Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Тимофеевой С.В.,
с участием прокурора Богомазовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 июня 2013 года гражданское дело по иску прокурора Притобольного района Курганской области в интересах Ивановой В.В. к администрации Притобольного района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области на решение Притобольного районного суда Курганской области от 27 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Притобольного района в интересах к Администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о финансировании мероприятий по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения .
Обязать Администрацию Притобольного района предоставить однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилое помещение на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее социальным и санитарно-техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ответчика Правительства Курганской области - Ларионовой М.С., третьего лица Финансового управления Курганской области - Заверняевой А.В., истца Ивановой В.В., мнение прокурора Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Притобольного района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Ивановой В.В. с иском к администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам, расположенного в черте Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, дополнительно в качестве ответчика указал Правительство Курганской области, просил суд возложить на администрацию Притобольного района Курганской области обязанность по предоставлению Ивановой В.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Притобольного района Курганской области, соответствующего социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.; возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Ивановой В.В. В обоснование уточненных исковых требований указывал, что прокуратурой Притобольного района на основании обращения Ивановой В.В. была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В результате проведенной проверки установлено, что Иванова В.В., рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - в соответствии с решением Притобольного районного суда от 24 июня 2008 года ограничена в родительских правах в отношении дочери Ивановой В.В., а сведения об отце внесены в свидетельство о рождении со слов матери. В июне 2011 года Иванова В.В. окончила ГОУ НПО "", постановлением главы Притобольного района от 12 мая 2012 года Иванова В.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени Иванова В.В. жильем не обеспечена, продолжает состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Истец полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Ивановой В.В., её нуждаемость в жилом помещении, она имеет право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления и отвечающего санитарно-техническим нормам. Данные государственные полномочия Курганской области по реализации прав лиц указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов.
В судебном заседании прокурор и истец Иванова В.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика администрации Притобольного района Позднякова Н.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований не возражала, при этом указывала, что неисполнение обязанностей по предоставлению истцу жилого помещения обусловлено отсутствием финансирования на указанные цели. Требование прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению финансирования органа местного самоуправления на указанные цели поддержала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указывал, что истцом не представлено доказательств соблюдения заявительного порядка обеспечения жилыми помещениями, а также не представлено документов, свидетельствующих о включении ее в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Полагал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Именно они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением. Также указывает на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица сектора по опеке и попечительству отдела образования администрации Притобольного района Курганской области по доверенности Гуляева Е.С. в судебном заседании исковые требования истца поддержала.
Представитель третьего лица администрации Нагорского сельсовета Притобольного района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д. 92).
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, третье лицо Иванова Н.А. в судебное заседание не явились. В представленном отзыве Главное управление образования Курганской области просило рассмотреть дело без участия его представителя, указывало, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Финансирование данных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Притобольным районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом при принятии решения не рассматривался вопрос об обращении истца в уполномоченные органы в установленном порядке с заявлением о включении его в список для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда. Ссылается на то, что в соответствии с вступившими с 1 января 2013 года изменениями исключено право лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жильем. Суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения истцу, не учел, что указанное требование не подлежало рассмотрению в данном споре, поскольку оно затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие, разрешение данного вопроса не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Граждане участниками межбюджетных отношений не являются, в связи с чем полагает, что суд вышел за пределы подведомственности суда общей юрисдикции. Также, судом не учтено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству. Кроме того, указывает, что решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности профинансировать мероприятия по предоставлению жилого помещения носит неопределенный характер, поскольку не конкретизирован перечень мероприятий, который необходим для предоставления жилья, не определен объем финансирования.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. Указывает, что исковые требования истца не подлежали удовлетворению, поскольку не соблюден установленный законодательством с 1 января 2013 года заявительный порядок, истец не включен в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, а также судом не установлено нарушение прав истца. С 1 января 2013 года наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями связано исключительно с датой включения лица в указанный выше список. Однако довод ответчика о том, что истец не включен в данный список, не принят судом во внимание. Также, в соответствии со вступившими с 1 января 2013 года изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Оспаривая решение, ответчик указывает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Полагает, что вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу. Кроме того, указывает, что возложенная на ответчика оспариваемым решением суда обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения не может быть связана с обязанностью по возложению на администрацию Притобольного района предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Ответчик полагает, что суд фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В представленных возражениях истец прокурор Притобольного района Курганской области, ответчик администрация Притобольного района Курганской области полагают решение суда законным и обоснованным.
В представленных возражениях третье лицо Главное управление образования Курганской области доводы апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области поддержало.
В заседании судебной коллегии представители ответчика Правительства Курганской области - Ларионова М.С., третьего лица Финансового управления Курганской области - Заверняева А.В. на доводах апелляционных жалоб настаивали.
Истец Иванова В.В. с доводами апелляционных жалоб не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Иванова В.В., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 8, 12).
Мать Ивановой В.В. - в соответствии с решением Притобольного районного суда Курганской области от 24 июня 2008 года ограничена в родительских правах в отношении дочери (л.д. 13-16), сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 11).
Иванова В.В. окончила обучение в ГОУ НПО "" (л.д. 9).
В соответствии с постановлением администрации Притобольного района Курганской области от 12 мая 2012 года Иванова В.В. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д. 17).
До настоящего времени Иванова В.В. жильем не обеспечена, своего жилья в собственности по сведениям Управления Росреестра по Курганской области Иванова В.В. не имеет (л.д. 21, 41).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Ивановой В.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Ивановой В.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Иванова В.В. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Притобольного района Курганской области. Право на получение жилья истец не реализовала, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных в интересах Ивановой В.В. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Притобольного района обязанность по предоставлению Ивановой В.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м. общей площади, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд при разрешении спора установил, что в 2012 и 2013 году Притобольный район не был профинансирован субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 78, 103), суд первой инстанции правомерно возложил на , как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционных жалоб , Финансового управления о необоснованном возложении на обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчиков в апелляционных жалобах на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Притобольный район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Ивановой В.В., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении Ивановой В.В. заявительного порядка и невключении истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан (далее - дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
В силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года N 590), не могло являться основанием для отказа ей в иске, поскольку означало бы нарушение прав Ивановой В.В., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении с мая 2012 года, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшей право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года по независящим от нее причинам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Ивановой В.В. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителями в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.