Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 11 июля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Лобовой Е.П. к Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах Лобовой к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить Лобовой года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в , соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Лобовой , года рождения, администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснение прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области обратился в Далматовский районный суд Курганской области в интересах Лобовой Е.П. с исковыми требованиями к Администрации Далматовского района Курганской области и Правительству Курганской области с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменял, в окончательном варианте указал, что прокуратурой Далматовского района Курганской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в ходе которой было установлено, что Лобова Е.П. года рождения состоит на учете для получения жилья с 28 марта 2012 г. Она является сиротой, поскольку её мать умерла, а отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери, с 10 февраля 2006 г. Лобова Е.П. состояла под опекой.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством данного субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по достижении указанными лицами совершеннолетия. Пунктом 8 статьи 8 указанного закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главы города Далматово от 28 марта 2012 г. N 113 Лобова Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лицо, из числа детей-сирот, поскольку жилое помещение по адресу: собственником которого является Лобова Е.П., признано непригодным для проживания. Лобова Е.П. 30 июня 2011г. окончила учебное заведение - НОУ СПО "Шадринский кооперативный торгово-экономический техникум", но жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Курганской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", прокурор Далматовского района просил обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Лобовой Е.П. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района предоставить Лобовой Е.П. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное в общей площадью не менее 15 кв. м.
Прокурор, поддерживающий иск, Тимошенко О.В., в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, дал пояснения в соответствии с доводами искового заявления.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области Первухин А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Не оспаривая право истца на получение жилья, пояснил, что финансирование предоставление жилья детям-сиротам в 2013 году не производилось, свободных жилых помещений для данной категории граждан не имеется.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил в удовлетворении требований иска отказать, дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации города Далматово Ильиных А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района по доверенности Зуйков И.Н. исковые требования также поддержал.
Далматовским районным судом Курганской области 16 мая 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование несогласия с оспариваемым судебным решением Правительство Курганской области указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда.
Отмечает, что пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям - сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственников жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает данное лицо, ему однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Список детей-сирот и лиц, из числа детей - сирот, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок составления данного списка определен статьей 6? Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье". Согласно данному закону в список подлежат включению дети-сироты и лица, из числа детей-сирот, в отношении которых поданы соответствующие заявления и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Заявления подаются в орган исполнительной власти Курганской области, уполномоченный Правительством Курганской области, либо в органы местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями по месту жительства детей-сирот либо по достижению ими возраста 14 лет, либо после возникновения оснований для предоставления им жилых помещений. Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты поступления заявления и предоставление жилья осуществляется в соответствии с данным списком.
Исходя из приведенных норм с 1 января 2013 г. предоставление детям-сиротам по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения поставлено законодателем в зависимость от ряда причин и условий, в том числе - от соблюдения установленного законом субъекта Российской Федерации порядка включения детей-сирот в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом на получение жилья. С 1 января 2013 г. законодательством установлен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам, наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано исключительно с датой включения гражданина в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Настаивает, что довод ответчиков о том, что истец не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не принят судом во внимание, судом не было установлено, был ли соблюден порядок включения истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории Курганской области, нарушены ли сроки включения истца в данный список, имеется ли отказ уполномоченного органа во включении истца в список.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению, что также является основанием для отмены решения суда. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 1 января 2013 г., внесены изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот исключено. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что исковые требования не подлежали удовлетворению, так как внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот законом не предусмотрено.
Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставления жилья детям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Ссылаясь на ст.ст. 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" утверждает, что истец Лобова Е.П. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Лобовой Е.П. отсутствовали.
Правительство Курганской области просит решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 мая 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Главное управление образования Курганской области в отзыве в полном объеме поддержали доводы апелляционной жалобы, полагая их обоснованными.
Прокурор, участвующий в деле, Тимошенко О.В. в возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области полагал её доводы несостоятельными, просил отказать в удовлетворении требований жалобы.
Лобова Е.П., представители Администрации Далматовского района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Администрации города Далматово, Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района, Главного управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Лобова Екатерина Павловна родилась , её родителями являются и (справка, л.д. 9, свидетельство, л.д.6).
Мать истца умерла (свидетельство, л.д. 7), отец записан в свидетельстве о рождении со слов матери.
Распоряжением Главы Администрации Далматовского района Курганской области от 10 февраля 2006 г. N 28-р, Лобовой Е.П. назначен опекун - , приходящийся ей дедом (л.д. 9).
По свидетельству о праве на наследство по закону, Лобовой Е.П. принадлежит на праве собственности жилой дом по адресу: (л.д. 13).
Согласно акту обследования и заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 21 декабря 2011 г., принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом по адресу: признан ветхим и непригодным для проживания граждан в связи с ухудшением прочности и устойчивости ограждающих стен в процессе длительной эксплуатации (л.д.10-12).
Постановлением Администрации города Далматово от 28 марта 2012 г. N 113, Лобова Е.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список граждан, имеющих прав на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под учетным (л.д. 8).
По данным Далматовского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 19 декабря 2012 г. Лобова Е.П. право бесплатной приватизации в не использовала (л.д. 15).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Лобовой Е.П. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Лобова Е.П. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Далматовского района Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена, что нарушает ее жилищные права и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Лобовой Е.П. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы о несоблюдении заявительного порядка включения Лобовой Е.П. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права со стороны Правительства Курганской области, без взаимосвязи с другими нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон, поэтому и не может являться основанием к отмене решения суда.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Лобовой Е.П. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Далматовского района Курганской области предоставления жилья Лобовой Е.П. судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее-орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из правового анализа приведенных выше норм закона следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что в 2013 году в областном бюджете предусмотрено субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 5336 тыс. руб. По состоянию на 18 марта 2013 г. денежных средств, предусмотренных на указанные цели, на счете не имеется (справка Финансового отдела Администрации Далматовского района, л.д. 158).
Соответственно, суд первой инстанции, рассматривая спор по существу предъявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Далматовской городской думы Далматовского района Курганской области от 29 декабря 2005 г., установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Кетовского сельсовета - в размере 12 и менее кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 11).
Таким образом, с учетом наличия у Лобовой Е.П. права на получение мер социальной поддержки, признания ее нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются следствием фактически произведенной ответчиком переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам дополнительной апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных сторонами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.