Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Арзина И.В.,
судей Варлакова В.В., Клепчи С.Н.,
при секретаре Чиж Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 июня 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, индивидуальному предпринимателю Веслогузову С.В., Ильиных А.Ю. о признании незаконными распоряжений, договора аренды, соглашения, возврате земельного участка,
по апелляционному представлению прокурора города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 20.03.2013, которым постановлено:
"в удовлетворении иска прокурору г. Кургана в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, ИП Веслогузову , Ильиных о признании незаконными распоряжений, договора аренды, соглашения, возврате земельного участка отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, объяснения прокурора Остарковой Т.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкировой Т.В., представителя Веслогузова С.В., Ильиных А.Ю. - Носковой И.Б., представителя Правительства Курганской области - Жернакова А.С., объяснения представителя третьего лица Администрации города Кургана - Петухова Д.В., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к Правительству Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Веслогузову С.В., Ильиных А.Ю. о признании незаконными распоряжений, договора аренды, соглашения, возврате земельного участка.
В обоснование иска прокурор города Кургана указал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка по обращению жильцов домов, расположенных по , по вопросу законности строительства здания детского кафе, в результате которой выявлены нарушения федерального законодательства при предоставлении земельного участка для размещения детского кафе.
Установлено, что на основании обращения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Администрацией города Кургана был подготовлен акт от о выборе земельного участка ИП Веслогузову С.В. для размещения здания детского кафе.
Распоряжением Правительства Курганской области от предварительно согласовано место размещения здания детского кафе на земельном участке площадью га.
Распоряжением Правительства Курганской области от земельный участок с кадастровым номером площадью . предоставлен ИП Веслогузову С.В. в аренду сроком на 3 года для строительства здания детского кафе.
Между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ИП Веслогузовым С.В. заключен договор аренды земельного участка для строительства здания детского кафе. Сторонами подписан акт приема-передачи.
В соответствии с соглашением от , заключенным между ИП Веслогузовым С.В. и Ильиных А.Ю., последней переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м. находится во владении и пользовании Ильиных А.Ю. как арендатора земли. Прокурор полагал, что земельный участок находится во владении Ильиных А.Ю. незаконно.
Прокурор указал, что земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение данным участком осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области.
Земельный участок был предоставлен без соблюдения требований Земельного кодекса РФ - без проведения торгов.
Срок действия договора аренды земельного участка, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ИП Веслогузовым С.В., истек . Соглашение о продлении договора аренды Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области не заключено.
Учитывая изложенное, прокурор полагал, что у Ильиных А.Ю. в настоящее время отсутствуют законные основания пользования и владения земельным участком.
Несмотря на это, Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области права Ильиных А.Ю. на земельный участок не оспорены, земельный участок у нее не истребован. Напротив, в письме директора Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 22.10.2012 указано, что договор аренды признан возобновленным на основании п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Прокурор полагал, что указанная норма закона в данном случае неприменима.
Прокурор указал, что спорный земельный участок по назначению не используется. Участок не огорожен, строительство объекта капитального строительства на нем не осуществляется, разрешение на строительство не оформлялось. При указанных обстоятельствах прокурор полагал, что договор аренды не может считаться возобновленным.
Кроме того, прокурор указал, что в нарушение ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" земельный участок предоставлен ИП Веслогузову С.В. в 2009 году без соблюдения требований п. 7.1.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно которым санитарно-защитная зона предприятий общественного питания составляет 50 м.
Прокурор полагал, что при строительстве здания кафе на спорном участке не будет обеспечено соблюдение санитарных норм.
Указал, что предприятие общественного питания является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и его размещение с нарушением норм и правил нарушает права жителей близлежащих домов на безопасные условия для человека.
При указанных обстоятельствах считал, что распоряжение Правительства Курганской области от , распоряжение Правительства Курганской области от договор аренды земельного участка от , соглашение о передаче прав арендатора от приняты с нарушением федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Соответственно, в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка от -з, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ИП Веслогузовым С.В., а также соглашение от , заключенное между ИП Веслогузовым С.В. и Ильиных А.Ю. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, являются недействительными.
Прокурор также указал, что при установке забора и строительстве здания кафе в нарушение требований ст. 90 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" будет ликвидирован единственный проезд для пожарной и другой специальной техники к жилым домам и к многоквартирному дому . Нарушение требований пожарной безопасности влечет угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, а также создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации и причинения вреда неопределенному кругу лиц.
С учетом изложенного прокурор города Кургана просил признать незаконными и отменить распоряжение Правительства Курганской области от -р, распоряжение Правительства Курганской области от -р, признать недействительными договор аренды земельного участка от -з, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ИП Веслогузовым С.В., соглашение от , заключенное между Веслогузовым С.В. и Ильиных А.Ю. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка; истребовать земельный участок с кадастровым номером , площадью 832 кв.м., по адресу: из чужого незаконного владения Ильиных А.Ю. путем прекращения права аренды, обязать Ильиных А.Ю. вернуть указанный земельный участок Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры города Кургана Поспелова М.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкирова Т.В. с исковыми требованиями была не согласна.
