Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 мая 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Кунгурцевой Л.Н., Михайлова В.Н., Кулаковой Г.З., Кунгурцевой О.В., Гуц Н.В., Савельевой Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлевой В.В., Есетовой Т.Т., Достоваловой А.А., Долговых И.В., Дмитриевой Г.И., Мозжухиной И.П., Никитиной М.И., Никитиной М.Я., Гримачевой И.А., Белединой Н.Н., Башкиновой Т.И., Раскатовой А.К., Окладниковой Л.А., Шипициной Н.А., Худяковой Т.Н., Худяковой Н.Г., Худяковой М.Л., Храмцовой И.Ф., Хлебниковой И.А., Коркина В.Г., Фатеева С.Д., Стенниковой Л.И., Становых Н.С., Скрипченко Е.С., Колесниковой Е.В., Квашниной Л.В., Кабаковой В.И. к ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", Главному Управлению образования Курганской области, Финансовому Управлению Курганской области о признании права на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Финансового Управления Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 4 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить частично.
Признать за педагогическими работниками Кунгурцевой , Михайловым , Кулаковой , Кунгурцевой , Гуц , Савельевой , Ильиных , Журавлевой , Есетовой , Достоваловой , Долговых , Дмитриевой , Мозжухиной , Никитиной , Никитиной , Гримачевой , Белединой , Башкиновой , Раскатовой , Окладниковой , Шипициной , Худяковой , Худяковой , Худяковой , Храмцовой , Хлебниковой , Коркиным , Фатеевым , Стенниковой , Становых , Колесниковой , Квашниной , Кабаковой право на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления.
Взыскать с Финансового Управления Курганской области за счет казны Курганской области денежные средства в пользу: Кунгурцевой в размере рублей, Михайлова - , Кулаковой - рублей, Кунгурцевой - рубля, Гуц - рублей копеек, Савельевой - рублей, Ильиных - рубля, Журавлевой , - рубля копеек, Есетовой - рубля, Достоваловой - рублей копеек, Долговых - рублей, Дмитриевой - рублей копеек, Мозжухиной - рублей копеек, Никитиной - рубль копеек, Никитиной - рублей копеек, Гримачевой - рублей копеек, Белединой - рубля, Башкиновой - рублей копейки, Раскатовой - рубль копеек, Окладниковой - рубль копеек, Шипициной - рубля копеек, Худяковой - рублей, Худяковой - рублей копеек, Худяковой - рублей, Храмцовой - рублей копейки, Хлебниковой - рублей копеек, Коркина - рублей, Фатеева - рублей копеек, Стенниковой - рубля копейки, Становых - рублей, Колесниковой - рубль копеек, Квашниной - рубля копеек, Кабаковой - рублей копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Макушинского района в интересах Скрипченко о признании за ней права на меру социальной поддержки по освещению жилого помещения в сельской местности в полном объеме в период 2009-2010 годов, без учета норм потребления и о взыскании денежной суммы в размере рублей копеек, отазать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения представителя Финансового управления Курганской области Исаковой Т.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Макушинского района Курганской области обратился в суд с исками в интересах Кунгурцевой Л.Н., Михайлова В.Н., Кулаковой Г.З., Кунгурцевой О.В., Гуц Н.В., Савельевой Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлевой В.В., Есетовой Т.Т., Достоваловой А.А., Долговых И.В., Дмитриевой Г.И., Мозжухиной И.П., Никитиной М.И., Никитиной М.Я., Гримачевой И.А., Белединой Н.Н., Башкиновой Т.И., Раскатовой А.К., Окладниковой Л.А., Шипициной Н.А., Худяковой Т.Н., Худяковой Н.Г., Худяковой М.Л., Храмцовой И.Ф., Хлебниковой И.А., Коркина В.Г., Фатеева С.Д., Стенниковой Л.И., Становых Н.С., Скрипченко Е.С., Колесниковой Е.В., Квашниной Л.В., Кабаковой В.