Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Богдановой О.Н., Голубь Е.С.,
при секретаре Мелеховой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 июня 2013 г. гражданское дело по иску прокурора Звериноголовского района в интересах Бороздина к Правительству Курганской области, Администрации Звериноголовского района о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 2 апреля 2013 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах Бороздина к Администрации Звериноголовского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить Бороздину , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории муниципального образования сельсовет Звериноголовского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв. метров.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения Бороздину .
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Богомазовой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Звериноголовского района в интересах Бороздина А.И. обратился в суд с иском к Правительству Курганской области, Администрации Звериноголовского района о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Бороздин А.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать лишена родительских прав, отец умер. Жилого помещения на праве собственности, а также закрепленного жилья Бороздин А.И. не имеет, состоит в очереди на получение отдельного благоустроенного жилого помещения. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закона Курганской области, регулирующего вопросы дополнительных гарантий прав на жилое помещение для лиц из числа указанной категории граждан, а также порядок обеспечения таких прав просил обязать Администрацию Звериноголовского района предоставить Бороздину А.И. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма, обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилья.
В судебном заседании представитель прокуратуры Звериноголовского района Вохменцев А.С. на иске настаивал.
Истец Бороздин А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что проживает с семьей опекуна в , состоит в браке, жилого помещения не имеет.
Представитель ответчика Администрации Звериноголовского района Свалова С.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, право Бороздина А.И. на получение жилого помещения не оспаривала.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указывал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение преданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Ссылался также на отсутствие доказательств, подтверждающих включение истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Указывал также, что необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 г. Выражал несогласие с возложением обязанности на Правительство Курганской области по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на иск требования не признал, поддержал доводы, изложенные представителем Правительства Курганской области.
Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области Трегубова Р.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Звериноголовского района поддержала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие доказательств включение Бороздина А.И. в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилья данной категории граждан. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области считает принятое решение суда в части возложения обязанности на Правительство Курганской области профинансировать приобретение жилого помещения Бороздину А.И. необоснованным, поддержав доводы апелляционной жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Звериноголовского района выразил не согласие с ее доводами, полагал решение суда законным и обоснованным.
Представитель прокуратуры Курганской области Богомазова Л.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.
На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Подпунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ).
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31.12.2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела усматривается, что истец Бороздин родился в п, что подтверждается повторным свидетельством о рождении III-БС от
Решением Мишкинского районного суда от мать истца Бороздина О.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Бороздина .
Согласно справке о рождении от сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Постановлением Администрации Звериноголовского района от над несовершеннолетним Бороздиным А.И. установлена опека, опекуном назначен Коваленко С.П.
В связи со смертью опекуна постановлением Администрации Звериноголовского района от опекуном истца назначена Банцирева В.В., проживающая в .
Бороздин А.И. окончил ГОУ НПО "Профессиональное училище ".
Постановлением Администрации Звериноголовского района от Бороздин А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Бороздин А.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (постановление Администрации Звериноголовского района N 47).
Сведения о закреплении за истцом жилого помещения, предоставлении жилья по договору социального найма, а также наличии в его собственности жилья материалы дела не содержат.
В настоящее время истец проживает и зарегистрирован по
Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, в виде обеспечения такой категории граждан жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом установленных обстоятельств дела и на основании приведенной выше нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Бороздина А.И. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье" (далее по тексту Закон Курганской области N 6).
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении Бороздиным А.И. заявительного порядка включения в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, судебная коллегия находит не состоятельным, основанным на ошибочном толковании норм права, по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции от 26.12.2012 г.) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, установлен ст. 6-1 Закона Курганской области от 31.12.2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 04.06.2013 г.), согласно которому законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении указанных лиц в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области (далее - список), в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, в случае их наделения государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со дня достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 14 лет предусмотренных действующим законодательством оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013г.
В случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список (п.1).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список (п.7).
Как указано выше, Бороздин А.И. включен в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, который сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, состоит в указанном списке под N , ранее с г. состоял на учете в Администрации Звериноголовского района для получения жилого помещения, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учета не снят, кроме того, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 г.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения является несостоятельным и не может быть принят во внимание судебной коллегией в связи со следующим.
С 01.01.2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ) не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Бороздина А.И. не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования о предоставлении жилья с возложением данной обязанности на Администрацию Звериноголовского района.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Звериноголовской районной Думы от 28.04.2011 г. N 166 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку право на предоставление жилого помещения истцом реализовано не было до дня вступления в силу указанного выше Закона, истцу должно быть предоставлено благоустроенное специализированное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению истцу жилого помещения.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013 г.) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N1203 (в редакции от 24.12.2012 г.) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 г. (в редакции от 12.11.2012 г.) утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В связи с этим, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что предусмотренные для Звериноголовского района субвенции областного бюджета на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа недостаточно для приобретения жилого помещения истцу Бороздину А.И.
Поскольку Администрация Звериноголовского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звериноголовского районного суда от 2 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.