории г. Макушино для разрешения вопросов по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, муниципальные предприятия или учреждения не созданы.
Указанным выше Положением предусмотрено также соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе, по установке мусоросборников и площадок для мусоросборников, общественных туалетов, урн для сбора мусора, вывоз мусора с территории кладбища, обеспечение работы общественного туалета (главы 3.4, 3.5 Положения).
Администрацией г. Макушино с Худяковым Л.И. был заключен договор гражданско-правового характера на выполнение услуг смотрителя кладбища г. Макушино, а также содержание мест захоронения.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии карты территории границ Макушинского района (л.д.158), спорное кладбище расположено в границах территории г. Макушино. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, указанное обстоятельство, как и факт использования кладбища для захоронения тел умерших жителями г. Макушино в ходе рассмотрения дела представителем МКУ "Администрация г. Макушино" фактически не оспаривались.
Более того, как пояснил представитель истца в суде апелляционной инстанции, на территории г. Макушино имеется единственное кладбище - спорное, иных мест захоронения в границах муниципального образования не имеется.
Частично удовлетворяя требования, заявленные к МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок, расположенный в границах г. Макушино, используется под общественное место захоронения (кладбище). Администрацией г. Макушино, в рамках реализации полномочий по содержанию мест захоронения, в 2010 году принято Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в г. Макушино, предприняты конкретные меры по реализации указанных в нем функций, в частности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение услуг по содержанию кладбища, который исполнен.
Вместе с тем, отсутствие зарегистрированного права собственности ответчика в отношении места захоронения - кладбища, а также земельного участка, на котором расположено такое кладбище, не освобождает МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" от обязанности по организации содержания мест захоронения на общественном кладбище, расположенном в границах городского поселения город Макушино.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ответчик МКУ "Администрация г. Макушино" ссылался также на необоснованное возложение обязанности по содержанию мест захоронения, поскольку спорное кладбище является межпоселенческим, где происходят захоронения жителей нескольких населенных пунктов, не относящихся к муниципальному образованию г. Макушино, в связи с чем, обязанность по содержанию межпоселенческого кладбища не может быть возложена на Администрацию г. Макушино.
Данный довод также не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронений, в соответствии с ч. 17 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения района.
Межпоселенческий характер могут носить объекты, предназначенные для нужд района и находящиеся на территории одного из поселений.
Однако, лишь факт захоронения тел умерших жителями населенных пунктов, не относящихся к городскому поселению г. Макушино, не свидетельствует о межпоселенческом характере данного объекта без придания соответствующего статуса месту захоронения в соответствии с положениями п. 17 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.
Довод жалобы об ошибочном выводе суда первой инстанции относительно нераспространения положений Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на органы местного самоуправления отклоняется как основанный на ошибочном толковании норм права и не соответствующий обстоятельствам дела.
Основанием для проведения проверки явилось распоряжение Управления Роспотребнадзора по Курганской области от о проведении плановой выездной проверки в отношении ИП Худякова Л.И. на предмет соблюдения последним санитарно-эпидемиологического благополучия населения и соблюдения прав потребителей.
Как было указано выше, на момент проведения проверки были обнаружены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", допущенные на территории кладбища г. Макушино.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 г. N 718, основной задачей Управления является контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В рамках своей компетенции территориальное Управление вправе проводить проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора проводилась плановая проверка соблюдения порядка предоставления ритуальных услуг и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой на кладбище города Макушино выявлены перечисленные в акте от нарушения, а не проверка деятельности юридического лица, следовательно, действие Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ на правоотношения сторон в данном случае не распространяется.
При указанных обстоятельствах и с учетом изложенных выше правовых норм, решение суда первой инстанции в оспариваемой части является законным и обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона не противоречит, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ "Администрация города Макушино Макушинского района Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.