Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Клепча С.Н.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 мая 2013 года гражданское дело по иску прокурора Катайского района Курганской области в интересах Алентьевой Е.И. к Администрации Катайского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от 6 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алентьевой к Администрации Катайского района, Правительству Курганской области об обязании предоставить по договору найма специализированного жилого помещения и обязании профинансировать приобретение жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного в черте , соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м, для предоставления Алентьевой по договору найма специализированных жилых помещений Администрацией Катайского района.
Обязать Администрацию Катайского района предоставить Алентьевой Елене Ивановне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенного в черте соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее кв. м.".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Правительства Курганской области Ларионовой М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Катайского района Курганской области обратился в Катайский районный суд Курганской области в интересах Алентьевой Е.И. с исковыми требованиями к Администрации Катайского района Курганской области и Правительству Курганской области с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменил, в обоснование указал, что прокуратурой Катайского района Курганской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В ходе проверки было установлено, что Алентьева (до брака Зырянова) Е.И. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать была лишена родительских прав, отец умер. При устройстве Алентьевой Е.И. в детский дом, за ней закреплялось жилое помещение - дом по адресу: Данный дом с 2007 года не пригоден для проживания, поскольку разрушен и не подлежит восстановлению. В последующем за Алентьевой Е.И. закреплялось жилое помещение по адресу: но данный дом также стал непригодным для проживания, так как в нем произошел взрыв бытового газа. На основании постановления главы Катайского района от N 332, Алентьева Е.И.принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ей присвоен учетный номер Согласно информации, предоставленной ФГУП "Ростехинвентаризация" и Управлением Росреестра по Курганской области, Алентьева Е.И. не имеет в собственности жилого помещения и до настоящего времени жилой площадью не обеспечена.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в числе прочего, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статье 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 109? Жилищного кодекса Российской Федерации, определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 14-2 части 2 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством данного субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления наделяются полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилых помещений, в случае если проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений части 1 статьи 8 данного закона, финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
Согласно статье 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области" и пункта 1 решения Катайской районной Думы от 15 сентября 2011 г. N 110, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека указанной категории лиц, установлена в размере не менее 18 кв. м. Высшим исполнительным органом власти Курганской области является Правительство Курганской области. Исполнительно-распорядительным органом Катайского района является Администрация Катайского района Курганской области.
На основании изложенного, прокурор просил возложить на Администрацию Катайского района Курганской области обязанность предоставить Алентьевой Е.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда расположенного в черте по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления и соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам общей площадью не менее 18 кв. м.
Просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать приобретение жилого помещения для Аленьевой Е.И.
Истец Алентьева Е.И. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть иск без ее участия, исковые требования поддержала.
Прокурор, участвующий в деле, Ильина Ж.Н., поддержала измененные исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Катайского района Курганской области по доверенности Абрамов В.Я. исковые требования не признал, пояснил, что администрация исполняет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций областного бюджета. До настоящего времени субвенции в бюджет Катайского района Курганской области не поступали.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия. Выразил несогласие с предъявленными требованиями в силу их необоснованности.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, МУ "Управление образования Администрации Катайского района, Шабуров Т.Ю., действующий по доверенности, исковые требования, предъявленные к Администрации Катайского района Курганской области полагал не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих возражений пояснил, что Алентьева Е.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2012 года истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Денежные средства для приобретения жилья для истца в бюджете района отсутствуют.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, выразил несогласие с предъявленными требованиями.
Катайским районным судом Курганской области 6 марта 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование несогласия с судебным решением Правительство Курганской области указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены решения суда, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отмечает, что пунктами 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 1 января 2013 г., установлено, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей данных категорий, которые не являются нанимателями либо собственниками жилых помещений, не являются членами семьи нанимателей либо собственников жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможно, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 1 января 2013 г. внесены изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот исключено. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В связи с этим полагает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, так как внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот законом не предусмотрено.
Порядок формирования данного списка определен статьей 6? Закона Курганской области "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" от 31 декабря 2004 г. N 6.
Согласно данному закону, в список подлежат включению дети-сироты и лица, из числа детей-сирот, в отношении которых поданы соответствующие заявления и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Заявления подаются в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями по месту жительства детей-сирот либо по достижению ими возраста 14 лет, либо после возникновения оснований для предоставления им жилых помещений. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты поступления заявления и предоставление жилья осуществляется в соответствии с данным списком. Заявление о включении в список может быть подано до достижения лицами из числа детей-сирот возраста 18 лет при условии, что право на получение жилья не было реализовано ими до 1 января 2013 г.
