Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.
при секретаре Губиной С.А.
с участием прокурора Богомазовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 июня 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Притобольного района в интересах Осыко к Администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения, к Правительству Курганской области о финансировании мероприятий по предоставлению жилого помещения
по апелляционным жалобам Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области на решение Притобольного районного суда Курганской области от 27 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Притобольного района в интересах Осыко к Администрации Притобольного района Курганской области о предоставлении жилого помещения и к Правительству Курганской области о финансировании мероприятий по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Осыко .
Обязать Администрацию Притобольного района предоставить Осыко однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее социальным и санитарно-техническим требованиям.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Притобольного района Курганской области (далее прокурор Притобольного района) обратился в суд в интересах Осыко Н.А. с исковыми требованиями к Администрации Притобольного района Курганской области (далее Администрация Притобольного района) о возложении обязанности предоставить жилое помещение в черте Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Впоследствии исковые требования прокурором Притобольного района изменены, исковые требования предъявлены к Администрации Притобольного района о возложении обязанности предоставить Осыко Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Притобольного района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м, к Правительству Курганской области о возложении обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению Осыко Н.А. жилого помещения.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Притобольного района проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. в прокуратуру района обратился Осыко Н.А. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. В ходе проведения проверки установлено, что Осыко Н.А. в настоящее время проживает по адресу: , собственного жилья не имеет. Является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей: отец - Осыко А.В. умер , мать - Осыко Г.Н. решением Притобольного районного суда Курганской области от лишена родительских прав. Осыко Н.А. окончил службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Постановлением главы Администрации Притобольного района Осыко Н.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Таким образом, на основании положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) Осыко Н.А. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее нормы предоставления, установленной Решением Глядянской сельской Думы от 18 мая 2006 года N 9 "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения". В соответствии с Законом Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления по месту жительства Осыко Н.А. на Администрацию Притобольного района Курганской области. Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, поэтому отдельные государственные полномочия могут быть делегированы органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации с обязательным предоставлением материальных ресурсов и финансовых средств на их реализацию. Поскольку обеспечение жильем указанной категории граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, финансирование переданных государственных полномочий по предоставлению Осыко Н.А. жилого помещения из бюджета Курганской области не произведено, прокурор района просил возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Осыко Н.А.
В судебном заседании прокурор измененные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Осыко Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Администрации Притобольного района по доверенности Позднякова Н.В. в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности по предоставлению Осыко Н.А. жилого помещения признала, однако пояснила, что переданные субъектом Российской Федерации органу местного самоуправления полномочия по обеспечению Осыко Н.А. жилым помещением не профинансированы, свободного жилищного фонда Администрация Притобольного района не имеет, поэтому полагала обоснованным требование прокурора района о возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать мероприятия по предоставлению истцу жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком, так как полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан в установленном порядке переданы органам местного самоуправления.
Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Администрации Притобольного района по доверенности Гуляева Е.С. в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, Администрации Глядянского сельсовета в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе третье лицо Финансовое управление Курганской области просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Притобольного района отказать. В обоснование жалобы ссылается на изменение с 2013 года порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Указанный порядок предусматривает предоставление лицам указанной категории жилых помещений из специализированного жилищного фонда в соответствии со сформированным списком, включение в который производится на основании представленных лицами указанной категории или их представителями заявлений. Однако вопрос об обращении истца с таким заявлением в уполномоченный орган в установленном порядке судом не рассматривался. Кроме того, суд не учел, что из действующего законодательства исключено право лиц указанной категории на внеочередное предоставление жилья. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающих право истца именно на внеочередное обеспечение жильем. Полагает, что требование прокурора затрагивает межбюджетные отношения, поэтому разрешение указанного спора не относится к подведомственности суда общей юрисдикции. Указывает, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем, суд первой инстанции не должен был решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений. Отмечает, что решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения носит неопределенный характер, поскольку судом не конкретизирован перечень мероприятий, необходимый для предоставления истцу жилья, объем его финансирования.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области также ставится вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору Притобольного района в интересах Осыко Н.А. В обоснование жалобы указывает, что с 1 января 2013 года изменен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано исключительно с датой включения истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Судом не принят во внимание довод ответчиков о том, что истец не включен в указанный список. Полагает, что несоблюдение истцом установленного заявительного порядка включения в список свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца. Указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области Администрация Притобольного района, прокурор Притобольного района просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области Главное управления образования Курганской области поддерживает доводы заявителя о необоснованности решения суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление жилого помещения Осыко Н.А.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Осыко Н.А., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
умер отец - Осыко А.В.
Решением Притобольного районного суда Курганской области от мать Осыко Г.Н. лишена родительских прав в отношении сыновей, в том числе Осыко Н.А.
Постановлением Администрации Притобольного района Курганской области от Осыко Н.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Осыко Н.А. уволен с военной службы.
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Осыко Н.А. не имеет, жилое помещение на период опеки за ним не закреплялось.
До Осыко Н.А. жилым помещением обеспечен не был.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Осыко Н.А. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Осыко Н.А. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года), и требования прокурора Притобольного района о предоставлении Осыко Н.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Глядянской сельской Думы Притобольного района Курганской области от "О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной норме площади жилого помещения" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде с. Глядянское, установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы закона, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Притобольного района обязанность по предоставлению Осыко Н.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту его жительства общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Осыко Н.А.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что несмотря на поданные Администрацией Притобольного района заявки финансирование данного органа местного самоуправления на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в 2012 году и в первом квартале 2013 года из бюджета субъекта Российской Федерации не производилось.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционных жалоб Финансового управления Курганской области и Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Ссылки апелляционных жалоб на несоблюдение Осыко Н.А. заявительного порядка и не включение истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Судом первой инстанции установлено, что список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в 2013 году, включая Осыко Н.А., направлялся Администрацией Притобольного района в Главное управление образования Курганской области для включения в сводный список, который до настоящего времени не сформирован.
При таких обстоятельствах ссылка на несоблюдение истцом порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, несостоятельна и не могла являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку Осыко Н.А. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с 2011 года как лицо, оставшееся без попечения родителей, имел право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право не было реализовано им до 1 января 2013 года по причинам не независящим от его воли.
Довод апелляционных жалоб об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, который будет обеспечен жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Притобольного районного суда Курганской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Финансового управления Курганской области, Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.М. Софина
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.