Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 июня 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каргапольского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Коммунальные сети" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по представлению прокурора, участвующего в деле, на определение Каргапольского районного суда Курганской области от 8 мая 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети" о предоставлении отсрочки исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 09.10.2012, удовлетворить.
Предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальные сети" отсрочку исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 09.10.2012 до 30.08.2014.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., объяснения прокурора Федоровской Н.М., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Коммунальные сети" обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. В обоснование заявленных требований указывало, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 09.10.2012 на ООО "Коммунальные сети" возложена обязанность обеспечить контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов путем предоставления информации о результатах анализа сточных и природных вод по очистным сооружениям согласно утвержденному графику; снизить содержание химических веществ в воду р. Миасс по выпуску N 1 (сброс р. Поцелуйка на 1,2 км. ниже дамбы, далее по руслу реки стоки поступают в р. Исток, затем в р. Миасс на 1,7 км. от устья) до установленных в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Миасс. Решение суда вступило в законную силу, на основании него возбуждено исполнительное производство и установлен срок добровольного исполнения ООО "Коммунальные сети". Во исполнение указанного решения заявитель провел следующие мероприятия: обеспечен контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов путем предоставления информации в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора о результатах анализа сточных вод и природных вод по очистным сооружениям согласно утвержденному графику. В августе 2012 проведена очистка биопрудов путем полного очищения (осушение, выгребание илистых масс, засыпка нового дренажа, постепенное заполнение). Данные мероприятия способствовали незначительному снижению содержания химических веществ. Согласно акту обследования технического состояния ангара очистных сооружений по состоянию на 21.09.2011 металлоконструкция ангара уже находилась в аварийном состоянии и создавала угрозу жизни находящегося в нем обслуживающего персонала. Приказом N 20 от 23.09.2011 была запрещена эксплуатация ангара очистных сооружений. Ангар находится в собственности Администрации Каргапольского поссовета и требует капитального ремонта. Очистные сооружения, используемые при реализации предоставления коммунальных услуг переданы ООО "Коммунальные сети" по договору безвозмездного пользования от 01.11.2010. Капитальный ремонт является нецелесообразным и дорогостоящим мероприятием, ввиду чего ООО "Коммунальные сети" не имеет возможности заложить данные расходы для предприятия в тарифы, рост которых регулируется Департаментом регулирования цен и тарифов Курганской области. Для разрешения данного вопроса заявитель обращался в Администрацию района, Департамент строительства, государственной экспертизы и ЖКХ Курганской области, систематически велись переговоры о ремонте очистных сооружений. Согласно ответу Администрации Каргапольского района по состоянию на 20.02.2012 проектная документация по очистным сооружениям находилась на стадии прохождения госэкспертизы. В апреле 2013 года была проведена повторная экспертиза, согласно которой металлоконструкция ангара и аэротенков находятся в аварийном состоянии, имеется опасность разрушения. Полагает, что ООО "Коммунальные сети" приняты все необходимые меры к исполнению решения суда. Возможность очищать сточные воды в соответствии с нормативами появится только с новыми очистными сооружениями. Кроме того, 14.03.2012 Постановлением Администрации Каргапольского района Курганской области N 210 внесены изменения в решение Каргапольской районной Думы от 16.07.2009 N 458 "О программе Каргапольского района в сфере водоснабжения и водоотведения "Чистая вода на 2009-2013 годы". В данную программу включена привязка станции очистки хозяйственно-бытовых сточных вод БИОС. Источниками финансирования выступают федеральный, региональный и местный бюджет. На основании вышеизложенного ООО "Коммунальные сети" просило предоставить отсрочку исполнения решения суда до 30.08.2014.
В судебном заседании представитель ООО "Коммунальные сети" - Банщикова Н.Н. на заявлении настаивала, дав пояснения согласно его доводам, указывала, что ангар в настоящее время не используется, поскольку имеется угроза жизни. Очистка сточных вод происходит за счет биопрудов.
