Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
с участием прокурора Тюсовой И.Н.,
при секретаре Бусыгиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 9 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Звериноголовского района Курганской области в интересах Даниловой к Правительству Курганской области, Администрации Звериноголовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Звериноголовского районного суда Курганской области от 4 апреля 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Звериноголовского района в интересах Даниловой к Администрации Звериноголовского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию Звериноголовского района Курганской области предоставить Даниловой , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории муниципального образования Звериноголовский сельсовет Звериноголовского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения Даниловой Евгении Игоревне.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсовой И.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Звериноголовского района Курганской области (далее прокурор Звериноголовского района) обратился в суд в интересах Даниловой Е.И. с исковыми требованиями к Администрации Звериноголовского района Курганской области (далее Администрация Звериноголовского района), Правительству Курганской области о возложении на Администрацию Звериноголовского района обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м, Правительство Курганской области - профинансировать предоставление истцу жилого помещения.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Звериноголовского района по обращению Даниловой Е.И. проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что Данилова Е.И., года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав. Данилова Е.И. постановлением Администрации Звериноголовского района от поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории, вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Даниловой Е.И. не предоставлено. Своего жилья в собственности Данилова Е.И. не имеет, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось. Ссылаясь на положения Федерального закона от N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Курганской области от "О предоставлении помещений в Курганской области", статью 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации прокурор полагал, что Данилова Е.И. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления в размере 18 кв.м, обязанность по предоставлению жилого помещения просил возложить на Правительство Курганской области.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Истец Данилова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном заявлении просила удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Звериноголовского района по доверенности Свалова С.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что переданные государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений не профинансированы, денежные средства в виде субвенций для приобретения жилого помещения и предоставления его Даниловой Е.И. по договору найма специализированного жилого помещения Правительством Курганской области Администрации Звериноголовского района не выделены. Денежные средства, поступившие из областного бюджета на указанные цели в сумме руб. предназначены для осуществления расчетов с ООО "Дельта", которое занимается строительством двух четырех квартирных домов в с. Звериноголовское, однако перечисленных денежных средств недостаточно для окончания строительства домов.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, полагал, что истцом не соблюден заявительный порядок, предусмотренный федеральным законодательством с 1 января 2013 года, в целях включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Курганской области. Ссылался на то, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам указанной категории в установленном порядке переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Указал, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса - бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полагал, что требование о возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности профинансировать предоставления жилья истцу находится вне предмета данного спора и Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица сектора опеки и попечительства Районного управления образования Администрации Звериноголовского района Курганской области по доверенности Трегубова Р.Н. в судебном заседании считала исковые требования прокурора обоснованными, полагала, что истец Данилова Е.И. относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как нуждающаяся в жилом помещении. Поступившие в 2013 году из областного бюджета денежные средства в сумме руб. для приобретения жилья лицам указанной категории были перечислены платежными поручениями в расчетный счет ООО "Дельта", которое занимается строительством двух четырех квартирных домов, что составляет 70 % от общей стоимости строящихся жилых помещений.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве считал исковые требования необоснованными, поддержав позицию, выраженную Правительством Курганской области.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Курганской области ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору Звериноголовского района в интересах Даниловой Е.И. В обоснование жалобы указывает, что с 1 января 2013 года изменен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано исключительно с датой включения истца в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Судом не принят во внимание довод ответчика о том, что истец не включен в указанный список. Полагает, что несоблюдение истцом установленного заявительного порядка включения в список свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца. Указывает, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений лицам указанной категории, предоставление этим гражданам жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений поставлено законодателем в зависимость от ряда условий и причин, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Полагает, что разрешение спора в указанной части не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Ссылается на отсутствие в судебном решении конкретного перечня мероприятий по финансированию предоставления жилья, которые необходимо выполнить ответчику при исполнении судебного акта.
Прокурор Звериноголовского района Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области фактически поддерживает доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области и просит отменить решение в части возложения обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Даниловой Е.И.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктом "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По смыслу закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями при их нуждаемости в жилье.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 января 2013 года).
Из материалов дела следует, что Данилова Е.И., года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
Решением Звериноголовского районного суда Курганской области от года отец Данилов И.Ю. лишен родительских прав в отношении своей дочери.
