Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.,
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 мая 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Казаковой Н.А., Поповой Г.К., Широносовой Г.И., Деркач Н.М. к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о включении в список на получение ежемесячных денежных средств
по апелляционной жалобе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на решение Варгашинского районного суда Курганской области от 20 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Казаковой , Поповой , Широносовой , Деркач к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о включении в список на получение ежемесячных денежных выплат удовлетворить полностью.
Обязать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" включить: Казакову в список на право получения ежемесячных денежных выплат в размере рублей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", начиная с 1 февраля 2013 года по 31 декабря 2014 года,
Попову в список на право получения ежемесячных денежных выплат в размере рублей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", начиная с 1 февраля 2013 года по 31 декабря 2014 года,
Деркач в список на право получения ежемесячных денежных выплат в размере рублей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", начиная с 1 февраля 2013 года по 31 декабря 2014 года,
Широносову в список на право получения ежемесячных денежных выплат в размере рублей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", начиная с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года.".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Литвиновой И.В., объяснения представителя истцов - Мазунина О.Ю., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казакова Н.А., Попова Г.К., Широносова Г.И., Деркач Н.М. обратились в суд с иском к ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" о включении в список на получение ежемесячных денежных средств. В обоснование заявленных требований указывали, что относятся к категории медицинских работников, отработавших в медицинском государственном учреждении, занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях: Казакова Н.А. - с 19.03.1969 по 07.11.2007, Попова Г.К. - с 06.03.1986 по 31.03.2005, Широносова Г.И. - с 05.04.1973 по 14.04.2008, Деркач Н.М. - с 12.10.1993 по 31.03.2005. В настоящее время истцы являются пенсионерами. Казакова Н.А., Попова Г.К. и Деркач Н.М. отказались от ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты как ветераны с 01.02.2013, Широносова Г.И. - с 01.01.2013. Полагали, что нормы п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" должны распространяться и на них. Казакова Н.А., Попова Г.К. и Деркач Н.М. просили включить их в список на получение ежемесячных денежных выплат в размере 1200 рублей с 01.02.2013, Широносова Г.И. - с 01.01.2013.
В судебном заседании представитель истцов - Мазунин О.Ю, исковые требования поддерживал, пояснял, что истцы пользовались льготами по оплате коммунальных услуг как ветераны труда, с января-февраля 2013 года от указанных льгот истцы отказались. Полагал, что они имеют право на получение выплат в размере руб. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839.
Представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" в судебное заседание не явился, в возражениях с исковыми требованиями не соглашался, указывал, что выплаты на основании вышеуказанного Постановления полагаются работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, просил в иске отказать.
Варгашинским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование указывает, что постановление Правительства Российской Федерации распространяется только на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, истцы к данной категории не относятся в настоящее время.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Казакова Н.А., Попова Г.К., Широносова Г.И., Деркач Н.М. считают решение суда законным и обоснованным и просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истцы и представитель ответчика, извещенные о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Казакова Н.А., Попова Г.К., Широносова Г.И., Деркач Н.М. в период осуществления трудовой деятельности и по настоящее время проживают в , о чем свидетельствуют копии паспортов истцов.
Казакова Н.А. с 19.03.1969 по 07.11.2007 работала в помощником санитарного врача в Варгашинской райсанэпидстанции, которая в дальнейшем была переименована в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", а затем реорганизована в филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", с 01.07.1996 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией трудовой книжки и пенсионным удостоверением (л.д. 15, 16-22)
Попова Г.К. с 06.03.1986 до 31.03.2005 работала лаборантом санитарно-гигиенической лаборатории Варгашинской райсанэпидстанции, которая в дальнейшем была переименована в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", а затем реорганизована в филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", с 19.12.2005 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией трудовой книжки, пенсионного удостоверения (л.д. 28, 30-32 ).
Широносова Г.И. с 05.04.1973 до 11.01.2011 работала в должности санитарного фельдшера, затем помощника санитарного врача в Варгашинской райсанэпидстанции, которая в дальнейшем была переименована в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", а затем реорганизована в филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", с 18.07.1996 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией трудовой книжки, пенсионного удостоверения N (л.д. 39, 40-46).
