Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 6 июня 2013 года гражданское дело по иску к филиалу Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Куртамышскому району, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 марта 2013 года, которым постановлено:
В исковых требованиях к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда", отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зверева М.И. обратилась в Куртамышский районный суд Курганской области с исковым заявлением к филиалу Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Куртамышскому району, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указывала, что осенью обратилась в филиал Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по Куртамышскому району с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", представив необходимый пакет документов, в том числе Почетную грамоту Сбербанка России, которой она была награждена за личный вклад в развитие Сбербанка России и в связи с 165-летием со дня основания Банка. В присвоении звания ей было отказано на том основании, что Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации не является органом исполнительной власти и соответственно учесть данную награду для присвоения звания "Ветеран труда" не представляется возможным. Выразила несогласие с данным решением, указав, что работала в Куртамышском отделении Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) с по . В настоящее время является пенсионером по старости, имеет трудовой стаж более 30 лет. Почетной грамотой Сбербанка, подписанной Президентом, Председателем Правления Сбербанка России, награждена за заслуги в реализации стратегии развития Банка, образцовое выполнение должностных обязанностей, достижение высоких и стабильных показателей в работе. Считала, что имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", о чем просила обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Истец Зверева М.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков филиала Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по Куртамышскому району, Главного Управления социальной защиты населения Курганской области , действующая на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что поскольку Зверева М.И. награждена почетной грамотой Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, который не является органом исполнительной власти Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель третьего лица Открытого акционерного общества Сбербанк России, отделение в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Зверева М.И. просила решение суда отменить, считая Почетную грамоту Сбербанка России от ведомственным знаком отличия в труде.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в п. 1 ст. 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с подп. "а" п. 2 указанного Положения, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанное звание, в соответствии с подп. "в" а. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области "За благое дело" и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде:
б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", составляет список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление).
Главное управление рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда".
Как следует из материалов дела, в период работы в Куртамышском отделении Сберегательного банка Российской Федерации на основании постановления Правления Сбербанка России, приказом Сбербанка России от за личный вклад в развитие Сбербанка и в связи со 165-летием со дня основания Банка, Зверева М.И. была награждена Юбилейной почетной грамотой Сбербанка России (л.д. 13, 15-19).
Соответствующая запись о награждении Зверевой М.И. Юбилейной грамотой Сбербанка России внесена в трудовую книжку истца (л.д. 7-10).
В настоящее время Зверева М.И. является получателем пенсии по старости, что подтверждается справкой ГУ УПФР в Куртамышском районе (л.д. 14), ее трудовой стаж составляет более 30 лет.
Представленные Устав Сбербанка России (с изменениями и дополнениями) и Положение о Почетной грамоте Сбербанка РФ от (с учетом изменений на ) не указывают на то, что награды, учрежденные акционерным обществом, являются ведомственным знаком отличия в труде.
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа. При этом ОАО "Сбербанк России" уполномоченным органом государственной власти не является, а одно лишь награждение знаком отличия (грамотой ОАО "Сбербанк России") без данных о том, что вручение данной грамоты производится от уполномоченного органа государственной власти, не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах правильным является суждение суда о том, что Почетная грамота "Сбербанка Российской Федерации" не относятся к ведомственным знакам отличия в труде.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Почетная грамота, полученная Зверевой М.И., не отвечает требованиям федерального и областного законодательства, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде, а, следовательно, не дает право истцу на присвоения звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется. Доводы апелляционной жалобы, направленные на иное толкование норм материального права, примененного судом при разрешении дела, ошибочны и не соответствуют их правовому содержанию.
Руководствуясь статьями 329-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 марта 2013 года по иску к филиалу Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Куртамышскому району, Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области об обязанности присвоить звание "Ветеран труда" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: И.В. Литвинова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.