Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 мая 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Огинского В.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по г. Шадринску о взыскании ежемесячной денежной суммы в счет возмещения вреда здоровью с последующей индексацией
по апелляционной жалобе Огинского В.А. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 4 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Огинского к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по городу Шадринску о возложении обязанности на ответчиков за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплачивать ему ежемесячно, начиная с 04 февраля 2013 года, сумму в возмещение вреда здоровью в размере рублей копеек с последующей ее индексацией отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения представителя истца - Огинской В.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Билимович Т.Г., выразившей согласие с решением суда, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Огинский В.А. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области ), Филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по городу Шадринску (далее - Филиал ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску) о взыскании ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью с последующей индексацией. В обоснование заявленных исковых требований указывал, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, вследствие чего 07.09.2001 ему установлена инвалидность III группы, а с 24.10.2012 - инвалидность II группы. ГУ СЗН Курганской области выплачивает истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере руб. коп. Полагает, что компенсационная выплата должна быть проиндексирована исходя из роста величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации и уровня инфляции на соответствующий год. В ходе рассмотрения дела Огинский В.А. исковые требования в части взыскиваемых сумм уточнил, так как ему 04.02.2013 была установлена 1 группа инвалидности, поэтому просил возложить на ответчиков обязанность по выплате ему с 04.02.2013 ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере руб. коп. с последующей ее индексацией.
В судебном заседании представитель истца Огинского В.А. - Огинская В.Ф., ссылаясь на доводы искового заявления, на требованиях настаивала.
Представитель ответчиков ГУ СЗН Курганской области, ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску - Самарина Е.А. с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что Огинскому В.А. как инвалиду III группы вследствие участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году 07.09.2001 была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере руб. На основании решений судов от 20.11.2003 и от 24.01.2007 размер компенсации был проиндексирован с учетом роста величины прожиточного минимума и уровня инфляции и с 01.11.2003 составил руб. коп., с 01.10.2006 - руб. коп. В дальнейшем размер компенсации в возмещение вреда здоровью ежегодно индексировался в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации исходя из уровня инфляции на очередной финансовый год, с 01.01.2012 ее размер составил руб. коп. В связи с тем, что Огинскому В.А. 24.10.2012 установлена инвалидность II группы, с 01.01.2013 ее размер составил руб. коп. 04.02.2013 истцу установлена инвалидность I группы, вследствие этого Огинскому с 01.03.2013 выплачивается компенсация в возмещение вреда здоровью в размере руб. коп. Считала, что требования истца о назначении ежемесячной денежной компенсации с применением коэффициентов повышения величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации являются необоснованными, поскольку такой порядок индексации компенсационных выплат в нестоящее время не предусмотрен действующим законодательством.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Огинский В.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что судом не применен закон, подлежащий применению. При вынесении решения суд необоснованно не принял во внимание тот факт, что инвалидность ему установлена повторно, подтверждением чего являются справки МСЭ. Изменения относительно порядка индексации компенсационных выплат внесены в законодательство только 26.04.2004, поэтому, по мнению истца, за период с 2002 по 2004 года он имеет право на индексацию ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, так как право на возмещение вреда у него возникло до введения нового механизма индексации. Считает, что обжалуемое решение суда вступает в противоречие с ранее вынесенными решениями судов, поскольку на их основании ему были проиндексированы выплаты исходя из роста величины прожиточного минимума.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску и прокурор, участвующий в деле, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Огинского В.А. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Огинский В.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением , выданным 07.09.2001 (л.д.8).
Согласно личному делу с 07.09.2001 Огинскому В.А., в связи с установлением инвалидности III группы, в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 33 города Шадринска от 20.11.2003 указанная компенсационная выплата была проиндексирована на коэффициенты роста величины прожиточного минимума по Российской Федерации за 2001 год - 24,4% и на коэффициент роста величины прожиточного минимума по Курганской области за 2002 год - 21,1 %. Начиная с 01.11.2003 к выплате определено ежемесячно по руб. коп.