Деркач Н.М. с 12.10.1993 по 31.03.2005 работала в должности медстатиста в Варгашинском центре госанэпиднадзора, который в дальнейшем была переименована в ГУ "Центр госсанэпиднадзора в Варгашинском районе", а затем реорганизован в филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", с 01.03.2003 является получателем пенсии по старости, что подтверждается копией трудовой книжки, пенсионного удостоверения (л.д. 52, 54-59).
16.01.2013 истцы обратились в филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варагашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах" с заявлениями о включении их в список на получение ежемесячных жилищно-коммунальных выплат с 01.01.2013 и с 01.02.2013 (л.д. 11, 24, 35, 48).
Казаковой Н.А., Поповой Г.К., Широносовой Г.И., Деркач Н.М. во включении в список ответчиком было отказано в виду того, что они не являются работниками, состоящими в штате по основному месту работы, то есть филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варагашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах".
Не согласившись с отказом, истцы обратились в суд за защитой своих прав.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы как медицинские работники имеют право на включение их в списки на получение ежемесячной выплаты в размере руб. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" по следующим обстоятельствам.
Квалифицированным работникам системы здравоохранения, проживающих в сельской местности, в соответствии с Постановлениями ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране", Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 предоставлялась льгота по обеспечению их бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре.
Пунктом 10 постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 было предусмотрено предоставление соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и подлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках.
Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работавшие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений, в частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. При этом в нее были введены п.п. 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Конституцией Российской Федерации не предусмотрено оснований, допускающих различия в правовом регулировании по предоставлению социальных льгот медицинским работникам, имевшим право на получение мер социальной поддержки до 31.12.2004 и вышедшим на пенсию, по сравнению с работающими специалистами этой сферы.
Кроме того, различия в реализации указанных прав в зависимости от социального статуса гражданина, нарушают закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом положений вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о сохранении за Казаковой Н.А., Поповой Г.К., Широносовой Г.И. и Деркач Н.М. права на социальную льготу, которая по действующему в настоящее время законодательству предоставляется в виде меры социальной поддержки - ежемесячных выплат.
Согласно п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Вступившим в силу с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
В рамках предоставленных полномочий, Правительством Российской Федерации 17.10.2011 принято постановление N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в связи с выполнением ими трудовых обязанностей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как установлено материалами дела и судом истцы длительное время проработали в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Варагашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах", более 10 лет проживали в сельской местности - п. Варгаши, Варгашинского района Курганской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 (в редакции от 12.08.2008) ФГУ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" включено в перечень федеральных санитарно-эпидемиологических учреждений.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей.
Согласно удостоверению серия , выданного 26.12.2002, Казакова Н.А. является ветераном труда и до февраля 2013 года как ветеран труда получала жилищно-коммунальную выплату, с 01.02.2013 выплата прекращена, что подтверждается справкой отделом социальной защиты населения в Варгашинском районе (л.д. 10, 15).
Согласно удостоверению серия , выданного 15.11.2006, Попова Г.К. является ветераном труда и до февраля 2013 года как ветеран труда получала жилищно-коммунальную выплату, с 01.02.2013 выплата прекращена, что подтверждается справкой отдела социальной защиты населения в Варгашинском районе (л.д. 23, 28).
Согласно удостоверению серия В , выданного 15.11.2006, Широносова Г.И. является ветераном труда и до января 2013 года как ветеран труда получала жилищно-коммунальную выплату, с 01.01.2013 выплата прекращена, что подтверждается справкой отдела социальной защиты населения в Варгашинском районе (л.д. 34, 39).
Согласно справки МСЭ-2004 с 19.01.2005 Деркач Н.М. установлена III группа инвалидности и до февраля 2013 года как инвалид получала жилищно-коммунальную выплату, с 01.02.2013 выплата прекращена, что подтверждается справкой отдела социальной защиты населения в Варгашинском районе (л.д. 47, 52-53).
С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истцов, возложив на ответчика обязанность включить их в список на право получения ежемесячных денежных выплат в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 ? 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Довод апелляционной жалобы о том, что меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 N 839, предоставляются исключительно медицинским и фармацевтическим работникам, работающим по трудовому договору, противоречит Конституции Российской Федерации и не может быть признан состоятельным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Варгашинского районного суда Курганской области от 2 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.