В мае 2004 года решением Ленинского районного суда города Челябинска мать истца Кирова И.В. лишена родительских прав в отношении дочери Даниловой Е.И.
Постановлением Администрации Звериноголовского района Курганской области от над несовершеннолетней учреждена опека, опекуном назначена Блуман Т.А.
Данилова Е.И. закончила Муниципальное общеобразовательное учреждение "Звериноголовская средняя общеобразовательная школа".
Постановлением Администрации Звериноголовского района Курганской области от Данилова Е.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготной категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа".
Жилых помещений в собственности или занимаемых по найму Данилова Е.И. не имеет, жилое помещение на период опеки за ней не закреплялось, зарегистрирована по адресу:
Во внеочередном порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до , Данилова Е.И. жилым помещением обеспечена не была.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Даниловой Е.И. в жилом помещении, подтверждаются письменными доказательствами и не оспаривались лицами, участвующими в деле.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Данилова Е.И. имеет статус лица, на которое распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ), и требования прокурора Звериноголовского района о предоставлении Даниловой Е.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 указанного Федерального закона жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Главы Звериноголовского района Курганской области от "Об определении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья и нормы предоставления площади жилищного помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде, установлена в размере не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда наделены органы местного самоуправления.
Указанным законом субъекта Российской Федерации, а также Законом Курганской области от "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Курганской области от "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, согласно которому лица указанной категории подлежат обеспечению жилыми помещениями органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению гражданам этой категории жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Проанализировав нормы закона, регулирующие спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию Звериноголовского района обязанность по предоставлению Даниловой Е.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования по месту ее жительства общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Кроме того, судебная коллегия также находит правомерным решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Даниловой Е.И.
В силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На основании части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный данной нормой закона порядок является обязательным и подлежит неукоснительному исполнению.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, на условиях специализированного найма, и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, подлежат исполнению за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, и лишь в пределах материальных средств, передаваемых органу местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органа местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов на приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам указанной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что от "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый перио 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета бюджету муниципального образования в 2013 году в размере тыс. руб. на однократное предоставление детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Денежные средства поступили в бюджет муниципального образования и были перечислены ООО "Дельта", которое осуществляет строительство двух четырех квартирных домов для предоставления лицам указанной категории, что является 70 % от общей стоимости строящихся жилых помещений. Данилова Е.И. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по денежных средств для обеспечения ее жилым помещением из бюджета в бюджет муниципального образования не поступало.
С учетом изложенного, суд правомерно возложил на , как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По указанным основаниям судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, а также о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.
Ссылки апелляционной жалобы на несоблюдение Даниловой Е.И. заявительного порядка и не включение истца в список детей-сирот и лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории после , судебная коллегия находит несостоятельными.
Предусмотренная пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ) обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации,
Пунктом 49 статьи от "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству" (в редакции от ) органы местного самоуправления помимо прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок формирования указанного выше списка детей-сирот установлен статьей 6- от "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от ), согласно которому законные представители детей-сирот представляют заявление о включении указанных лиц в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории (далее - список) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов , в случае их наделения государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - уполномоченный орган), по месту жительства детей-сирот. Заявление о включении в список также могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети - сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до . В случае непредставления законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Судом первой инстанции установлено, что список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Звериноголовского в 2013 году, включая Данилову Е.И., утвержден постановлением Администрации Звериноголовского от и направлен в Главное управление образования .
При таких обстоятельствах ссылка на несоблюдение истцом порядка включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, несостоятельна и не могла являться основанием для отказа истцу в иске также потому, что Данилова Е.И. состояла на учете нуждающихся в жилом помещении с 2010 года как лицо, оставшееся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, однако данное право не было реализовано ей до по причинам не независящим от ее воли.
Довод апелляционной жалобы об исключении из действующего законодательства права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, которая будет обеспечена жилым помещением в порядке очередности, исходя из даты включения в список лиц, имеющих равное с истцом право на предоставление жилья, является несостоятельным, поскольку согласно новому порядку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории осуществляется в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, при этом очередность предоставления таким гражданам специализированных жилых помещений законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона, является обоснованным и отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звериноголовского районного суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Шарыпова
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.