В соответствии с решением Шадринского городского суда Курганской области от 24.01.2007 назначенная судом компенсация была проиндексирована на коэффициент прожиточного минимума по Курганской области - 13,2%, а с 01.01.2004 - исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год - 1,1, 1,1, 1,085, на Главное управление социальной защиты населения Курганской области возложена обязанность выплачивать Огинскому В.А. компенсацию в возмещение вреда здоровью с 01.10.2006 в сумме руб. коп. с последующей индексацией.
На основании справки МСЭ-2011 истцу с 24.10.2012 установлена инвалидность II группы, с 01.11.2012 размер компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью составил руб. коп.
04.02.2013 Огинскому В.А. установлена I группа инвалидности и установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме руб. коп.
В связи с этим истец полагал, что ежемесячная фиксированная сумма возмещения вреда, установленная для инвалидов 2 группы ( руб.), а вдальнейшем - и для инвалидов 1 группы ( руб.), должна быть проиндексирована с 1 января 2002 года, 1 января 2003 года, 1 января 2004 года исходя из роста величины прожиточного минимума; с 1 июня 2005 года, 1 января 2005 года - исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - руб., инвалидам 2 группы - руб., инвалидам 3 группы - руб.
В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ).
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N 914 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 N 181, от 03.09.2008 N 655, от 24.12.2008 N 922, от 07.07.2009 N 545) "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21.12.2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 08.12.2011 N 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 04.12.2012 N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Следовательно, доводы истца относительно необходимости индексации ему в ином порядке предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью как инвалиду 2 группы, так и инвалиду 1 группы, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку право Огинского В.А. на возмещение вреда здоровью как инвалида П группы и 1 группы наступило только в 2012 и 2013 годах соответственно и на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка недопустимо.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона) для инвалидов П группы с 01.01.2012 - руб. коп. с 01.01.2013 - руб. коп., для инвалидов 1 группы - с 01.01.2013 - руб. коп.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком производилась индексация назначенных истцу сумм возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных Огинским В.А. требований.
Судебная коллегия находит приведенные в апелляционной жалобе доводы основанными на неправильном применении и толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 N 11-П механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ в ст.ст. 2 и 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения, касающиеся механизма антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В новой редакции ч. 3 ст. 5 названного Закона предусматривалась ежегодная индексация размеров компенсационных выплат гражданам (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с внесенными изменениями Правительство Российской Федерации в своих Постановлениях, указанных выше, ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
В Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.
Содержащееся же в пункте 2 резолютивной части названного Постановления положение, согласно которому суды могут принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, как адресованное исключительно судебным органам, представляет собой конституционно-правовую меру временного характера - впредь до внесения федеральным законодателем изменений в правовое регулирование; само по себе оно не означает признание Конституционным Судом Российской Федерации указанного критерия индексации в качестве единственно возможного конституционного способа антиинфляционной защиты компенсационных выплат.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 N 364-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на которое ссылается истец в апелляционной жалобе, указано, что статья 1 и пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", закрепляющие введение порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, не могут рассматриваться как противоречащие конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, а также стабильности и гарантирования прав и свобод граждан.
В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Как установлено судом, индексация компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью по второй и первой группе инвалидности Огинскому В.А. никогда не рассчитывались исходя из роста величины прожиточного минимума по Российской Федерации либо в субъекте Российской Федерации и не выплачивались в таком размере.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы истца о несоответствии решения суда приведенным выше выводам Конституционного Суда Российской Федерации ошибочны.
Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя Огинского В.А., - Огинской В.Ф. о том, что ответчиком неправильно применены нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", поскольку у истца право на возмещение вреда здоровью возникло еще в 2001 году при установлении ему впервые третьей группы инвалидности.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что выплата компенсаций, в частности, ежемесячных, установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", лицам, приобретшим право на их получение в 2013 году, производится в размерах, определенных настоящим постановлением.
Аналогичные нормы содержатся и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Так как у Огинского В.А. право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью по второй и первой группе инвалидности возникло только в 2012 и 2013 годах, индексация этих выплат ответчиком правильно произведена в соответствии с действующими правовыми нормами.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 4 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Огинского - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.