Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 июня 2013 года гражданское дело по заявлению Эргашевой Н.Р. об оспаривании решения УФМС России по Курганской области
по апелляционной жалобе Эргашевой Н.Р.
на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении требований заявления Эргашевой о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителя Эргашевой Н.Р. - Обабковой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Курганской области - Базиной О.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эргашева Н.Р. обратилась в суд с заявлением о признании решения УФМС России по Курганской области незаконным. В обоснование заявления указывала, что решением УФМС России по Курганской области от 26.02.2013 Эргашевой Н.Р. было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, согласно которому разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения. По мнению УФМС России ложные сведения заключались в предоставлении ею адреса, по которому заявитель фактически не проживала (). Полагала предоставленные сведения о месте пребывания соответствующими действительности, а решение УФМС России по Курганской области - незаконным. Считала, что вынесенное решение нарушает ее права и свободы (право на временное проживание в Российской Федерации), препятствует их осуществлению (в оформлении гражданства Российской Федерации). В связи с изложенным просила признать решение УФМС России по Курганской области от 26.02.2013 незаконным и обязать заявителя выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Эргашевой Н.Р. - Обабкова О.Ю., ссылаясь на доводы заявления, на требованиях настаивала, дополнительно поясняла, что на дату подачи заявления ее доверителем были предоставлены достоверные сведения относительно места регистрации. Полагала, что у сотрудников УФМС России по Курганской области отсутствуют полномочия на проверку данных, представляемых при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Курганской области - Базина О.В. с заявлением не соглашалась, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным.
Курганским городским судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Эргашева Н.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что сведения в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации о месте регистрации не могут быть ложными, поскольку на день заполнения и подачи заявления она состояла на миграционном учете по адресу: , что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии и не оспаривалось УФМС России по Курганской области. Кроме того, судом неправильно истолкованы положения пп. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Не согласна с выводом суда о том, что по месту пребывания она должна проживать. Кроме того, заключение УФМС России по Курганской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации основано на рапортах инспектора о проведенных проверках адреса ее пребывания, однако, в день подачи заявления такая проверка не проводилась, в связи с чем невозможно было установить факт ее отсутствия по месту пребывания на момент подачи заявления. Рапорты инспектора основаны на объяснениях свидетеля, но его личность не устанавливалась. Полагает, что ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена такая процедура как опрос соседей принимающей стороны и проверка места пребывания иностранного гражданина на стадии рассмотрения заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а инспектор, проводивший проверки, не уполномочен был их проводить. В связи с этим, считает, что приобщение объяснений, рапортов к учетному делу является незаконным и свидетельствует о превышении и злоупотреблении должностными полномочиями со стороны сотрудников отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане и сотрудника, ведущего учетное дело.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Как усматривается из материалов дела, Эргашева Н.Р. является гражданином Таджикистана, прибыла в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
01.01.2013 через государственный портал УФМС России по Курганской области обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В заявлении в качестве адреса места пребывания указала: (л.д. 11).
Заключением инспектора УФМС России по Курганской области Варенниковой О.И. от 26.02.2013 N 31/13 Эргашевой Н.Р. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации отказано на основании пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в связи с сообщением заведомо ложных сведений.
Не согласившись с вынесенным заключением, Эргашева Н.Р. обратилась в суд.
Согласно п. 4 ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а выданное временное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы, либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2008 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, согласно п. 7 ч. 1 статьи 2 указанного выше Федерального закона относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Частями 2 и 3 ст. 7 вышеназванного Федерального закона закреплено, что постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В силу п.2 ч.2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2008 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, указанных в настоящей статье.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации представляет собой деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом сведений.
Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Таким образом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерации, должен быть поставлен на учет по месту пребывания.
Как усматривается из материалов дела Эргашева Н.Р. в пункте 6 заявления о разрешении на временное проживание в Российской Федерации в качестве места пребывания указала адрес: .
В целях контроля за пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации сотрудниками миграционной службы проведены проверки, в ходе которых установлено, что Эргашева Н.Р. на момент постановки ее на миграционный учет по указанному адресу не проживала.
В рапорте от 04.02.2013 инспектор отдела УФМС России по Курганской области в г. Кургане Яркова Е.И. указала, что на момент проверки дома в доме никого не было, при повторных проверках адреса 24.01.2013, 02.02.2013 дверь не открывали, подход к дому заметен снегом, в воротах находится большое количество корреспонденции.
Данный факт подтвердила Мурзина Е.Н., проживающая по адресу: г. Курган, ул. Анфиногенова, д. 151. Согласно ее объяснениям с осени 2012 года в доме никто не проживает, дом не отапливается, свет в окнах не горит.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что на момент подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Эргашева Н.Р. по указанному в пункте 6 заявления адресу не находилась.
Кроме того, из представленной в материалы медицинской карты следует, что заявитель встала на учет в женскую консультацию 29.12.2012, при этом указала адрес фактического проживания: л.д. 37).
Таким образом, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, Эргашева Н.Р. не пребывала по адресу, указанному ей в заявлении, и в последующем по данному адресу не проживала.
Суд первой инстанции обоснованно отнесся критически к показаниям свидетеля Боброва Ю.Н., который пояснял, что Эргашева Н.Р. в доме "проживает вдвоем по сегодняшний день", что противоречит показаниям самой Эргашевой Н.Р., данным в судебном заседании.
При таких обстоятельствах УФМС России по Курганской области было постановлено обоснованное заключение , которым отказано Эргашевой Н.Р. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку в п. 6 заявления о выдаче разрешения на временное проживание указан адрес места пребывания, по которому на момент сдачи документов заявитель не проживала, тем самым сообщив о себе ложные сведения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у сотрудников УФМС России по Курганской области противоречат положениям ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", согласно которым территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Поскольку форма документов при осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами правил миграционного учета действующим законодательством не определена и не установлен перечень документов, приобщаемых к учетному делу иностранного гражданина, то получение должностным лицом объяснений у стороны принимающей иностранного гражданина, а также получение объяснений иных лиц, приобщение документов, не предусмотренных законодательством, не противоречит закону.
Федеральная миграционная служба, являясь органом государственной власти по миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства, действовала в пределах компетенции, предоставленной ей федеральным законодателем в этой сфере.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе являются несостоятельными и построены на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части судебного акта мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 1 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Эргашевой - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.