Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Аврамовой Н.В., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Богомазовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 04 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить по договору найма специализированных жилых помещений , года рождения благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Далматовского района Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений , года рождения".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области обратился в суд в интересах Сычевой Е.С. с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменял, в окончательном варианте предъявил исковые требования в интересах Сычевой Е.С. к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и профинансировать его предоставление.
В обоснование исковых требований указывал, что Сычева Е.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец умер, а мать лишена родительских прав. В 2008 году Сычева Е.С. была определена в государственное учреждение для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году Сычева Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, но жилым помещением не обеспечена.
Просил суд обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений Сычевой Е.С., обязать Администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, как отраслевой (функциональный) орган Администрации Далматовского района, предоставить по договору найма специализированных жилых помещений Сычевой Е.С. благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Далматовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Тимошенко О.В. на удовлетворении иска настаивала.
Истец Сычева Е.С. в судебное заседание не явилась. О месте и времени слушания дела извещена надлежаще, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее указывала, что заявленные в ее интересах исковые требования поддерживает.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области Первухин А.С., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признавал. Не оспаривал принадлежность истца к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее нуждаемость в жилом помещении. Полномочия органа местного самоуправления по приобретению жилых помещений и предоставлению их указанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений делегированы Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области. Финансирование данных расходных обязательств на 2013 год субъектом Российской Федерации не осуществлялось. Объем запланированных субвенций на указанные цели обеспечит возможность приобретения жилых помещений для восьми человек.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указывал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение заявительного порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Курганской области - Зуйков И.Н., действующий на основании доверенности, считал заявленные исковые требования обоснованными, поскольку Сычева Е.С. включена в список лиц, которым жилое помещение будет предоставлено в 2013 году.
Представитель третьего лица Администрации Крутихинского сельсовета Далматовского района Курганской области Усольцева Н.Н. иск поддержала, указывала, что Сычева Е.С. жильем не обеспечена.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ссылаясь на ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", постановление Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633 "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", указывал, что финансирование исполнения обязательств по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, отдельными жилыми помещениями осуществляется в рамках межбюджетных правоотношении, участниками которых в соответствии со ст. 152 БК РФ физические лица быть не могут.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, считая, что спорные правоотношения не затрагивают его права и законные интересы.
Представитель третьего лица Нижнеярского сельсовета Далматовского района Курганской области - глава сельсовета Кашаварова О.Н. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Затеченского сельсовета Далматовского района Курганской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, участия в рассмотрении дела не принимал, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство предусматривает заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В указанный список Сычева Е.С. не включена. Это обстоятельство судом не учтено. Также не принято во внимание то, что в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) внесены изменения: исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. То есть, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало позицию Правительства Курганской области по вопросу финансирования и по существу также просило решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Сычевой Е.С. жилья отменить. Указало, что истец не является участником межбюджетных отношений. Определение источника финансирования для исполнения судебного решения не является юридически значимым обстоятельством. Суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования со стороны Правительства Курганской области. Решение суда подменяет установленный в Курганской области порядок финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, оспариваемое решение суда - без изменения.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. В представленном суду апелляционной инстанции письменном ходатайстве Правительство Курганской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Сычева Е.С. родилась в (свидетельство о рождении, паспорт - л.д. 145, 6). Ее отец умер , мать решением Далматовского районного суда Курганской области от лишена родительских прав (запись акта о смерти, свидетельство о смерти, решение суда - л.д. 7, 148, 9-10).
Распоряжением Администрации Далматовского района Курганской области от 09.10.2008 N 583-р Сычева Е.С. определена в государственное учреждение для умственно-отсталых детей и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 5 оборот, 147). В период с 29.10.2008 по 17.05.2011 обучалась в ГКУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". В связи с достижением восемнадцатилетнего возраста выбыла в ГБУ "Куртамышский психоневрологический интернат", в 2011 году переведена в ГБУ "Глубокинский психоневрологический интернат". В 2012 году выбыла на постоянное место жительства к матери по адресу: . (л.д. 10 оборот, 97, 98, 99).
Вместе с тем, постановлением главы Нижнеярского сельсовета Далматовского района Курганской области от 11.05.2010 N 09 Сычева Е.С. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении под номером 6 (л.д. 153). В 2013 году истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в Далматовском районе. На момент рассмотрения спора номер ее очереди в указанном списке - 29 (л.д. 135-137). Жилое помещение ей не предоставлено.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 14.12.2012 Сычева Е.С. не имеет на праве собственности недвижимого имущества. По данным, представленным Далматовским филиалом ГУП "Кургантехинвентаризаци", Сычева Е.С. по состоянию на 06.12.2012 право бесплатной приватизации в и не использовала (л.д. 90, 90 оборот).
На территории , и жилое помещение Сычевой Е.С. как лицу, относящемуся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось, договор социального найма с ней не заключался (л.д. 166-168).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Сычевой Е.С. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Сычева Е.С. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт установлен при постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и признан Администрацией Далматовского района при включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жильем.
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает ее жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав Сычевой Е.С., являющейся кроме того инвалидом с детства, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
П. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
П. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26.12.2012) органы местного самоуправления среди прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
В материалы дела представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в 2013 году, в который Сычева Е.С. включена под номером 29. Таким образом, довод апелляционной жалобы о несоблюдении заявительного порядка включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, основан на неверном толковании норм материального права и опровергается материалами дела.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Сычевой Е.С. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения верно возложена судом на Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, который в соответствии с постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от 09.09.2010 N 700 "Об уполномоченном органе" обязан осуществлять приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что в 2013 году Администрация Далматовского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполненияв разумные сроки судебногорешения о предоставлении жилья Сычевой Е.С.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.