В связи с этим отмечает, что с 1 января 2013 г. предоставление детям-сиротам по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе - от соблюдения порядка, установленного законодательством Российской Федерации, и наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, связано исключительно с датой включения истца в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. При этом довод ответчиков о том, что Алентьева Е.И. не включена в такой список, не принят судом во внимание.
Настаивает, что поскольку истцом не был соблюден указанный порядок включения Алентьевой Е.И. в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судом не установлено нарушения прав истца, основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
Согласно пункту 2 Приложения 2 к постановлению Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства. Алентьева Е.И. зарегистрирована по адресу: . Таким образом, возложенная на ответчиков обязанность предоставить истцу жилое помещение в черте не соответствует установленному порядку предоставления жилья.
Отмечает также, что Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 1 января 2013 г. внесены изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот исключено. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В связи с этим полагает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, так как внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот законом не предусмотрено.
Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставления жилья детям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Ссылаясь на ст.ст. 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" утверждает, что истец Алентьева Е.И. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Алентьевой Е.И. отсутствовали.
Полагает что в соответствии с пунктом 4 Порядка расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" на основании заявок Главного управления образования Курганской области, согласованных с Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Финансовое Управление Курганской области перечисляет Главному управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления в бюджеты муниципальных образований. В связи с этим считает, что Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области должен был быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, что судом первой инстанции сделано не было и привело к нарушению норм процессуального права, поскольку фактически судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
На основании изложенного, Правительство Курганской области просит решение Катайского районного суда Курганской области от 6 марта 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Главное управление образования Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с изложенными в ней доводами, полагает решение суда подлежащим отмене.
Прокурор Катайского района Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области полагал её доводы несостоятельными, просил отказать в удовлетворении требований жалобы.
Алентьева Е.И., представители Администрации Катайского района Курганской области, МУ "Управление образования Администрации Катайского района, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Зырянова (в браке Алентьева) Е.И. родилась . Её родителями являются и (свидетельство о рождении, л.д. 6).
Решением Катайского районного суда Курганской области от 7 сентября 1998 г. мать истца лишена родительских прав в отношении детей , , Зыряновой Е.И., , Зыряновой Е.И. (л.д. 27-28).
Согласно свидетельству о смерти от , отец истца умер (л.д. 12).
Постановлением Администрации Катайского района Курганской области от Зырянова Е.И. направлена в детское государственное учреждение (л.д. 7). Постановлением Муниципального образования Корюковский сельсовет от за истцом закреплено жилое помещение по адресу: (л.д. 13). Постановлением Администрации Катайского района Курганской области от поставлена на очередь для предоставления жилья в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение разрушено (л.д. 38).
На основании постановления Администрации Катайского района Курганской области от граждане, нуждающиеся в жилых помещениях приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, им присвоены и утвержден номера списка граждан из числа детей - сирот, согласно приложению (л.д. 8).
Алентьева Е.И. в собственности жилых помещений не имеет, о чем свидетельствует уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 9). В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем её супругу по адресу: (л.д. 98).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенных норм закона, суд первой инстанции правомерно установил принадлежность Алентьевой Е.И. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Алентьева Е.И. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Катайского района Курганской области при её постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истцом не реализовано, поскольку в установленном законом порядке, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Алентьева Е.И не обеспечена жильем, что нарушает её жилищные права и дает прокурору основания для обращения в Катайский районный суд Курганской области с иском в защиту её прав в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно с пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы о несоблюдении заявительного порядка включения Алентьевой Е.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права со стороны Правительства Курганской области, без взаимосвязи с другими нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон, в связи с чем и не может являться основанием к отмене решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно возложена на ответчиков обязанность по предоставлению Алентьевой Е.И. жилья в черте , а не по месту жительства несостоятелен, поскольку материалами дела установлено, что истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья Администрацией Катайского района Курганской области, а не Администрацией , где ранее за ней закреплялось жилое помещение.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Алентьевой Е.И. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Кетовского района Курганской области предоставления жилья Алентьевой Е.И. судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, из правового анализа приведенных выше норм закона следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что средства не предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в 2013 году в бюджет Катайского района Курганской области не поступали (справка Финансового отдела Администрации Катайского района Курганской области, л.д. 131).
Соответственно, суд первой инстанции, рассматривая спор по существу предъявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, в связи с не привлечением к участию в деле Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области является необоснованным, поскольку оспариваемым судебным решением права и интересы указанного субъекта не затрагиваются (статья 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Катайской районной думы Катайского района Курганской области от установлена норма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, в приемных семьях и лиц из их числа - не менее 18 кв. м, общей площади на одного человека (л.д. 38).
Таким образом, с учетом наличия у Алентьевой Е.И. права на получение мер социальной поддержки, признания её нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются следствием фактически произведенной Правительством Курганской области переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных сторонами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катайского районного суда Курганской области от 6 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.