И. к ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", Главному Управлению образования Курганской области, Финансовому Управлению Курганской области о признании права на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения без учета норм потребления и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указывал, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающих в сельской местности, в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения прокуратурой Макушинского района были выявлены нарушения. Кунгурцева Л.Н., Михайлов В.Н., Кулакова Г.З., Кунгурцева О.В., Гуц Н.В., Савельева Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлева В.В., Есетова Т.Т., Достовалова А.А., Долговых И.В., Дмитриева Г.И., Мозжухина И.П., Никитина М.И., Никитина М.Я., Гримачева И.А., Беледина Н.Н., Башкинова Т.И., Раскатова А.К., Окладникова Л.А., Шипицина Н.А., Худякова Т.Н., Худякова Н.Г., Худяковоа М.Л., Храмцова И.Ф., Хлебникова И.А., Коркин В.Г., Фатеев С.Д., Стенникова Л.И., Становых Н.С., Скрипченко Е.С., Колесникова Е.В., Квашнина Л.В., Кабакова В.И. как педагогические работники ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" в силу закона имеют право на меру социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения. Данная мера социальной поддержки в 2009-2010 годах в полном объеме истцам не предоставлялась, в связи с чем перед работниками учреждения образовалась задолженность по компенсации расходов на освещение жилых помещений за указанный период. Прокурор Макушинского района Курганской области просил признать за истцами право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты освещения жилого помещения, а также взыскать с ответчиков денежные средства в счет компенсации расходов по оплате электроэнергии без учета норм потребления в пользу Кунгурцевой Л.Н. - руб., Михайлова В.Н. - . 78 коп., Кулаковой Г.З. - руб. коп, Кунгурцевой О.В. - руб., Гуц Н.В. - ., Савельевой Н.Н. - руб., Ильиных Л.Л. - руб. коп., Журавлевой В.В. - руб. коп., Есетовой Т.Т. - руб. коп., Достоваловой А.А. - руб. коп., Долговых И.В. - руб., Дмитриевой Г.И. - руб. ., Мозжухиной И.П. - руб. коп., Никитиной М.И. - руб. коп., Никитиной М.Я. - руб. коп., Гримачевой И.А. - руб. коп., Белединой Н.Н. - руб., Башкиновой Т.И. - руб. коп., Раскатовой А.К. - руб. коп., Окладниковой Л.А. - руб. коп., Шипициной Н.А. - . коп., Худяковой Т.Н. - руб., Худяковой Н.Г. - руб. коп., Худяковой М.Л. - руб., Храмцовой И.Ф. - руб. коп., Хлебниковой И.А. - руб. коп., Коркина В.Г. - руб., Фатеева С.Д. - руб. коп., Стенниковой Л.И. - руб. коп., Становых Н.С. - руб., Скрипченко Е.С. - руб. ., Колесниковой Е.В. - руб., Квашниной Л.В. - руб., Кабаковой В.И. - руб. коп.
Определением Макушинского районного суда Курганской области от 31.01.2013 гражданские дела по искам прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Кунгурцевой Л.Н., Михайлова В.Н., Кулаковой Г.З., Кунгурцевой О.В., Гуц Н.В., Савельевой Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлевой В.В., Есетовой Т.Т., Достоваловой А.А., Долговых И.В., Дмитриевой Г.И., Мозжухиной И.П., Никитиной М.И., Никитиной М.Я., Гримачевой И.А., Белединой Н.Н., Башкиновой Т.И., Раскатовой А.К., Окладниковой Л.А., Шипициной Н.А., Худяковой Т.Н., Худяковой Н.Г., Худяковой М.Л., Храмцовой И.Ф., Хлебниковой И.А., Коркина В.Г., Фатеева С.Д., Стенниковой Л.И., Становых Н.С., Скрипченко Е.С., Колесниковой Е.В., Квашниной Л.В., Кабаковой В.И. к ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", Главному Управлению образования Курганской области, Финансовому Управлению Курганской области объединены в одно производство.
Определением суда от 13.02.2013 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление социальной защиты населения Курганской области.
В судебном заседании прокурор Макушинского района Курганской области, Гуц Н.В., Хлебникова И.А., Фатеев С.Д., ссылаясь на доводы исковых заявлений, требования поддерживали в полном объеме, просили восстановить срок исковой давности по требованиям за 2009 год.