Представитель прокуратуры Каргапольского района - Утенков И.М. против удовлетворения заявления возражал, полагал, что заявителем не представлено надлежащих доказательств невозможности исполнения решения суда.
Представитель Каргапольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области - Акулов С.В. заявление поддерживал, указывал, что без новых очистных сооружений ООО "Коммунальные сети" не сможет исполнить решение суда.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в г. Шадринске, Шадринском, Шатровском, Каргапольском районах в судебное заседание не явился, в письменном отзыве оставлял разрешение спора на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше определение, об отмене которого в своем представлении просит прокурор, участвующий в деле. Указывает, что определение суда является незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения судом норм материального права, а также ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. На основании договора от 01.11.2010 ООО "Коммунальные сети" в безвозмездное пользование было передано находящееся в муниципальной собственности имущество, в том числе ангар (очистные сооружения). На основании данного договора пользователь обязан содержать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет его текущий и капитальный ремонт, нести все расходы по его содержанию и выделять для этих целей необходимые средства. Условие договора не оспорено.
В возражениях ООО "Коммунальные сети" просит определение суда оставить без изменения, представление прокурора, участвующего в деле, без удовлетворения. Поясняет, что в силу договора и своих возможностей ОО "Коммунальные сети" несет бремя содержания переданного имущества. Ремонт очистных сооружений требует вложений более 10 млн. руб., у предприятия, осуществляющего свою деятельность на регулируемых тарифах таких средств нет. В соответствии с федеральной программой "Чистая вода" в р.п Каргаполье будут построены новые очистные сооружения, программа рассчитана на 2011-2015 г.г.
Представление прокурора рассмотрено судебной коллегией в порядке ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и обсудив доводы представления прокурора, участвующего в деле, и возражений на него судебная коллегия полагает, что определение суд подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в определении, обстоятельствам дела (пп.3 п.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений других органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Материалами дела установлено, что решением Каргапольского районного суда Курганской области от 09.10.2012, вступившим в законную силу 17.11.2012, на ООО "Коммунальные сети" возложена обязанность обеспечить контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды, водных объектов путем предоставления информации о результатах анализа сточных и природных вод по очистным сооружениям согласно утвержденному графику, а также снизить содержание химических веществ в р. Миасс по выпуску N 1 (сброс в р. Поцелуйка на 1,2 км. ниже дамбы, далее по руслу реки стоки поступают в р. Исток, затем в р. Миасс на 17 км. от устья) до установленных в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в р. Миасс.
На основании вынесенного решения выдан исполнительный лист и 23.11.2012 возбуждено исполнительное производство N 13480/12/41/45.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
На основании ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Вышеуказанные положения нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, препятствующих исполнению судебного решения либо затрудняющих его исполнение, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, а также о соблюдении прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Таким образом, по смыслу указанных норм права такие обстоятельства, исходя из которых суд вправе предоставить отсрочку его исполнения, должны носить исключительный характер, являясь существенным препятствием к исполнению должником решения суда.
Основанием для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда могут являться конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленный срок.
При решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен учитывать как интересы должника, так и взыскателя. Изменение сроков исполнения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания судебного решения.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (части 1,2), 19 (части 1,2) и 55 (части 1,3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных оснований взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как установлено материалами дела, в рамках исполнительного производства ООО "Коммунальные сети" произведены исследования сточных вод, согласно протоколам NN 5, 6, 18, 19, 20, 21, 30, 31, 32, 33 забор анализов проводился в соответствии с графиком, содержание химических веществ в воде р. Миасс на выпуске N 1 снижено (л.д. 142).
Согласно справке от 01.03.2013 N 25 по исполнительному производству должником проведены следующие мероприятия: осуществляется контроль за составом сбрасываемых сточных вод в соответствии с графиком, о чем составляются протоколы, информация о составе вод представляется в Территориальный отдел Роспотребнадзора. Во втором полугодии 2012 года удалось снизить содержание химических веществ в р. Миасс по сравнению с первым полугодием 2012 года. В створе р. Миасс ниже выпуска с ОСК содержание загрязняющих веществ находится в пределах фоновых концентраций (л.д. 137).
