Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 июля 2013 года гражданское дело по иску Кирьянова А.И., Кирьяновой А.А. к Главному управлению образования Курганской области о предоставлении субсидии на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Главного управления образования Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 апреля 2013 года, которым постановлено:
удовлетворить иск и к Главному управлению образования Курганской области.
Обязать Главное управление образования Курганской области предоставить и субсидию при рождении ребенка в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007 -2012 г.г." целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Главного управления образования Курганской области - Художитковой Е.А., представителя третьего лица на стороне ответчика Правительства Курганской области - Жернакова А.С., истца Кирьянова А.И., его представителя Андреевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирьянов А.И., Кирьянова А.А. обратились в суд с иском к Главному управлению образования Курганской области, Правительству Курганской области о включении их в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области, о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию при рождении ребенка. В обоснование иска указывали, что они состоят в зарегистрированном браке с . Приняв решение стать участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2012 годы" целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" (далее Подпрограмма), они собрали пакет документов и 11 августа 2011 года заключили с ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" договор на оказание информационных услуг. После подготовки недостающих документов они 18 августа 2011 года подписали договор ипотечно-жилищного кредитования и договор купли-продажи квартиры. Данные договоры удалось заключить лишь 18 августа 2011 года, поскольку продавец квартиры не смог явиться на сделку 12 августа 20011 года, так как является жителем другого региона и был занят в этот день в суде. Ребенок истцов родился 13 августа 2011 года. Обратившись в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии на рождение ребенка в рамках указанной выше Подпрограммы, истцы получили отказ, мотивированный тем, что на момент рождения ребенка их семья не приобрела жилье в рамках целевых программ развития ипотечного жилищного кредитования Курганской области и, следовательно, участником Подпрограммы признана быть не может; задолженность по кредитным обязательствам возникла с даты заключения ими кредитного договора, а именно 18 августа 2011 года, то есть после рождения сына. Истцы полагали данный отказ неправомерным, указывали, что в рамках целевых программ Курганской области жилье считается приобретенным не только с момента заключения договора участия в долевом строительстве либо договора купли-продажи жилья, но и с момента заключения договора оказания услуг с исполнителем указанных целевых программ Курганской области. В связи с этим, истцы полагали, что, поскольку они заключили 11 августа 2011 года, то есть до рождения ребенка, договор на оказание услуг с ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация", то они соответствуют условиям предоставления субсидии при рождении ребенка и имеют право на ее получение.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 17 декабря 2012 года в связи с неявкой истцов по повторному вызову исковое заявление Кирьянова А.И., Кирьяновой А.А. оставлено без рассмотрения.
По заявлению истца Кирьянова А.И. определение суда от 17 декабря 2012 года отменено, определением Курганского городского суда Курганской области от 4 февраля 2013 года производство по делу возобновлено (л.д. 75-76).
После возобновления разбирательства по делу, истцы Кирьянов А.И. и Кирьянова А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Кирьянова Г.А., года рождения, исковые требования уточнили, обоснование иска оставили прежним. Просили обязать Главное управление образования Курганской области за счет средств областного бюджета предоставить им субсидию при рождении ребенка на приобретение жилья. Требования к Правительству Курганской области не поддержали.
В судебном заседании истец Кирьянов А.И. и его представитель по доверенности Андреева И.В. на удовлетворении иска настаивали.
Истец Кирьянова А.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Кирьянова Г.А., в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 91).
Ответчик Главное управление образования Курганской области с иском не согласился, ссылаясь на то, что заключение 11 августа 2011 года истцами с ОАО "КИЖК" договора оказания услуг не влечет за собой возникновения их права на участие в целевой Подпрограмме. Одним из условий предоставления субсидии при рождении ребенка на приобретение жилья является приобретение гражданами жилья в рамках Подпрограммы на момент рождения ребенка. Поскольку на момент рождения сына 13 августа 2011 года истцы не заключили договор купли-продажи жилого помещения, то отказ семье Кирьяновых в предоставлении, в связи с рождением 13 августа 2011 года ребенка, субсидии на приобретение жилья по договору от 18 августа 2011 года является правомерным.
