Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Литвиновой И.В.
при секретаре Чиж Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 июня 2013 года гражданское дело по заявлению Кулиева С.К.о о признании незаконными действий и сообщения начальника отдела УФМС России по Курганской области
по апелляционной жалобе Кулиева С.К.о. на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2013 года, которым постановлено:
"Отказать Кулиеву в удовлетворении заявления о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме и отменить сообщение от 08.02.2013 г. за , в части предъявления требований о необходимости присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющим личность, непосредственно в УФМС России по Курганской области при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранного гражданина.
Отказать Кулиеву в удовлетворении заявления о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме в части предъявления требований о необходимости присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющим личность, непосредственно в УФМС России по Курганской области на личном приеме у начальника отдела, либо его заместителей при получении разрешительной визы при подаче уведомления о продлении срока пребывания гражданину.".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Литвиновой И.В., объяснения Кулиева С.К.о., его представителя Обабковой О.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Курганской области - Базиной О.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кулиев С.К.о. обратился в суд с заявлением о признании действий и сообщения начальника отдела УФМС России незаконными. В обоснование заявления указывал, что ответом начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. от 08.02.2013 ему как принимающей иностранных граждан стороне было сообщено о необходимости личного присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющим личность, непосредственно в территориальном органе ФМС при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранному гражданину. Заявителем была подана в УФМС России по Курганской области жалоба на действия Герониме А.В., которая впоследствии рассмотрена и оставлена без удовлетворения. Кулиев С.К.о. выражал свое несогласие с указанным сообщением, поскольку в законодательных актах отсутствует указание о том, что при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранного гражданина, а также при подаче иностранным гражданином заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, требуется личное присутствие принимающей стороны и принимающая сторона должна лично предоставлять документы в орган исполнительной власти в сфере миграции. Просил признать незаконным и отменить сообщение начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. от 08.02.2013, а также признать незаконными его действия в части предъявления требований о необходимости присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющим личность непосредственно в УФМС России по Курганской области на личном приеме у начальника отдела либо его заместителей для получения разрешительной визы при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранному гражданину.
В судебном заседании Кулиев С.К.о. и его представитель Обабкова О.Ю., на удовлетворении заявления настаивали.
Герониме А.В., представитель УФМС России по Курганской области Базина О.В. в судебном заседании с заявлением не соглашались, пояснили, что согласно действующему законодательству иностранные граждане или принимающая этих граждан сторона непосредственно подают документы на продление визы в территориальный орган ФМС. В соответствии с должностным регламентом начальник органа ФМС осуществляет личный прием граждан.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кулиев С.К.о., выражая свое несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. по предъявлению требований о необходимости присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющей личность, непосредственно в УФМС России по Курганской области на личном приеме у начальника отдела или его заместителей для получения разрешительной визы при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранному гражданину, просит его в этой части изменить. Указывает, что факт совершения незаконных действий начальником отдела ФМС был подтвержден в судебном заседании. Кроме того, порядок оказания государственных услуг миграционной службы, в том числе отделами территориальных подразделений миграционной службы, подробно изложен в административных регламентах, которые содержат описание каждой процедуры. Такая процедура как получение разрешительной визы начальника отдела при продлении срока пребывания иностранному гражданину не содержится ни в одном из них. Кроме того, должностные инструкции начальника отдела также не содержат таких указаний. При вынесении решения суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 25 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Кулиев С.К.о. полагает, что незаконными действиями начальник отдела УФМС Герониме А.В. ему созданы препятствия в осуществлении прав, поскольку создают административный барьер, не предусмотренный законодательством.
В суд апелляционной инстанции не явилось лицо, чьи действия обжалованы - Герониме А.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, 21.01.2013 Кулиев С.К.о. обратился в отдел УФМС России по Курганской области в г. Кургане с заявлением о разъяснении порядка подачи уведомления о продлении срока пребывания иностранному гражданину, в частности необходимости личного присутствия принимающей стороны с документом, удостоверяющим личность, непосредственно в территориальный орган миграционной службы.
В ответе от 08.02.2013 начальник отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. сообщил, что в соответствии с требованиями п. 3 ст. 20, пп. 6 п. 6 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, принимающая сторона для продления срока пребывания иностранному гражданину подает непосредственно в территориальный орган миграционной службы аргументированное заявление в произвольной форме с приложением к нему копий подтверждающих документов, а также личного заявления иностранного гражданина о продлении ему срока временного пребывания. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено принимающей стороной при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего личность.
Не согласившись с данным ответом заявитель обратился в суд о признании этого документа незаконным, а также о признании действий заинтересованного лица, требующего личного присутствия принимающей стороны (Кулиева С.К.о.) у него или его заместителей на приеме при продлении срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации незаконными.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления Кулиева С.К.о., пришел к обоснованному выводу о том, что начальник отдела УФМС России по Курганской области Герониме А.В. осуществлял должностные полномочия в рамках действующего законодательства.
Согласно с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 названного Закона, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9, при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Таким образом, по общему правилу представленное в компетентные органы принимающей стороной уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания является основанием для постановки его на миграционный учет по месту пребывания.
В порядке исключения иностранному гражданину дозволяется самостоятельно направить уведомление о прибытии. Всего исключений три: документально подтвержденная неспособность принимающей стороны исполнить обязанность, направив уведомление о прибытии в орган Федеральной миграционной службы; наличие у иностранца права собственности на жилое помещение, если оно является местом его пребывания; письменное согласие принимающей стороны (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
С учетом сказанного, ответ начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. нормам действующего законодательства не противоречит, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Кулиева С.К.о. о признании данного ответа незаконным является обоснованным.
Кроме того в силу ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", орган миграционного учета и организация федеральной почтовой связи могут осуществить прием уведомления о прибытии гражданина иностранного государства в место пребывания только в том случае, если лицо, подающее такое уведомление, предъявляет документ, подтверждающий его личность и признаваемый на территории Российского государства в этом качестве.
Подобное положение содержится в п. 28 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. 4 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40, в системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам разрешения предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами).
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения, а также об аннулировании ранее выданного разрешения принимается руководителями территориальных органов ФМС России или заместителями, которым данные полномочия делегированы в установленном порядке.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявлений; рассмотрение заявлений; оформление и выдача разрешения (уведомления об отказе в выдаче разрешения); получение разрешения на изменение места проживания; аннулирование разрешения на временное проживание; оформление разрешений при утрате документов, изменении имени и фамилии (п. 27 Административного регламента).
Согласно п. 47 Административного регламента, при приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи заявителя удостоверяется подписью сотрудника на бланке заявления. На подписи сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению, и на фотографии заявителя проставляется печать территориального органа ФМС России либо печать дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, принявшего заявление.
Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех представленных документов, правильность их оформления и соответствие конкретным основаниям получения разрешения (п. 46).
Должностным регламентом начальника отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Герониме А.В. в качестве его служебных обязанностей предусмотрено осуществление приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством срок, а также осуществление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил регистрационного учета по месту жительства (п.п. 2.19, 2.20).
Из анализа приведенных положений следует, что начальник отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Кроме того, в силу п. 25 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
Соответственно, подпись на уведомлении о прибытии Кулиев С.К.о. должен поставить лично, без его личного присутствия исполнить данное указание закона невозможно.
На основании изложенного выше, требования начальника отдела Герониме А.В. о личном присутствии принимающей стороны в территориальном отделе миграционной службы при подаче уведомления о продлении срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации являются законными.
Доводы, приведенные Кулиевым С.К.о. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, так как построены на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулиева - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.