ООО "Коммунальные сети" в августе 2012 года проведена очистка биопрудов путем полного очищения: осушение, выгребание илистых масс, засыпка нового дренажа, постепенное заполнение, о чем свидетельствуют акты о приемке выполненных работ (л.д. 101-102).
С учетом приведенных обстоятельств, суд, удовлетворяя заявление ООО "Коммунальные сети" и предоставляя отсрочку должнику до 30.08.2014, пришел к выводу о том, что должником принимаются все разумные меры для исполнения решения суда. С такими выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим обстоятельствам.
Право на судебную защиту (а, следовательно, и право на исполнение судебных решений) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. Соответственно, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений.
Как усматриваемся из заявления ответчика, решение суда в части обеспечения контроля состава сбрасываемых сточных вод и качества воды, водных объектов путем предоставления информации о результатах анализа сточных и природных вод по очистным сооружениям согласно утвержденному графику должником исполнено, в связи с чем предоставление отсрочки исполнения этой части решения суда не требуется.
Должник указывает, что согласно акту обследования технического состояния ангара очистных сооружений от 21.09.2011 металлоконструкции ангара находятся в аварийном состоянии, угрожающем жизни находящегося в нем обслуживающего персонала (л.д. 93).
На основании приказа от 23.09.2011 эксплуатация ангара и нахождение в нем людей запрещены.
Согласно акту от 10.01.2013 обследования технического состояния ангара и аэротенков установок КУ-200 очистных сооружений канализации ООО "Коммунальные сети" металлоконструкции ангара и аэротенков находятся в аварийном состоянии, имеется опасность разрушения, эксплуатация не безопасна для жизни обслуживающего персонала, конструкция требует капитального ремонта (л.д. 108).
Из материалов дела усматривается, что ООО "Коммунальные сети" обращалось в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, Администрацию Каргапольского района Курганской области, МКУ "Управление капитального строительства" по вопросу о включении очистных сооружений в р.п. Каргаполье в программу "Чистая вода".
По сообщению директора Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области Миронова В.В., в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая Вода 2011-2017 годы" предусматривается проведение модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с привлечением средств федерального, регионального, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Модернизация станции очистки хозяйственно-бытовых сточных вод БИОС включена программу Каргапольского района в сфере водоснабжения и водоотведения "Чистая вода" на 2011-2015 годы, срок реализации данных мероприятий определен в 2012-2013 годы.
В представлении прокурор, участвующий в деле, правомерно ссылается на обязательства ООО "Коммунальные сети" по надлежащему содержанию переданного имущества, осуществлению его текущего и капитального ремонта и выделении для этих целей денежных средств в силу договора от 01.11.2010 о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью, заключенного между Администрацией Каргапольского района Курганской области и ООО "Коммунальные сети" (ранее ООО "Сельхозмонтаж") и на основании которого должнику в безвозмездное пользование переданы очистные сооружения и ангар.
Должником в материалы дела не представлены надлежащие доказательства того, что исполнение решения суда в части возложения на ООО "Коммунальные сети" обязанности снизить содержание химических веществ в р. Миасс не может быть исполнено.
Включение модернизации очистных сооружений, переданных ООО "Коммунальное хозяйство", в программу "Чистая вода" на 2011-2015 годы не может являться достаточным доказательством невозможности исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 09.10.2012 и не освобождает должника от обязательств по надлежащему их содержанию.
С учетом обстоятельств дела, а также необходимости соблюдения баланса интересов сторон при исполнении судебного решения, принципа своевременного судопроизводства по гражданским делам в разумные сроки, судебная коллегия считает, что определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Каргапольского районного суда Курганской области от 8 мая 2013 года отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Коммунальные сети" о предоставлении отсрочки исполнения решения Каргапольского районного суда Курганской области от 9 октября 2012 года отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.