В судебном заседании представитель ответчика - Главного управления образования Курганской области по доверенности Художиткова Е.А. против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве просил рассмотреть без его участия, при этом доводы, изложенные ответчиком, поддержал, указав, что на момент рождения ребенка семья Кирьяновых требованиям Подпрограммы не соответствовала.
Представитель третьего лица - ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление образования Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, ранее изложенные в отзыве. Полагает необоснованным вывод суда о том, что Подпрограмма не определяет, с какого момента гражданин становится участником Программы. Законодателем однозначно определены условия предоставления материнского капитала семье, а именно: на момент рождения ребенка семья должна приобрести жилье в рамках одной из целевых программ Курганской области, при этом приобретенным жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве либо договора купли-продажи жилья и кредитного договора (договора займа) с кредитной организацией. Указанное условие является ключевым, и оно не было реализовано на момент рождения в семье истцов ребенка. Договор купли-продажи жилья и договор займа были заключены истцами только 18 августа 2011 года, то есть после рождения сына. Заключение договора оказания услуг не влечет за собой возникновение прав и обязанностей по приобретению жилья и участию в целевой программе. Полагает, что решение об отказе в предоставлении материнского капитала молодой семье Кирьяновых принято в рамках положений действующей целевой программы Курганской области и является законным и обоснованным. Считает, что с учетом изложенных выше обстоятельств у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Кирьяновых.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Главного управления образования Курганской области Художиткова Е.А., представитель третьего лица на стороне ответчика - Правительства Курганской области - Жернаков А.С. на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить.
Истец Кирьянов А.И. и его представитель Андреева И.В. против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными задачами подпрограммы являются: обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В целях реализации указанной выше федеральной подпрограммы постановлением Курганской областной Думы от 28 февраля 2006 года N 1247 утверждена целевая программа Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области". В рамках данной программы приложением 1 утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы". Заказчиком подпрограммы выступает Правительство Курганской области, исполнителями - Главное управление образования Курганской области, ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Курганской области (по согласованию).
Целью указанной подпрограммы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
В перечень задач указанной подпрограммы входит предоставление молодым семьям материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка); создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета, за счет средств местных бюджетов (по согласованию), за счет средств иных источников финансирования, привлеченных в соответствии с действующим законодательством. Участие в подпрограмме предполагает заявительный порядок.
Из материалов дела следует, что истцы Кирьянов А.И. и Кирьянова (до регистрации брака - Гладкова) А.А. состоят в зарегистрированном браке с (л.д. 37).
11 августа 2011 года Кирьяновы заключили с ОАО "Курганская ипотечно-жилищная корпорация" (далее - ОАО "КИЖК") договор оказания услуг , по условиям которого они поручили, а ОАО "КИЖК" за вознаграждение приняло на себя обязанность оказать содействие в оформлении документов для приобретения Кирьяновыми жилья с использованием ипотечных программ кредитования ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"; проверить документы на соответствие требованиям стандартов процедуры выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов) Агентства; осуществить консультирование Кирьяновых по условиям предоставления ипотечного жилищного кредита по стандартам Агентства (л.д. 39).
у Кирьяновых родился ребенок - (л.д. 38).
18 августа 2011 года между ОАО "КИЖК" и Кирьяновым А.И., Кирьяновой А.А. был заключен договор займа (л.д. 41-45), в соответствии с которым Кирьяновым был предоставлен заем в размере рублей для приобретения в общую совместную собственность квартиры стоимостью руб., расположенной .
В этот же день, 18 августа 2011 года между Кирьяновым А.И., Кирьяновой А.А. и заключен договор купли-продажи указанной выше квартиры, оплата которой произведена покупателями Кирьяновыми за счет собственных средств и средств, предоставленных ОАО "КИЖК" согласно указанному выше договору займа.
23 августа 2011 года произведена государственная регистрация договора купли-продажи квартиры от 18 августа 2011 года, а также право общей совместной собственности Кирьяновых на данную квартиру, что подтверждено представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серии (л.д. 50). В отношении объекта права - квартиры, расположенной в зарегистрировано обременение в виде ипотеки в силу закона.