Представитель ответчика Правительства Курганской области - Бабунова О.П. исковые требования не признала.
Представитель ответчиков ИП Веслогузова С.В., Ильиных А.Ю. - Носкова И.Б. с исковыми требованиями была не согласна.
Представитель ответчика ИП Веслогузова С.В. - Мокеев В.С. против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель третьего лица Администрации города Кургана - Петухов Д.В. против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель ТУ Росимущества в Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор города Кургана просит решение Курганского городского суда Курганской области от 20.03.2013 отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционного представления выражает несогласие с выводом суда о том, что права и интересы Российской Федерации на спорный земельный участок не нарушены. Указывает, что спорный земельный участок в реестре федерального имущества Курганской области не значится, относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Обращает внимание, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области от выдано заключение по отводу земельного участка под строительство, согласно которому земельный участок по по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для размещения детского кафе. Однако данное заключение было действительно на срок до . Следовательно, земельный участок предоставлен ИП Веслогузову С.В., и впоследствии заключен договор аренды земельного участка в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, так как срок его действия истек.
Указывает, что судом дана неправильная оценка пояснениям государственного инспектора города Кургана по пожарному надзору Найданова А.Н. Настаивает, что в случае установки забора по границам земельного участка будет ликвидирован единственный проезд для пожарной и другой специальной техники к жилым домам и к многоквартирному дому .
В возражениях на апелляционное представление Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 20.03.2013 оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционное представление не подлежащим удовлетворению.
В заседании судебной коллегии прокурор Остаркова Т.А. доводы апелляционного представления поддержала. Указала, что спорный земельный участок находится в непосредственной близости от жилых домов. Полагала, что в случае начала строительства здания детского кафе будут нарушены санитарно-эпидемиологические требования и требования пожарной безопасности. Считала нарушенными права Российской Федерации на спорный земельный участок.
Представитель Правительства Курганской области - Жернаков А.С. против доводов апелляционного представления возражал. Пояснил, что нарушений действующего законодательства при предоставлении спорного земельного участка не было допущено. Заключение Управления Роспотребнадзора по Курганской области было получено в установленном законом порядке и было действительно до 2009 года. Распоряжение Правительства Курганской области о предварительном согласовании места размещения объекта было принято в 2008 году, то есть в период действия заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Указал, что на стадии решения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, не требовалось наличие нового заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Считал, что нарушения противопожарных норм не имеется. Обращал внимание, что в силу закона распоряжение спорным земельным участком осуществляется органом исполнительной власти Курганской области, поэтому права Российской Федерации не нарушены.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкирова Т.В. против доводов апелляционного представления возражала. Полагала правильным вывод суда об отсутствии нарушения прав Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку у Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Кургана, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствуют. Полномочиями по распоряжению земельными участками наделен орган исполнительной власти Курганской области. Полагала, что расположение земельного участка в непосредственной близости к жилым домам не является нарушением законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также требований ФЗ от 22.03.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", так как данные правовые акты распространяют свое действие не на земельные участки, а на существующие строения либо строения, которые предполагается построить. Обращала внимание, что в настоящее время на спорном земельном участке строения и ограждения отсутствуют. При таких обстоятельствах нарушения прав неопределенного круга лиц не имеется. Считала, что оспариваемые распоряжения Правительства Курганской области приняты в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Указала, что на стадии выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта были получены положительные заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области и ГУ МЧС по Курганской области. Обращала внимание, что договор аренды был заключен в 2009 году во время действия на территории Курганской области закона, который не требовал проведения конкурсных процедур при предоставлении земельных участков. Новый закон Курганской области, который предусматривал проведение торгов, был принят только в декабре 2011 года. Поскольку процедура предоставления земельного участка началась ранее, то проведение торгов не требовалось.
Представитель третьего лица Администрации города Кургана - Петухов Д.В. против доводов апелляционного представления возражал. Считал, что распоряжения Правительства Курганской области вынесены в соответствии с требованиями закона.
Представитель ответчиков ИП Веслогузова С.В., Ильиных А.Ю. - Носкова И.Б. против доводов апелляционного представления возражала. Указала, что санитарно-защитная зона - 50 м., на необходимость соблюдения которой ссылается прокурор, будет скорректирована в проектной документации и проверена на стадии государственной экспертизы проекта. Полагала, что права Российской Федерации в данном случае нарушены не были. Указала, что земельный участок не является федеральной собственностью.
