Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.
при секретаре Абакумовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 июня 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Роженцева , Роженцевой к Главному управлению образования Курганской области, Администрации Макушинского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанностей
по апелляционным жалобам Главного управления образования Курганской области, Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 марта 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Роженцева , Роженцевой к Главному управлению образования Курганской области, Администрации Макушинского района, Администрации Курганской области о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным и о возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать решение Главного управления образования Курганской области об отказе в предоставлении социальной выплаты Роженцеву , Роженцевой от незаконным.
Признать действия Администрации Макушинского района по перечислению субсидии (социальной выплаты по программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования) в размере рублей в доход областного бюджета.
Обязать Администрацию Курганской области перечислить денежную компенсацию в размере рублей на номер лицевого счета: филиала Макушинского ОСБ структурного подразделения в ОАО "Сбербанк" России" в пользу Роженцева и Роженцевой .".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Художитковой Е.А. и представителя ответчика Правительства Курганской области по доверенности Журнакова А.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения истцов Роженцева А.Н., Роженцевой Е.Б. и их представителя по доверенности Ермакова Д.В., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Роженцев А.Н. и Роженцева Е.Б. обратились в суд с исковыми требованиями к Главному управлению образования Курганской области, Администрации Макушинского района Курганской области (далее Администрация Макушинского района) о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанности произвести социальную выплату в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование иска указали, что их семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, но в социальной выплате в соответствии с данной программой в 2012 году им было отказано, поскольку до семья истцов не являлась участником подпрограммы и не была включена в сформированный органом местного самоуправления список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году, что предусмотрено пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Между тем полагали, что в соответствии с пунктом 26 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в течение 1 месяца, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой. Поскольку включенная в указанный список до для получения социальной выплаты в 2012 году семья Федоровых подала заявление об отказе от получения социальной выплаты, Администрацией Макушинского района были внесены изменения в указанный список и в него включена семья Роженцевых. В июле 2012 года руководителем органа местного самоуправления семье Роженцевых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого , однако денежные средства по указанному свидетельству до настоящего времени не перечислены.
Впоследствии истцы неоднократно изменяли исковые требования, в окончательном виде предъявили исковые требования к Главному управлению образования Курганской области, Администрации Макушинского района, Администрации Курганской области (далее Правительство Курганской области) о признании незаконным решения Главного управления образования Курганской области об отказе в предоставлении социальной выплаты Роженцеву А.Н. и Роженцевой Е.Б. от , признании незаконными действий Администрации Макушинского района по перечислению субсидии (социальной выплаты по программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использования) в размере руб. в доход областного бюджета, возложении на Правительство Курганской области обязанности перечислить денежную сумму в размере руб. на расчетный счет , открытый в Макушинском филиале ОАО "Сбербанк России", в пользу Роженцева А.Н. и Роженцевой Е.Б.
В судебном заседании истец Роженцев А.Н. и его представитель по доверенности Ермаков Д.В. на удовлетворении измененного иска настаивали.
Истец Роженцева Е.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, иск поддержала.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. Полагала, что семья истцов не могла получить социальную выплату в 2012 году, поскольку до не являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и не была включена в сформированный органом местного самоуправления список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках подпрограммы в 2012 году. Желание участвовать в подпрограмме молодая семья истцов выразила лишь . Указала, что Администрация Макушинского района не имела права вносить изменения в утвержденный Главным управлением образования Курганской области список участников подпрограммы - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, в который была включена семья Федоровых, поскольку изменения в списки может вносить только исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации и лишь в рамках списка молодых семей - участников подпрограммы, сформированного до 1 сентября года, предшествующего планируемому, то есть в рамках одного года. Считала, что у Администрации Макушинского района не имелось оснований для выдачи семье Роженцевых свидетельства о праве на получение социальной выплаты, поскольку оно выдается на основании выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, в котором значилась только семья Федоровых. Так как указанная семья отказалась от получения социальной выплаты, денежные средства, выделенные Администрации Макушинского района в рамках лимитов бюджетных обязательств, на получение социальной выплаты данной семьей, обоснованно возвращены в областной бюджет. Указала, что семья истцов на основании поданного ими заявления до включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году.
