Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Литвиновой И.В., Варлакова В.В.,
с участием прокурора Богомазовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 мая 2013 года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах Тельминова Д.Д. к администрации Куртамышского района Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 5 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Куртамышского района в интересах удовлетворить.
Обязать Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в г. Куртамыше в пределах нормы - не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить обязанность по финансированию расходов администрации Куртамышского района Курганской области на предоставление жилого помещения на Правительство Курганской области.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Правительства Курганской области - Ларионовой М.С., мнение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Куртамышского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах Тельминова Д.Д. в суд с иском к администрации Куртамышского района Курганской области о предоставлении жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области общей площадью не менее 15 кв.м.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию Куртамышского района Курганской области обязанность по предоставлению Тельминову Д.Д., жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м. В обоснование уточненных исковых требований указывал, что прокуратурой Куртамышского района на основании обращения Тельминова Д.Д. была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В результате проведенной проверки установлено, что Тельминов Д.Д., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла в 2008 году, сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением администрации г. Куртамыша от 13 ноября 2010 года Тельминов Д.Д. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В июне 2011 года Тельминов Д.Д. окончил среднюю образовательную школу, получил основное полное образование. Тельминов Д.Д. жильем не обеспечен, продолжает состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Истец полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Тельминова Д.Д., его нуждаемость в жилом помещении, он имеет право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления и отвечающего санитарно-техническим нормам.
В судебном заседании прокурор и истец Тельминов Д.Д. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Ответчик администрация Куртамышского района Курганской области против удовлетворения заявленных требований не возражала, при этом в представленном отзыве ссылалась на отсутствие свободных жилых помещений для предоставления истцу, а также на отсутствие финансовых средств в бюджете Куртамышского района для приобретения жилья в целях его дальнейшего предоставления указанной категории граждан, к которой относится истец. Просила возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования органа местного самоуправления на указанные цели.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Куртамышского района Курганской области по доверенности Гомзяков Д.В. доводы, изложенные в отзыве, поддержал.
Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Куртамышского района Курганской области по доверенности Кондакова Л.А. в судебном заседании исковые требования истца поддержала.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве указывал, что в соответствии с действующим законодательством государственное полномочие субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано органам местного самоуправления. Именно они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве указывал, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве указывал, что Департамент не является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главным администратором доходов областного бюджета по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей сирот является Главное управление образования Курганской области.
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что в соответствии со вступившими с 1 января 2013 года изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставления жилья детям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Полагает, что вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу. Также указывает, что к принятию неправильного решения судом привело непривлечение к участию в деле Финансового управления Курганской области, которое является органом исполнительной власти Курганской области, предоставляющим субвенции для последующего их перечисления в бюджеты муниципальных образований.
В представленных возражениях Главное управление образования Курганской области доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области поддержало.
Прокурор в представленных возражениях полагал решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Правительства Курганской области Ларионова М.С. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Тельминов Д.Д., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать Тельминова Д.Д. - умерла , сведения об отце в свидетельство о рождении истца внесены со слов матери.
В соответствии с постановлением администрации Куртамышского района Курганской области от 13 ноября 2010 года Тельминов Д.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья.
21 июня 2011 года Тельминов Д.Д. окончил обучение в МОУ "Куртамышская общеобразовательная школа N 2".
До настоящего времени Тельминов Д.Д. жильем не обеспечен, своего жилья в собственности по сведениям Управления Росреестра по Курганской области Тельминов Д.Д. не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе, нуждаемость Тельминова Д.Д. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Тельминова Д.Д. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Тельминов Д.Д. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Куртамышского района Курганской области. Право на получение жилья истец не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных в интересах Тельминова Д.Д. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Куртамышского района обязанность по предоставлению Тельминову Д.Д. жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Куртамыше в пределах нормы - не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд при разрешении спора установил, что Куртамышский район недостаточно профинансирован субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Тельминову Д.Д. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Ссылки Правительства Курганской области о непривлечении судом к участию в деле Финансового управления Курганской области не могут повлечь отмену решения суда, поскольку оспариваемым решением на указанный орган никакие обязанности не возложены, Правительство Курганской области при рассмотрении дела судом первой инстанции о необходимости привлечения Финансового управления Курганской области к участию в деле не заявляло.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 5 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.