В заседание судебной коллегии представитель ТУ Росимущества в Курганской области, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области не явились. О месте и времени рассмотрения дела были уведомлены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обратился в Администрацию города Кургана для обеспечения подготовки выбора земельного участка по адресу: для строительства детского развлекательного комплекса.
В соответствии с постановлением Администрации города Кургана от утвержден проект границ земельного участка, площадью га., Веслогузову С.В. выдан акт о выборе земельного участка для размещения детского кафе по адресу: .
Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Курганской области, выданному Веслогузову С.В. , земельный участок по адресу: пригоден для размещения детского кафе. Указано, что заключение действительно по .
В соответствии с актом о выборе земельного участка от комиссия пришла к выводу о возможности предоставления земельного участка для размещения здания детского развлекательного центра по указанному адресу.
Информация о выделении земельного участка для размещения детского развлекательного центра была опубликована в газете "Курган и Курганцы". Замечаний и предложений по данному вопросу от жителей города не поступало, как следует из справки Управления архитектуры и градостроительства от .
Распоряжением Правительства Курганской области от -р ИП Веслогузову С.В. предварительно согласовано место размещения здания детского кафе на земельном участке, площадью га по адресу: .
На основании Распоряжения Правительства Курганской области от -р ИП Веслогузову С.В. предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером площадью . в аренду на 3 года для строительства здания детского кафе по вышеуказанному адресу.
В соответствии с договором -з от , заключенным между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и ИП Веслогузовым С.В., арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером по адресу: для строительства здания детского кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте, площадью кв.м. Срок аренды участка установлен в 3 года. Между сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка .
между Веслогузовым С.В. и Ильиных А.Ю. заключено соглашение, согласно которому Ильиных А.Ю. приняла права и обязанности на аренду земельного участка, с кадастровым номером , площадью .м., по адресу: , для строительства здания детского кафе в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Постановлением Администрации города Кургана от Ильиных А.Ю. разрешено использование условно разрешенного вида земельного участка, расположенного по адресу: , в районе жилого , площадью га., для размещения предприятия общественного питания.
Постановлением Администрации города Кургана от утвержден градостроительный план указанного земельного участка для строительства предприятия общественного питания по .
Суд пришел к обоснованному выводу, что процедура предоставления спорного земельного участка для строительства здания детского кафе соответствовала требованиям действующего законодательства.
Довод прокурора о том, что земельный участок должен был предоставляться исключительно на торгах, не может быть признан состоятельным, поскольку соответствующие изменения в ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации были внесены уже после того, как земельный участок был предоставлен ИП Веслогузову С.В.
Довод апелляционного представления о том, что на момент принятия Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области решения о предоставлении земельного участка в аренду и заключении договора аренды истек срок действия заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области, не может быть принят во внимание.
Суд первой инстанции правильно указал, что получение нового заключения Управления Роспотребнадзора по Курганской области в данном случае не требовалось.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам.
Для отдельно стоящих предприятий общественного питания и многофункциональных комплексов предусмотрена санитарно-защитная зона 50 м.
Из указанных нормативных актов, на которые ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, следует, что санитарно-защитная зона 50 м. предусмотрена для отдельно стоящих предприятий, а не для земельных участков, на которых предполагается размещение этих предприятий.
При указанных обстоятельствах доводы прокурора о допущенных при решении вопроса о предоставлении спорного земельного участка нарушений федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не могут быть признаны состоятельными.
Из материалов дела видно, что ГУ МЧС России по Курганской области в октябре 2012 года было проведено обследование данного земельного участка. Вывод о нарушении требований ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" носит вероятностный характер, поскольку сделан при условии, если забор, ограждающий строительную площадку, перекроет движение транспортных средств по .
В соответствии с протоколом осмотра от земельный участок с кадастровым номером , предоставленный в аренду для размещения здания детского кафе, ограждений не имеет. Территория участка - это открытая площадка с пролегающим по нему проездом для автотранспорта к жилому дому по и к соседним многоквартирным домам.
При указанных обстоятельствах доводы прокурора о наличии нарушений требований пожарной безопасности не могут быть признаны обоснованными.
Кроме того, в деле отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие, что проезд пожарной техники к близлежащим со спорным земельным участком жилым домам возможен только по со стороны .
Учитывая изложенное, оснований полагать, что предоставлением земельного участка были нарушены права неопределенного круга лиц, не имеется.
Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав Российской Федерации.
Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от следует, что спорный земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В силу закона распоряжение спорным земельным участком осуществляется органом исполнительной власти Курганской области.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал прокурору города Кургана в удовлетворении исковых требований.
Предусмотренных законом оснований для признания распоряжений Правительства Курганской области, договора аренды земельного участка и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка незаконными, а также оснований для истребования земельного участка у владельца не имеется.
Суд полно установил обстоятельства дела и дал правильную оценку представленным по делу доказательствам.
Решение суда соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.