Обратившись 27 сентября 2011 года в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении субсидии при рождении (усыновлении) ребенка на основании подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семьей в Курганской области на 2007-2012 годы" (л.д. 31) и представив необходимые документы, подтверждающие право на получение данной субсидии, Кирьянову А.И., Кирьяновой А.А. было отказано в предоставлении субсидии, поскольку на момент рождения ребенка они не приобрели жилье в рамках целевых программ, поэтому участниками подпрограммы их семья не может быть признана (л.д. 6).
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности предоставить Кирьяновым субсидию при рождении ребенка в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007 -2012 г.г." целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" на приобретение жилья, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы соответствуют условиям, предусмотренным указанной Подпрограммой в редакции Постановлений Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 464, от 9 февраля 2012 года N 36, от 13 июня 2012 года N 241, действовавшей в период вынесения решения суда, поэтому истцы имеют право на получение указанной субсидии.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда ошибочными, не соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Материалы дела свидетельствуют, что на момент обращения Кирьяновых в Главное управление образования Курганской области с заявлением об участии в подпрограмме и получении материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы" целевой Программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" действовала в редакции Постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 464.
Подпрограммой предусмотрено, что субсидии при рождении (усыновлении) ребенка предоставляются в порядке, приведенном в приложении 3 к Подпрограмме (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка субсидия при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующей следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет;
2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках одной из следующих целевых Программ Курганской области: областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2001 - 2005 годы"; областной целевой Программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004 - 2010 гг. и на перспективу до 2015 г."; целевой Программы Курганской области "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2011 - 2015 годы"; целевой Программы Курганской области "Социальное развитие села Курганской области до 2012 года".
Для целей настоящего Порядка приобретенным (построенным, строящимся) в рамках указанных целевых программ Курганской области жилье считается с момента заключения договора участия в долевом строительстве (договора подряда со строительной организацией) либо договора-купли продажи жилья и договора оказания услуг с исполнителем указанных целевых программ Курганской области;
3) оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированными по месту жительства на территории Курганской области;
4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с пунктом 9 Порядка основанием для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье субсидии при рождении (усыновлении) ребенка является несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка.
Таким образом, закрепив право молодых семей на получение за счет средств областного бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Курганская областная Дума и Правительство Курганской области, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы, предусмотрели и специальные условия для получения выплаты, в том числе такое обстоятельство как наличие на момент рождения (усыновления) ребенка приобретенного (построенного, строящегося) жилья в рамках указанных целевых Программ Курганской области, каковым оно по условиям подпрограммы (в ред. постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года N 464) считается с момента заключения договора-купли продажи жилья и договора оказания услуг с исполнителем указанных целевых программ Курганской области.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что нормативно очередность событий, при наступлении которых производится выплата субсидии при рождении ребенка, не установлена.
Так как нормы, связанные с предоставлением социальных гарантий, трактуются буквально, не подлежат расширительному толкованию, из смысла п. 2 Порядка следует, что на момент рождения ребенка лицами, претендующими на получение социальной выплаты при рождении ребенка, должны быть заключены оба договора: и договор купли-продажи (долевого участия) жилого помещения, и договор оказания услуг с исполнителем целевых программ Курганской области.
Поскольку на момент рождения ребенка договор купли-продажи жилья Кирьяновыми заключен не был, истцы не приобрели право на предоставление меры социальной поддержки в виде материнского капитала (субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кирьянова А.И., Кирьяновой А.А. к Главному управлению образования Курганской области о возложении обязанности предоставить истцам субсидию при рождении ребенка в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007-2012 г.г." целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" на приобретение жилья у суда первой инстанции не имелось.
Доводы истцов о том, что они по не зависящим от них причинам не смогли заключить договор купли-продажи жилого помещения до рождения ребенка, правового значения не имеют, так как действующая на момент обращения истцов за мерой социальной поддержки на территории Курганской области подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007 - 2012 годы" не предусматривала каких-либо исключений для лиц, не совершивших все юридически значимые действия для получения субсидии до рождения ребенка, в том числе и по не зависящим от них причинам.
Поскольку неправильное применение норм материального права привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене в апелляционном порядке с принятием нового решения об отказе истцам в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 апреля 2013 года отменить.
В удовлетворении исковых требований , к Главному управлению образования Курганской области о возложении обязанности предоставить субсидию при рождении ребенка в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области в 2007 -2012 г.г." целевой программы Курганской области "Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Курганской области" на приобретение жилья отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.