Представитель ответчика Администрации Макушинского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление указанный ответчик полагал, что семья истцов на законных основаниях включена Администрацией Макушинского района в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 года вместо семьи Федоровых, отказавшихся от получения социальной выплаты, в соответствии с пунктом 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство жилья) и их использования и пунктом 3.3.3 соглашения от , заключенного между Администрацией Макушинского района и Главным управлением образования Курганской области.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление образования Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что органы местного самоуправления ежегодно до 1 сентября текущего года формируют списки молодых семей - участников подпрограммы на планируемый год. Соответственно, в 2012 году социальную выплату имели право получить молодые семьи признанные участниками подпрограммы до . Поскольку семья Роженцевых признана участником подпрограммы , то право на получение социальной выплаты у указанной семьи возникает только в 2013 году. Пунктом 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлено, что утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым является Главное управление образования Курганской области. На основании выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, правом получения указанной выплаты в Макушинском районе Курганской области в 2012 году обладала исключительно семья Федоровых. Из пункта 26 указанных Правил следует, что правом вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой, наделен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Не соглашается с выводом суда о правомерности внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, так как законодатель не наделяет указанным правом органы местного самоуправления, а в частности Администрацию Макушинского района, внесение изменений в указанные списки является исключительной компетенцией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым является Главное управление образования Курганской области. Полагает, что внесение изменений в утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году может осуществляться только в рамках списка участников подпрограммы одного года, поскольку списки молодых семей - участников подпрограммы формируются ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Участие семьи Роженцевых в подпрограмме запланировано на 2013 год, что подтверждается списком молодых семей - участников подпрограммы на 2013 год, которому судом не дана оценка при вынесении решения. Указывает, что Администрация Макушинского района в нарушение пункта 4 Правил, предусматривающего в качестве основания для выдачи свидетельства выписку из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома семье Роженцевых. Полагает, что оснований для получения семьей истцов социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в 2012 году не имелось, вместе с тем в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации органам местного самоуправления не запрещается за счет средств бюджета муниципального образования оказывать поддержку молодым семьям. Кроме того, считает, что судом необоснованно признано незаконным решение Главного управления образования об отказе в предоставлении социальной выплаты от , поскольку данный документ является ответом начальника Главного управления образования Курганской области Главе Макушинского района на уведомление об исключении из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году семьи Федоровых. Главное управление образования Курганской области не наделено полномочиями принимать решения о предоставлении социальных выплат конкретным молодым семьям, а наделено лишь полномочиями по внесению изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В основание доводов жалобы ссылается на то, что при удовлетворении исковых требований судом первой инстанции не применены положения пунктов 15, 20, 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что семья Роженцевых признана участником подпрограммы только , в соответствии с выпиской из утвержденного Главным управлением образования Курганской области списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году правом на получение выплат в 2012 году на территории Макушинского района обладала совершенно другая семья, которая была включена в список до . Выражает несогласие с выводами суда о правомерности замены семьи Федоровых на семью Роженцевых в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году и определения органом местного самоуправления Макушинского района в качестве получателя субсидии семьи Роженцевых, поскольку указанные действия не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а находятся в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым такое решение не принималось, поэтому у семьи истцов не могло возникнуть право на получение социальной выплаты в 2012 году. Полагает, что судом необоснованно возложена обязанность по перечислению социальной выплаты истцам на Администрацию Курганской области, поскольку в соответствии со статьей 78 Устава Курганской области высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области является Правительство Курганской области.
В возражениях на апелляционные жалобы Главного управления образования Курганской области и Правительства Курганской области Администрация Макушинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А., Правительства Курганской области по доверенности Жернаков А.С. поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Истцы Роженцев А.Н., Роженцева Е.Б. и их представитель по доверенности Ермаков Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Администрации Макушинского района в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчиков и возражений истцов, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Роженцев А.Н. с состоит в зарегистрированном браке с Роженцевой Е.Б., от брака имеется ребенок Роженцев Т.А., года рождения.
Постановлением Администрации Макушинского района от Роженцев А.Н. и Роженцева Е.Б., проживающие по адресу: , приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с составом семьи три человека по категории "молодая семья".
Роженцевым А.Н. и Роженцевой Е.Б. подано заявление в Администрацию Макушинского района о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Поскольку семья Роженцевых соответствовала данным условиям, решением Администрации Макушинского района от семья истца была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и постановлением Администрации Макушинского района от семья истцов включена в список участников указанной подпрограммы под номером 2 с .
Роженцев А.Н. и Роженцева Е.Б. заключили договор с ОАО "Сбербанк России" об открытии невозобновляемой кредитной линии по кредиту "Индивидуальное строительство жилого дома" по программе "Молодая семья".
между Роженцевым А.Н. и ООО "ИНЖИЛСТРОЙ" заключен договор подряда для строительства одноэтажного жилого дома, общей площадью 64,21 кв.м, по адресу: .
Решением Администрации Макушинского района от семье Федоровых на основании поданного заявления от о невозможности участия в подпрограмме в 2012 году в связи с финансовыми затруднениями и положениями пункта 26 Правил, семье Федоровых отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты с внесением предложения в Правительство Курганской области об исключении семьи Федоровых из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году и направлением семье Роженцевых уведомления о возможности получения социальной выплаты в 2012 году с разъяснением порядка и условий получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по свидетельству.
Решением Администрации Макушинского района от получателями социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств субсидий, выделенных из областного бюджета на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в размере тыс. руб. определена семья Роженцевых.
На основании заявления Роженцева А.Н., Роженцевой Е.Б. руководителем органа местного самоуправления - Главой Макушинского района семье истцов выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого на сумму руб., которое подлежало предъявлению в банк до и являлось действительным до (включительно).
Свидетельство предъявлено истцами в банк и на имя Роженцева А.Н. в ОАО "Сбербанк России" открыт банковский счет государственного жилищного сертификата.
Однако, социальная выплата в размере руб. на банковский счет истца перечислена не была.
