Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
при секретаре Губиной С.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 июня 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Орловой к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения и финансирования расходов на предоставление помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Белозерского районного суда Курганской области от 3 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Орловой к Администрации Белозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения и финансирования расходов на предоставление помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Белозерского района Курганской области предоставить Орловой благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Орловой благоустроенного жилого помещения, расположенного в границах Белозерского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. на основании договора найма специализированных жилых помещений.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белозерского района Курганской области (далее прокурор Белозерского района) обратился в суд в интересах Орловой Н.С. с исковыми требованиями к Администрации Белозерского района Курганской области (далее Администрация Белозерского района) о возложении обязанности предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах Белозерского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Белозерского района по обращению Орловой Н.С. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Белозерского районного суда Курганской области отец истца Орлов С.В. лишен родительских прав в отношении дочери. Мать - Прохорова Л.Н. погибла. Орлова Н.С. определена в детское государственное учреждение. В настоящее время Орлова Н.С. обучается в Курганском промышленном техникуме в г. Кургане. Распоряжением Администрации Белозерского района от -р Орлова Н.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в приобретении жилого помещения, в браке не состоит, несовершеннолетних детей у нее нет, имеет временную регистрацию по адресу: Своего жилья Орлова Н.С. не имеет, самостоятельной возможности приобрести жилое помещение у нее нет. Ссылаясь на статью 8 Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пункт 44 статьи 3 Закона Курганской области от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", прокурор полагал, что Орлова Н.С. имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере 18 кв.м, обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Администрацию Белозерского района.
Впоследствии исковые требования истец изменил, на основании статьи 8 Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ) просил возложить на Администрацию Белозерского района обязанность по предоставлению Орловой Н.С. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного в границах Белозерского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, на Правительство Курганской области просил возложить обязанность по финансированию предоставления жилья истцу.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Орлова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ранее настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Администрации Белозерского района по доверенности Никитина Н.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, ссылалась на недостаточное финансирование бюджета муниципального образования из бюджета Курганской области на цели реализации переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Указала, что денежные средства для приобретения жилого помещения и предоставления его Орловой Н.С. по договору найма специализированного жилого помещения Правительством Курганской области Администрации Белозерского района не предоставлено.
Представитель третьего лица Сектора по опеке и попечительства муниципального учреждения Отдела народного образования Администрации Белозерского района по доверенности Михалева А.С. в судебном заседании считала исковые требования прокурора обоснованными, полагала, что истец Орлова Н.С. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что истцом не соблюден заявительный порядок, предусмотренный федеральным законодательством с 1 января 2013 года, в целях включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Курганской области. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставления жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору Белозерского района в интересах Орловой Н.С. В обоснование жалобы указывает, что с 1 января 2013 года изменен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано исключительно с датой включения истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что истец не включен в указанный список. Полагает, что несоблюдение истцом установленного заявительного порядка включения в список свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца. Указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Белозерского района просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Орлова Н.С., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
мать истца - Прохорова Л.Н. умерла.
В августе 2005 года постановлением Главы Белозерского района Курганской области Орловой Н.С. выделена путевка в детское государственное учреждение.
Решением Белозерского районного суда Курганской области от отец истца - Орлов С.В. был лишен родительских прав в отношении дочери Орловой Н.С.
Распоряжением Главы Белозерского района Курганской области от -р Орлова Н.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Орлова Н.С. не имеет, жилое помещение на период опеки за ней не закреплялось, имеет временную регистрацию по месту пребывания на срок с по по адресу: .
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, Орлова Н.С. жилым помещением обеспечена не была.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Орловой Н.С. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Орлова Н.С. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ), и требования прокурора Белозерского района о предоставлении Орловой Н.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Главы Белозерского района Курганской области от 24 июня 2008 года N 51 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и средней стоимости 1 квадратного метра площади жилого помещения в Белозерском районе" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Белозерского района, установлена в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы закона, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Белозерского района обязанность по предоставлению Орловой Н.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту ее жительства общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Орловой Н.С.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Законом Курганской области от 5 декабря 2012 года N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования Белозерский район в размере 5496 тыс. руб. на однократное предоставление детям-сиротам, лицам их числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, по пояснениям представителя Администрации Белозерского района данный орган местного самоуправления на основании судебных решений, вынесенных в 2012 году, обязан предоставить лицам указанной категории 21 жилое помещение, выделенные субвенции возможно будет использовать для приобретения четырехквартирного жилого дома и оплаты 48% от стоимости второго четырехквартирного жилого дома, что недостаточно даже для исполнения всех ранее принятых судом решений, денежных средств для приобретения жилого помещения Орловой Н.С. в бюджет муниципального образования не поступало.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Ссылки апелляционной жалобы на несоблюдение Орловой Н.С. заявительного порядка и не включение истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области после 1 января 2013 года, судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен статьей 6-1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции Закона Курганской области от 26 декабря 2012 года), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Судом первой инстанции установлено, что список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Белозерского района в 2013 году, включая Орлову Н.С., утвержден и направлен Администрацией Белозерского района в Главное управление образования Курганской области для включения в сводный список, который до настоящего времени не сформирован.
При таких обстоятельствах ссылка на несоблюдение истцом порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, несостоятельна и не могла являться основанием для отказа истцу в иске, поскольку Орлова Н.С. состояла на учете нуждающихся в жилом помещении с 2012 года как лицо, оставшееся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право не было реализовано ей до 1 января 2013 года по причинам не независящим от ее воли.
Довод апелляционной жалобы об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, которая будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым уточнить абзацы 2 и 3 решения в части возложенных на ответчиков обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белозерского районного суда Курганской области от 3 апреля 2013 года оставить без изменения.
Уточнить решение суда, изложив абзацы 2 и 3 решения в следующей редакции:
"Обязать Администрацию Белозерского района Курганской области предоставить Орловой благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее установленным требованиям, расположенное в границах муниципального образования Белозерский район Курганской области.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению Администрацией Белозерского района Курганской области Орловой благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения".
Судья - председательствующий: И.М. Софина
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.