Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Абакумовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 июня 2013 года гражданское дело по иску прокурора Половинского района Курганской области в интересах Иванова Я.В. к администрации Половинского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области на решение Половинского районного суда Курганской области от 21 марта 2013 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Половинского района, действующего в интересах , к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Половинского района Курганской области предоставить , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Половинского района Курганской области.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения .
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Половинского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах Иванова Я.В. в суд с иском к администрации Половинского района Курганской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам, расположенного на территории Половинского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, дополнительно в качестве ответчика указал Правительство Курганской области, просил суд возложить на администрацию Половинского района Курганской области обязанность по предоставлению Иванову Я.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Половинского района Курганской области, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Иванову Я.В. В обоснование уточненных исковых требований указывал, что прокуратурой Половинского района на основании обращения Иванова Я.В. была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. В результате проведенной проверки установлено, что Иванов Я.В., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2004 году он был помещен в ГОУ "Далматовский детский дом", поскольку его мать была осуждена и отбывала наказание, а отец находился в розыске. Решением Половинского районного суда Курганской области от 6 апреля 2009 года родители Иванова Я.В. были лишены родительских прав в отношении сына. Закрепленное за Ивановым Я.В. жилое помещение по в в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 29 марта 2010 года признано непригодным для проживания. Постановлением администрации Половинского района Курганской области от 30 августа 2010 года Иванов Я.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В период с по Иванов Я.В. проходил срочную военную службу по призыву. До настоящего времени Иванов Я.В. жильем не обеспечен, продолжает состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Иванова Я.В., его нуждаемость в жилом помещении, он имеет право на предоставление жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Данные государственные полномочия Курганской области по реализации прав указанной категории лиц возложены на органы местного самоуправления Курганской области, финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из соответствующих бюджетов.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Половинского района по доверенности Веливченко Е.В., против удовлетворения заявленных требований возражала, указывала, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Курганской области, на котором лежит обязанность по финансированию переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению гарантий прав детей-сирот на жилое помещение.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указывал, что истцом не представлено доказательств соблюдения заявительного порядка, а также не представлено документов, свидетельствующих о его включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Правительство Курганской области полагало, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Именно они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением. Также указывал на неправомерность требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица муниципального органа Управления образования администрации Половинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве оставил разрешение спора на усмотрение суда. При этом указал, что в секторе опеки и попечительства имеется список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. На 25 февраля 2013 года в списке значатся 25 человек, истец числится под номером 5.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления администрации Курганской области в судебное заседание не явились, о его месте и времени были извещены надлежащим образом.
В представленном отзыве Финансовое управление Курганской области указывало, что в связи с вступившими в силу изменениями с 1 января 2013 года право детей-сирот на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует. Изменен порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан. Предоставление жилья из специализированного жилого фонда осуществляется по сформированным спискам, на основании представленных заявлений в установленном порядке. Полагало, что требование прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения заявлено за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Доводы истца об отсутствии финансирования на цели обеспечения его жилым помещением не подтверждены надлежащими доказательствами. Просили в иске отказать.
В представленном отзыве Главное управление образования Курганской области просило рассмотреть дело без участия его представителя, указывало, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием органов местного самоуправления, которые принимают решение о предоставлении жилого помещения и заключают договоры найма специализированного жилого помещения. Финансирование данных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных правоотношений.
Половинским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом при принятии решения не рассматривался вопрос об обращении истца в уполномоченные органы в установленном порядке с заявлением о включении его в список для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда. Ссылается на то, что в соответствии с вступившими с 1 января 2013 года изменениями исключено право лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилья. Суд, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения истцу, не учел, что указанное требование не подлежало рассмотрению в данном споре, поскольку оно затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие, разрешение данного вопроса не относиться к компетенции судов общей юрисдикции. Граждане участниками межбюджетных отношений не являются. Полагает, что суд вышел за пределы подведомственности суда общей юрисдикции. Также считает, что судом не учтено, что органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству. Кроме того, указывает, что решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности профинансировать мероприятия по предоставлению жилого помещения носит неопределенный характер, поскольку не конкретизирован перечень мероприятий, который необходим для предоставления жилья, не определен объем финансирования.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе прокурору в иске. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в отзыве на иск, а также доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области.
В представленных возражениях третье лицо Главное управление образования Курганской области доводы апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области поддержало.
В заседании судебной коллегии прокурор Федоровская Н.М. возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение суда оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Иванов Я.В., года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением администрации Половинского района от 20 сентября 2004 года Иванов Я.В. был помещен в ГОУ "Далматовский детский дом", поскольку его мать была осуждена и отбывала наказание, а отец находился в розыске.
Решением Половинского районного суда Курганской области от 06 апреля 2009 года родители Иванова Я.В. были лишены родительских прав.
Постановлением администрации Сумкинского сельсовета Половинского района от 20 сентября 2004 года за несовершеннолетним Ивановым Я.В. был закреплен жилой дом, расположенный в . Однако в связи с признанием в установленном законом порядке данного жилого дома непригодным для проживания, указанное постановление о закрепление жилья было отменено постановлением администрации Сумкинского сельсовета Половинского района от 27 февраля 2010 года .
30 августа 2010 года Иванов Я.В. был принят администрацией Половинского района на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с постановлением .
Согласно представленным документам Иванов Я.В. 20 июня 2009 года окончил МОУ "Далматовская средняя общеобразовательная школа", прошел срочную военную службу по призыву с по .
До настоящего времени Иванов Я.В. жильем не обеспечен, своего жилья в собственности по сведениям Управления Росреестра по Курганской области Иванов Я.В. не имеет.
Указанные обстоятельства, в том числе, нуждаемость Иванова Я.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Иванова Я.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Иванов Я.В. является нуждающимся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Половинского района Курганской области. Право на получение жилья истец не реализовал, в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных в интересах Иванова Я.В. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Половинского района обязанность по предоставлению Иванову Я.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования Половинский район Курганской области, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд при разрешении спора установил, что в 2013 году Половинский район не был профинансирован в достаточном объеме субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционных жалоб Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области о необоснованном возложении на Правительство курганской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчиков в апелляционных жалобах на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования "Половинский район", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Иванову Я.В., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении Ивановым Я.В. заявительного порядка и невключении истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан (далее - дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, представитель ответчика в суде первой инстанции подтвердил тот факт, что Иванов Я.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Предусмотренная пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013года.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
В силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что несоблюдение истцом порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6-1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года N 590), не могло являться основанием для отказа ему в иске, поскольку означало бы нарушение прав Иванова Я.В., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении с августа 2010 года, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшего право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года по независящим от него причинам.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Иванову Я.В. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не подлежит.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда нуждается в уточнении.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
С учетом изложенного резолютивная часть решения подлежит дополнению указанием о предоставлении Иванову Я.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Половинского района Курганской области общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма на территории Половинского района.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 21 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить решение суда, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать администрацию Половинского района Курганской области предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории муниципального образования Половинский район Курганской области, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма на территории муниципального образования Половинский район".
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.