Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 11 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Кургана удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Поляковой Ольге Алексеевне по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в черте города Кургана, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Поляковой Ольге Алексеевне".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения истца Поляковой О.А., представителя ответчика Воденникова В.Ю., мнение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в суд в интересах Поляковой О.А. с иском к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменил, включил в число ответчиков Правительство Курганской области, к которому предъявил требования о финансировании приобретения жилого помещения Администрацией города Кургана Поляковой О.А.
В обоснование исковых требований указывал, что Полякова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать и отец лишены родительских прав. Над Поляковой О.А. установлена опека. При установлении опеки за истцом закреплен жилой дом на территории , который в настоящее время разрушен. В 2012 году Полякова О.А. принята Администрацией города Кургана на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилье ей не предоставлено.
Прокурор города Кургана просил суд обязать Администрацию города Кургана предоставить Поляковой О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное в границах города Кургана, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Поляковой О.А. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Тутукова Г.М. на удовлетворении иска настаивала, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Полякова О.А. заявленные в ее интересах исковые требования прокурора поддерживала, указывала, что в настоящее время состоит на регистрационном учете в квартире опекуна, проживать в котором после пожара не возможно. Постановлением Администрации города Кургана ей временно предоставлено жилое помещение в общежитии площадью кв.м.
Представитель ответчика Администрации города Кургана - Петухов Д.В., действующий на основании доверенности, с иском не соглашался. Не оспаривал право истца на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспеченного жилым помещением. Указывал, что истец имеет право на получение жилья по мере поступления целевых субвенций из областного бюджета, в порядке очередности на основании соответствующего заявления. Пояснял, что Администрацией города Кургана приняты временные меры для обеспечения истца и ее малолетних детей жильем до подхода очереди.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа переданы органам местного самоуправления, а также предусмотрено выделение субвенций из областного бюджета на эти цели, в связи с чем Правительство Курганской области является не надлежащим ответчиком по делу. Указывал на то, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного с 01.01.2013 заявительного порядка предоставления жилья, а также на отмену внеочередного порядка получения жилья.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указывал, что Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения на 2013 год предусмотрены субвенции областного бюджета Администрации города Кургана в сумме 60461 тыс. рублей, фактически направлены средства в размере 3567,4 тыс. рублей. Указывал, что субвенции предоставляются в бюджет муниципального образования, а не конкретным физическим лицам.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство предусматривает заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В указанный список не включена. Это обстоятельство судом не учтено. Также не принято во внимание то, что в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) внесены изменения: исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. То есть, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
Администрация города Кургана в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство не предусматривает внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, следовательно, отсутствуют основания для возложения на Администрацию города Кургана обязанности по предоставлению истцу жилого помещения. Закон предусматривает заявительный порядок включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении. Истцом не представлено документов, свидетельствующих о включении в соответствующий список. Считает, что право Поляковой О.А. на получение жилья не нарушено, более того, она временно обеспечена жилым помещением в общежитии. Необходимые для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилым помещением лиц, указанной категории, субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало позицию Правительства Курганской области по вопросу финансирования и по существу также просило решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Поляковой О.А. жилья отменить. Указало, что истец не является участником межбюджетных отношений. Определение источника финансирования для исполнения судебного решения не является юридически значимым обстоятельством. Суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования со стороны Правительства Курганской области. Решение суда подменяет установленный в Курганской области порядок финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области прокурор города Кургана просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу от других участников дела не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана Воденников В.Ю., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Истец Полякова О.А. против апелляционных жалоб возражала.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Представители ответчика Правительства Курганской области и третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В представленном суду апелляционной инстанции письменном ходатайстве Правительство Курганской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Полякова О.А. родилась в (паспорт, свидетельство о рождении - л.д. 10, 92). Ее родители и лишены родительских прав решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от (л.д. 18-20).
Постановлением Администрации муниципального образования Налимовского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области от 16.12.2002 над несовершеннолетней Поляковой О.А. была установлена опека, опекуном назначена Одновременно за истцом закреплено жилое помещение по адресу проживания матери : (л.д. 13).
Из представленных в материалы дела справок Администрации Налимовского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области от 06.04.2010, Администрации Лебяжьевского района Курганской области от 02.07.2012 установлено, что закрепленный за истцом жилой дом по адресу: (л.д. 14, 63).
28.06.2010 Полякова О.А. окончила ГОУ НПО "Профессиональное училище " (диплом - л.д. 39).
Истец состоит на регистрационном учете в квартире по адресу: принадлежащей на праве собственности бывшему опекуну Каргапольцевой С.В. (справка, свидетельство о регистрации права собственности - л.д. 50, 16). Фактически проживает в жилом помещении специализированного жилищного фонда по адресу: , предоставленном ей на состав семьи три человека (дочери и ) на основании постановления Администрации города Кургана от 22.01.2013 , временно, до предоставления жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 66).
Ни Полякова О.А., ни ее несовершеннолетние дочери и в собственности жилых помещений не имеют, о чем свидетельствуют справка ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от , справка ГУП "Кургантехинвентаризация" от , уведомления Управления Росреестра по Курганской области от (л.д. 58, 17, 60-62).
Постановлением Администрации города Кургана от 09.08.2012 Полякова О.А. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, с составом семьи три человека: она, дочери и , номер льготной очереди - (л.д. 21-22).
На учете нуждающихся в получении жилья в Лебяжьевском районе Курганской области Полякова О.А. не состоит (л.д. 38).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Поляковой О.А. не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Поляковой О.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Полякова О.А. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Предоставление Поляковой О.А. жилого помещения в общежитии по в для временного проживания не может рассматриваться как реализация ее права на обеспечение жилым помещением, что ответчиками признается. Таким образом, жилищные права истца нарушены, что дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав Поляковой О.А. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
Довод апелляционных жалоб о несоблюдении заявительного порядка включения Поляковой О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, основан на неверном толковании норм материального права и не может являться основанием к отмене решения суда.
П. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
П. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26.12.2012) органы местного самоуправления среди прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
В силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что несоблюдение порядка включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленного ст. 6.1 Закона Курганской области N 6 (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 590),не должно отражаться на правах Поляковой О.А., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении Администрации города Кургана с 2012 года, и не реализовавшейправо на обеспечение жилым помещением до 01.01.2013 по независящим от нее причинам. Данное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в иске Поляковой О.А.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Поляковой О.А. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционных жалоб об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Поляковой О.А. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Курганской городской Думы от 02.11.2005 N 250 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установившее норму предоставления жилья на территории г. Кургана - не менее 15 кв.м общей площади.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спорасуд первой инстанции установил, что Администрация города Кургана недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполненияв разумные сроки судебногорешения о предоставлении жилья Поляковой О.А.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционных жалоб о необоснованном возложении на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционные жалобы не содержат новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области и Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.