В ответе начальника Главного управления образования Курганской области от /13 Главе Макушинского района сообщено о том, что семья Роженцевых не может получить социальную выплату в 2012 году, поскольку в соответствии с пунктом 20 Правил семья истцов не была признана участником подпрограммы и включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году, сформированный органом местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Семья Роженцевых признана участником подпрограммы , то есть после , поэтому не может получить указанную социальную выплату в 2012 году. Субсидия, выделенная муниципальному образованию "Макушинский район" в 2012 году в размере руб., подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Признавая незаконными действия Главного управления образования Курганской области об отказе семье Роженцевых в предоставлении социальной выплаты в 2012 году и действия Администрации Макушинского района по перечислению поступившей денежной суммы социальной выплаты в областной бюджет, а также возлагая на Правительство Курганской области обязанность перечислить денежную сумму социальной выплаты на расчетный счет истцов в банке, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что истцы соответствуют условиям, предусмотренным подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Администрация Макушинского района правомерно внесла изменения в списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в связи с отказом семьи Федоровых от получения средств социальной выплаты в 2012 году, истцы сохраняют право на получение социальной выплаты в 2013 году, в связи с чем они имеют право на получение указанной субсидии.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными как основанные на неправильном применении норм материального права.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодательством и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
В рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, включающую в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью указанной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Срок реализации подпрограммы - 2011 - 2015 годы.
В Приложении N 1 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы указан перечень основных мероприятий по ее реализации, в том числе предусмотрена ежегодная организация Минрегион России конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме.
Приложение N 2 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы определяет объем ее финансирования ежегодно с учетом прогноза цен на соответствующие годы.
В Приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил предусмотрена возможность использования социальных выплат для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома.
На основании пункта 9 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным.
Таким образом, обратившись 10 октября 2011 года с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы истцы добровольно выразили согласие с ее условиями.
В соответствии с пунктом 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займа, с учетом указанных средств формирует и утверждается сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации. Сводный список предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Согласно пункту 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
На основании пункта 24 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно пункта 26 Правил в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семье - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
В силу пункта 4 Правил выдача свидетельства, форма которого приведена в приложение N 1, на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
На основании пункта 44 Правил в случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог в установленный срок действия свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Таким образом, закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальный порядок получения выплаты, в том числе порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из материалов дела следует, что Администрация Макушинского района в срок до представила в Главное управление образования Курганской области список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году, в котором значилась молодая семья Федоровых, признанная участником подпрограммы .
Указанная молодая семья была включена органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году и после определения размера субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации в рамках подпрограммы на 2012 год, включена также в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в муниципальном образовании "Макушинский район", утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Главе Макушинского района Главным управлением образования Курганской области сообщено, что в 2012 году муниципальному образованию "Макушинский район" выделена субсидия в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в размере руб., которая состоит из средств федерального бюджета - ) и средств областного бюджета - ), данная субсидия направлена на социальные выплаты молодым семьям, согласно выписке из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году.
В качестве приложения к указанному письму органу местного самоуправления направлена выписка из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, в которой указана семья Федоровых.
молодых семьей Федоровых подано заявление о невозможности участия в подпрограмме в 2012 году в связи с финансовыми затруднениями.
Иных молодых семей, включенных органом местного самоуправления в список участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2012 году, направленный органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации до , предшествующему планируемому 2012 году, не имелось.
По состоянию на молодая семья Роженцевых не являлась участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку обратилась с заявлением о включении в состав участников подпрограммы лишь и была признана участником подпрограммы и включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, лишь .
Поэтому правовые основания для внесения изменений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году в порядке, предусмотренном пунктом 26 Правил, отсутствовали.
Внесение таких изменений в утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списки органом местного самоуправления и последующая выдача свидетельства семье истцов не соответствовали требованиям федерального законодательства, поскольку указанные полномочия не отнесены к компетенции органа местного самоуправления.
В связи с чем, выделенная муниципальному образованию "Макушинский район" субсидия в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в 2012 году в размере руб. правомерно возвращена Администрацией Макушинского района в областной бюджет.
Принимая во внимание, что согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (пункт 23 Правил), возможность внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации изменений в указанные списки ограничена составом молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, что согласуется с адресным и целевым характером использования бюджетных средств в соответствующем году, а также отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.
Представленное в материалы дела соглашение от о предоставлении в 2012 году субсидии из областного бюджета бюджету Макушинского района Курганской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не подтверждает право органа местного самоуправления самостоятельно вносить изменения в утвержденные органом исполнительной власти Российской Федерации списки молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году при отсутствии правовых оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что Роженцевым А.Н. и Роженцевой Е.Б. Главе Макушинского района подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на планируемый 2013 года как молодой семьи, признанной участником указанной подпрограммы . На основании указанного заявления молодая семья истцов включена органом местного самоуправления в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, направленный до в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, что подтвердил в суде апелляционной инстанции представитель Главного управления образования Курганской области.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцам в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 марта 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Роженцеву , Роженцевой к Главному управлению образования Курганской области, Администрации Макушинского района Курганской области, Правительству Курганской области о признании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, возложении обязанностей отказать.
Судья - председательствующий И.М. Софина
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.