Представитель ответчика ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" - Буракевич Л.А. исковые требования признавала частично, поясняла, что школа-интернат финансируется за счет средств областного бюджета, ее учредителем является Главное управление образования Курганской области. Расходы по оплате электроэнергии возмещались истцам не в полном объеме. Договоры энергоснабжения в 2009 и 2010 годах не заключались, поэтому пенсионеры, ранее являющиеся педагогическими работниками, расходы по оплате потребленной электроэнергии несли в полном объеме.
Представитель Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в письменных отзывах указывал на отсутствие доказательств бездействий ответчика по предоставлению мер социальной поддержки и просил суд применить срок исковой давности к требованиям о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов на оплату электроэнергии за 2009 год.
Представители ответчика - Финансового Управления Курганской области, третьего лица - Главного Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явились.
Макушинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Финансового Управления Курганской области просит решение суда, как незаконное и необоснованное, отменить и в удовлетворении требований истцам отказать. В обоснование указывает, что взыскание спорных расходов должно быть произведено с казны Российской Федерации - источника финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, а не за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которые обеспечиваются за счет средств казны Курганской области, выполнены Курганской областью в полном объеме. В связи с тем, что льготы для педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением установлены Законом Российской Федерации "Об образовании", то есть актом федерального законодательства, при этом органами федеральной власти порядок и условия возмещения данных расходов не урегулирован, полномочия по финансированию льгот в установленном порядке не переданы на другой уровень власти, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должны осуществляться за счет средств федерального бюджета. Денежные средства для компенсации расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных законом Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета в бюджет Курганской области не поступали, поэтому полномочия по финансированию расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, не передавались Курганской области. Право истцов на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты или компенсации оплаты всего объема электроснабжения законодательством Российской Федерации и Курганской области не предусмотрены. Доказательств того, что истцы понесли расходы на освещение, превышающие расходы, возмещенные работодателем, суду не представлены, в связи с чем оснований полагать, что их права нарушены у суда не имелось. Считает, что суд, возлагая обязанность на Финансовое Управление Курганской области компенсации расходов по оплате электроэнергии, неправомерно применил ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку нарушений со стороны органов государственной власти по перечислению указанных компенсаций не установлено. Главным распорядителем средств областного бюджета является Главное управление образования Курганской области, которое и должно представлять интересы Курганской области в суде по данным вопросам, поэтому ответчик определен судом без учета норм бюджетного и гражданского (ст. 124, 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) законодательства.
В суд апелляционной инстанции не явились Кунгурцева Л.Н., Михайлов В.Н., Кулакова Г.З., Кунгурцева О.В., Гуц Н.В., Савельева Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлева В.В., Есетова Т.Т., Достовалова А.А., Долговых И.В., Дмитриева Г.И., Мозжухина И.П., Никитина М.И., Никитина М.Я., Гримачева И.А., Беледина Н.Н., Башкинова Т.И., Раскатова А.К., Окладникова Л.А., Шипицина Н.А., Худякова Т.Н., Худякова Н.Г., Худякова М.Л., Храмцова И.Ф., Хлебникова И.А., Коркин В.Г., Фатеев С.Д., Стенникова Л.И., Становых Н.С., Скрипченко Е.С., Колесникова Е.В., Квашнина Л.В., Кабакова В.И, представители ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", Главного управления образования Курганской области, Главного Управления социальной защиты населения Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что истцы являются бывшими и действующими педагогически работниками ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", проживающими в сельской местности, в с. Пионерское, Макушинского района Курганской области.
Согласно справок ГУ СЗН КО - ОСЗН по Макушинскому району Курганской области, истцы имеют право как педагогические работники на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 " О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", получателями мер социальной поддержки по линии социальной защиты населения не являются, мерами социальной поддержки истцы в 2009-2010 годах не пользовались (т. 4, л.д. 99-115, 116-147).
В абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 "Об образовании" в редакции, действовавшей в спорный период до 11.01.2011, указано, что, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11.01.2011 правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.03.2005 федеральным законодателем сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Поскольку указанные выше нормы не предполагали какого-либо ограничения права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, в том числе нормативами потребления коммунальных услуг, суд пришел к правильному выводу, что возмещение расходов на освещение в 2009-2010 годах неправомерно осуществлялось истцам как льготной категории граждан только в пределах расчетной величины, определяемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не может служить основанием для ограничения права педагогических работников на получение данного вида мер социальной поддержки. Выводы суда в данной части являются верными и согласующимися с приведенными выше нормами законодательства.
Так как предоставляемая истцам мера социальной поддержки по освещению их жилья была ограничена расчетной величиной, что не обеспечивает полной оплаты данной коммунальной услуги, на которую педагогические работники в сельской местности имеют право в соответствии с федеральным законодательством, то суд правомерно признал за истцами право на указанную меру социальной поддержки и право на компенсацию расходов по ее оплате в полном объеме без учета норм потребления.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, в редакции, действовавшей до 01.01.2010, утвержден "Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области", который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц.
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Вышесказанное свидетельствует, что государство гарантировало педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение занимаемых ими жилых помещений.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Истцы Кунгурцева Л.Н., Михайлов В.Н., Кулакова Г.З., Кунгурцева О.В., Гуц Н.В., Савельева Н.Н., Ильиных Л.Л., Журавлева В.В., Есетова Т.Т., Достовалова А.А., Долговых И.В., Дмитриева Г.И., Мозжухина И.П., Никитина М.И., Никитина М.Я., Гримачева И.А., Беледина Н.Н., Башкинова Т.И., Раскатова А.К., Окладникова Л.А., Шипицина Н.А., Худякова Т.Н., Худякова Н.Г., Худяковоа М.Л., Храмцова И.Ф., Хлебникова И.А., Коркин В.Г., Фатеев С.Д., Стенникова Л.И., Становых Н.С., Квашнина Л.В., Кабакова В.И. обратились в суд с ходатайством о восстановлении срока исковой давности по требованиям за 2009 год. Признав причины пропуска срока исковой давности уважительными, суд указанным истцам, срок восстановил.
Принимая во внимание обстоятельства дела и положения закона, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных истцами по освещению жилых помещений, в связи с чем исковые требования, с учетом сроков исковой давности в части возмещения указанных расходов и выплаченных денежных средств истцам ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья", подлежали удовлетворению.
Расчет взысканных судом денежных сумм и их размер сторонами не оспариваются.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Кодекса).
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, установлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГКОУ "Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" является государственным казенным учреждением, оказывающим образовательные услуги, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Курганской области.
Данное учреждение находится в ведении Главного управления образования Курганской области (распорядитель учреждения), в свою очередь, главным распорядителем бюджетных средств Курганской области в силу закона является орган, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, то есть - Финансовое Управление Курганской области.
На основании п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 1 Положения о Финансовом Управлении Курганской области Финансовое управление Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим функции финансового органа Курганской области, а также функции по выработке и проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую сферу, сферу государственного долга, государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, в том числе региональному государственному надзору за проведением региональных лотерей на территории Курганской области, государственному финансовому контролю, и координирующим деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Курганской области.
Финансовое управление Курганской области в рамках своих полномочий осуществляет исполнение судебных актов по искам к Курганской области о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Курганской области или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Курганской области актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Курганской области (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств областного бюджета) (пп. 32 Положения).
Судом в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав истцов в области социального обеспечения педагогических работников, поскольку компенсация расходов по оплате освещения занимаемых ими жилых помещений производилась им не в полном объеме и не финансировалось в полном объеме, в связи с чем на Финансовое Управление Курганской области правомерно возложена обязанность по возмещению истцам убытков.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применены быть не могут, поскольку граждане - истцы не являются стороной бюджетных правоотношений, следовательно, нормы Кодекса не могут на них распространяться.
С учетом сказанного, доводы апелляционной жалобы ответчика относительно возложения обязанности по возмещению убытков на ненадлежащего ответчика являются ошибочными и не основаны на законе.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 4 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового Управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.