Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Катайского районного суда Курганской области от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района в лицу отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте города Далматово Далматовского района Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление , года рождения, Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области обратился в суд в интересах Полухиной К.А. с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменял, в окончательном варианте предъявил требования к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по финансированию предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывал, что Полухина К.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец умер, мать решением суда лишена родительских прав. При установлении попечительства за истцом было закреплено жилое помещение, которое заключением Межведомственной комиссии Администрации Далматовского района Курганской области признано непригодным для проживания. В 2012 году Полухина К.А. принята на учет нуждающихся в жилом помещении в Администрации города Далматово. Жилым помещением не обеспечена.
Просил суд обязать Администрацию Далматовского района Курганской области в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области предоставить Полухиной К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в черте города Далматово Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Полухиной К.А. жилого помещения Администрацией Далматовского района Курганской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Тимошенко О.В. на удовлетворении иска настаивала.
Истец Полухина К.А. исковые требования, заявленные прокурором в ее интересах, поддерживала в полном объеме.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области Первухин А.С., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признавал. Не оспаривал принадлежность истца к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее нуждаемость в жилом помещении и право на обеспечение жильем. Указывал, что полномочия органа местного самоуправления по приобретению жилых помещений и предоставлению их указанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений делегированы Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области. Финансирование данных расходных обязательств на 2013 год субъектом Российской Федерации не осуществлялось.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований указывал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение заявительного порядка включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст. 1 и ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица Администрации г. Далматово Курганской области - Ильиных А.В., действующий на основании доверенности, считал заявленные исковые требования обоснованными, поскольку Полухина К.А. до 01.01.2013 была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспеченное жилым помещением. По настоящее время жильем не обеспечена. В соответствии с действующим порядком предоставления жилых помещений указанной категории лиц, учетное дело передано в орган опеки и попечительства. Финансирование данных расходных обязательств в 2013 году Правительством Курганской области не осуществлялось.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района Курганской области - Зуйков И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддерживал.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве, ссылаясь на ст. 8 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству", постановление Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 633 "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", указывал, что финансирование исполнения обязательств по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, отдельными жилыми помещениями осуществляется в рамках межбюджетных правоотношении, участниками которых в соответствии со ст. 152 БК РФ физические лица быть не могут.
Представитель третьего лица Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что с 01.01.2013 действующее законодательство предусматривает заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В указанный список Полухина К.А. не включена. Это обстоятельство судом не учтено. Также не принято во внимание то, что в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) внесены изменения: исключен внеочередной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. То есть, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление образования Курганской области поддержало позицию Правительства Курганской области по вопросу финансирования и по существу также просило решение суда в части возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Полухиной К.А. жилья отменить. Указало, что истец не является участником межбюджетных отношений. Определение источника финансирования для исполнения судебного решения не является юридически значимым обстоятельством. Суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования со стороны Правительства Курганской области. Решение суда подменяет установленный в Курганской области порядок финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, оспариваемое решение суда - без изменения.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. Правительство Курганской области ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Полухина К.А. родилась в (свидетельство о рождении, паспорт - л.д. 5 оборот, 6). Ее отец умер , мать решением Далматовского районного суда Курганской области от лишена родительских прав (свидетельство о смерти, решении суда - л.д. 10 оборот, 9-10).
Распоряжением Администрации Далматовского района Курганской области от 22.12.2006 назначена попечителем Полухиной К.А., одновременно за истцом закреплено право проживания в жилом помещении, расположенном в и зарегистрированном в похозяйственной книге Администрации Ключевского сельсовета за 2006 , лицевой счет (л.д. 11).
Согласно справке Администрации Ключевского сельсовета Далматовского района Курганской области от 09.03.2012 Полухина К.А. состоит на регистрационном учете по адресу места жительства ее матери по в . В настоящее время дом разобран (л.д. 8 оборот, паспорт - л.д. 6 оброт).
Заключением Межведомственной комиссии Администрации Далматовского района Курганской области от 20.03.2012 жилой дом признаны непригодными для дальнейшего проживания (л.д. 13).
17.03.2012 Полухина К.А. зарегистрирована в квартире общей площадью кв.м, расположенной по адресу: , принадлежащей на праве долевой собственности , , и (паспорт, справка - л.д. 6, 8).
Постановлением Администрации города Далматово Курганской области от 24.04.2012 Полухина К.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи один человек (л.д. 7).
В 2013 году Полухина К.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Далматовского района. На 23.04.2013 номер его очереди в указанном списке - л.д. 147-149).
На момент рассмотрения спора жилое помещение истцу не предоставлено. По данным Управления Росреестра по Курганской области и ГУП "Кургантехинвентаризаци" Полухина К.А. не имеет на праве собственности недвижимого имущества, право на приватизацию жилья не использовала (л.д. 16, 16 оборот).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Полухиной К.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Полухина К.А. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Далматовского района Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и при включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жильем.
Право на получение жилья истец не реализовала, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает ее жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав Полухиной К.А. в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
П. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
П. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26.12.2012) органы местного самоуправления среди прочего наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Закон Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
В материалы дела представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в 2013 году. Полухина К.А. включена в этот список. Таким образом, довод апелляционной жалобы о несоблюдении заявительного порядка включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, основан на неверном толковании норм материального права и опровергается материалами дела.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у Полухиной К.А. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания ее нуждающейся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Полухиной К.А. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Далматовской городской Думы от 29.12.2005 N 96, установившее норму предоставления жилья на территории муниципального образования - не менее 15 кв.м общей площади на каждого члена семьи (л.д. 11 оборот).
Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения верно возложена судом на Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, который в соответствии с постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от 09.09.2010 N 700 "Об уполномоченном органе" обязан осуществлять приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Далматовского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебногорешения о предоставлении жилья Полухиной К.А.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.