Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 6 июня 2013 года гражданское дело по иску к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", предоставлении мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", предоставлении мер социальной поддержки оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Шелегина Л.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шелегин Л.А. обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", предоставлении мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указывал, что начал свою трудовую деятельность с в должности слесаря-сборщика 2 разряда Уральского завода "" г. , закончил в Открытом акционером обществе "" в должности слесаря-инструментальщика 6 разряда. Его общий трудовой стаж составил 47 лет, с он является получателем трудовой пенсии. За время трудовой деятельности был награжден Почетной грамотой за трудовые успехи в социалистическом соревновании объединения "" в ноябре , выдано удостоверение на рационализаторское предложение, в сентябре награжден Почетной грамотой Курганского областного Совета профсоюзов Всесоюзного центрального Совета профессиональных Союзов, присвоено звание "Отличник качества" 2 степени объединения "Курганприбор" по итогам за . В октябре обратился к ответчику по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", в чем ему было отказано. Считая данный отказ необоснованным, просил признать его незаконным, обязать ответчика принять решение о присвоении ему звания "Ветеран труда", признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда" с возложением обязанности на ответчика предоставления мер социальной поддержки, взыскать расходы по госпошлине в размере руб.
Истец Шелегин Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дав пояснения, согласно доводам, изложенным в иске. Признавал, что ведомственными знаками отличия в труде не награждался.
Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области , действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Шелегин Л.А. был награжден почетными грамотами решением руководства предприятия "Курганприбор", государственных, ведомственных наград, либо наград, учрежденных высшими законодательными и исполнительными органами государственной власти Курганской области, дающих основание для присвоения звания "Ветеран труда", не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шелегин Л.А. просил решение суда отменить, указывая, что стаж его работы и полученные им во время работы награды и поощрения позволяют присвоить звание "Ветеран труда", согласно сложившейся правоприменительной практики соседних регионов (Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей). Постановление Правительства Курганской области от 27.03.2006 N 73 о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" считает незаконным.
В суде апелляционной инстанции истец Шелегин Л.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области в суд апелляционной инстанции не явился, о дате и времени извещался надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения истца, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца Шелегина Л.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в п. 1 ст. 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с подп. "а" п. 2 указанного Положения, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанное звание, в соответствии с подп. "в" а. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области "За благое дело" и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде:
б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", составляет список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление).
Главное управление рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда".
Как следует из материалов дела, в период работы в Объединении "" за трудовые успехи в социалистическом соревновании и в честь 65-й годовщины Великого Октября на основании приказа от Шелегин Л.А. был награжден Почетной грамотой и денежной премией в размере руб. (л.д. 18), ему выдано удостоверение на рационализаторское предложение от (л.д. 20), за достижение высоких производственных показателей в социалистическом соревновании, активное участие в общественной жизни и в связи с Днем машиностроителя в сентябре награжден Почетной грамотой Курганского областного Совета профсоюзов Всесоюзного центрального Совета профессиональных Союзов (л.д. 17), совместным решением администрации и профкома Объединения "" Шелегину Л.А. присвоено звание "Отличник качества" 2 степени по итогам за (л.д. 19).
Соответствующие записи о поощрениях и награждениях Шелегина Л.А. внесены в трудовую книжку истца (л.д. 21-22).
В настоящее время Шелегин Л.А. является получателем пенсии по старости, что подтверждается удостоверением от (л.д. 5-6) и справкой ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области от (л.д. 31), его трудовой стаж составляет более 47 лет.
Истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", что отражено в письме Главного управления социальной защиты населения Курганской области от (л.д. 23).
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
При этом для присвоения звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, почетные грамоты, решение о награждении которыми, отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, то есть решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета федеральной службы.
Официальные документы о награждении должны быть за подписью должностного лица в ранге руководителя Министерства, а если совместно, то и ЦК профсоюза, отрасли и министерства, ведомства.
Согласно представленных документов, Шелегин Л.А. был награжден почетной грамотой решением руководства предприятия "", почетной грамотой Курганского областного Совета профессиональных союзов, является автором рационализаторского предложения, имеет звание "Отличник качества", присвоенное совместным решением администрации и профкома объединения "", " Лучший по профессии", присвоенное Уральским заводом , был неоднократно премирован на основании приказов предприятий по месту работы, однако государственных, ведомственных наград, либо наград, учрежденных высшими законодательными и исполнительными органами государственной власти Курганской области, дающих основание для присвоения звания "Ветеран труда", не имеет.
В Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N584, не определено, что наличие удостоверения на рационализаторские предложения расценивается как ведомственный знак отличия в труде, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда".
Такое удостоверение подтверждает лишь признание предложения рационализаторским и авторство, а не является актом признания особых трудовых заслуг.
В соответствии с п.2 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 21.08.1973 N584, авторские свидетельства подтверждают права на изобретения.
Истец Шелегин Л.А. имеет не авторские свидетельства, а удостоверение на рационализаторское предложение.
Перечень ведомственных наград содержится в ОКИН, ОК 018-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 N 412, и среди них удостоверение на рационализаторское предложение, как и звание "Отличник качества", "Лучший по профессии", присвоенные решениями предприятий по месту работы, а не от имени министерств и ведомств, не указаны, какие-либо нормативно-правовые акты, приравнивающие это удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, отсутствуют.
В соответствии с Письмом Минтруда РФ от 18.10.1999 N 6873-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", почетная грамота Профсоюза машиностроителей Российской Федерации учитывается для присвоения звания "Ветеран труда" штатным профсоюзным работникам при условии представления выписки из решения президиума или секретариата ЦК этого профсоюза о награждении данного конкретного профсоюзного работника.
При этом Почетная грамота должна быть скреплена печатью ЦК Профсоюза машиностроителей Российской Федерации и подписью Председателя ЦК Профсоюза машиностроителей Российской Федерации, в том числе учитывается и факсимильное воспроизведение указанной подписи.
Шелегин Л.А. штатным профсоюзным работником не являлся, Почетные грамоты выданы не от имени ЦК профсоюзов машиностроителей, следовательно указанные награды также не являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что награждение истца вышеуказанными почетными грамотами и другими знаками отличия в труде не может служить основанием для присвоения ему звания "Ветеран труда", так как данные награды не являются ведомственными знаками отличия в труде, а являются наградами местного значения.
Судебная коллегия находит также верным вывод суда о том, что требования Шелегина Л.А. о возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", предоставлении мер социальной поддержки в соответствии со статусом "Ветеран труда" являются производными от первоначальных и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется. Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права, примененного судом при разрешении дела, ошибочны и не соответствуют их правовому содержанию.
Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 февраля 2013 года по иску к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", предоставлении мер социальной поддержки оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В. Литвинова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.