Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 июля 2013 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах Гармашовой С.М. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 30 апреля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах Гармашовой к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в рабочих поселках, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежные средства, затраченных на оплату расколки дров - удовлетворить частично.
Признать за Гармашовой право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг за период с 21.12.2009 года по 10.01.2011 года.
Признать за Гармашовой право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.
Взыскать с муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" за счет казны муниципального образования Юргамышский район Курганской области в пользу Гармашовой Светланой Михайловной в возмещение расходов по расколке дров за период с 01.01.2010 года по 21.12.2012 года деньги в сумме рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Кабаковой О.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района обратился в Юргамышский районный суд Курганской области с исковым заявлением в интересах Гармашовой С.М. к Администрации Юргамышского района Курганской области, Муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" (далее по тексту - Финансовый отдел Администрации Юргамышского района) о признании права на меры социальнойподдержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, затраченных на расколку дров.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что Гармашова С.М. является педагогическим работником муниципального казенного общеобразовательного учреждения Юргамышская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту - МКОУ Юргамышская средняя общеобразовательная школа). Истец обладает правом на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Ежегодно в период с 2010 по 2012 г.г., Гармашовой С.М. предоставлялось по 14,2 куб. м не расколотых дров, что делало невозможным их использование по прямому назначению и требовало дополнительных расходов. Согласно информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки одного куб. м дров в 2010 году составляла 100 руб., в 2011 году - 115 руб., в 2012 году - 115 рублей. В период с 2010 года по 21 декабря 2012 г. Гармашова С.М. потратила на оплату расколки дров руб.
По мнению прокурора, предоставление дров в не расколотом виде нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством право на бесплатное получение жилого помещения с отоплением. Просил признать за Гармашовой С.М. право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг за период с 21 декабря 2009 г. по 10 января 2011 г.; признать за Гармашовой С.М. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг; взыскать с Муниципального образования Юргамышский район в лице "Финансового отдела Администрации Юргамышского района Курганской области" в пользу Гармашовой С.М. денежные средства, затраченные на расколку дров за период с 1 января 2010 г. по 21 декабря 2012 г. в сумме 4 686 руб.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Коробейников Е.А., истец Гармашова С.М. на заявленных исковых требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Администрации Юргамышского района, Финансового отдела Юргамышского района, третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федерального казначейства по Курганской области, МУ Отдела образования Администрации Юргамышского района, Правительства Курганской области, Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовали, извещались надлежащим образом.
Юргамышским районным судом Курганской области 30 апреля 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Финансовый отдел Администрации Юргамышского района.
В обоснование жалобы указывает, что пунктом 6 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденным Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379 и Законом Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальнойподдержке лиц, проживающих и работающих в сельской местностей в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", не предусмотрено оказание услуги по расколке дров, а также возмещение расходов по расколке дров.
По мнению ответчика, расходы по расколке дров повлекут увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату мер социальной поддержки, не предусмотренных законом.
Просит отменить решение суда в части взыскания с Муниципального образования Юргамышский район в лице Финансового отдела Администрации Юргамышского района за счет казны муниципального образования Юргамышского района Курганской области в возмещение расходов по расколке дров в пользу Гармашовой С.М. за период с 1 января 2010 г. по 21 декабря 2012 г. денежных средств в размере руб.
Прокурор Юргамышского района в возражениях на апелляционную жалобу просит отказать в её удовлетворении, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Правительство Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с приведенными в жалобе доводами, поддерживает требование Финансового отдела Администрации Юргамышского района об отмене судебного решения.
Гармашова С.М., представители Администрации Юргамышского района Курганской области, Финансового отдела Администрации Юргамышского района Курганской области, Финансового Управления Курганской области, Правительства Курганской области, Главного Управления социальной защиты населения Курганской области, Управления федерального казначейства Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для её удовлетворения.
До 11 января 2011 г. педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данное право было предоставлено абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г.
Статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством СССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Из материалов дела следует, что Гармашова С.М. является педагогическим работником, проживает в сельской местности - (л.д. 10). Истец состоит в трудовых отношениях с МКОУ Юргамышская средняя общеобразовательная школа в должности учителя младших классов (л.д.11, 14).
В ходе рассмотрения иска по существу предъявленных требований судом первой инстанции установлено и не оспаривалось сторонами, что Гармашова С.М., как педагогический работник, пользуетсямерами социальной поддержкив виде компенсации расходов на освещение и отопление жилых помещений, что подтверждается справкой филиала Главного управления социальной защиты населения - отдела социальной защиты населения по Юргамышскому району (л.д. 129-132).
В апелляционной жалобе Финансовый отдел Администрации Юргамышского района выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о необходимости компенсации расходов Гармашовой С.М. по оплате расколки дров, ссылаясь на то, что компенсация указанных расходов не предусмотрена законом. Судебная коллегия полагает данный довод необоснованным в силу следующего.
Права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" не претерпели измененений и после вступления 1 марта 2005 г. в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальнойподдержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на мерысоциальнойподдержки, к которым, в том числе, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются мерысоциальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Из технического паспорта на дом следует, что данный дом отапливается при помощи печей, место расположения которых отражено на плане строения (л.д. 17-18). Наличие в доме печного отопления подтверждается также справкой Администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области от 16 сентября 2010 г. (л.д. 136).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что дрова для отопления занимаемого жилого помещения Гармашовой С.М. с 2010 года поставлялись в не расколотом виде.
По данным индивидуального предпринимателя (л.д. 149, 150) он поставлял дрова для нужд отопления учителям Юргамышского района с 1 января 2001 г. по 30 декабря 2010 г. на основании договора с Юргамышским РОНО. Дрова поставлялись в не расколотом виде, были распилены на отдельные поленья, длиной 0,5 м, которые невозможно было использовать для отопления без расколки, поскольку они не вошли бы в топочное отверстие из-за большого диаметра.
Согласно справке индивидуального предпринимателя , он занимался поставкой дров ряду граждан, в том числе Гармашовой С.М. в 2010 - 2012 г.г. Дрова также поставлялись в виде не расколотых поленьев, длиной 0,5 м, которые без расколки невозможно было использовать по назначению (л.д. 190).
Компенсация за поставленные не расколотые дрова была выплачена Гармашовой С.М. в полном объеме (л.д. 122-128). Поскольку дрова невозможно было использовать для отопления без расколки, Гармашова С.М. оплатила услуги по расколке дров : в 2010 году - руб., в 2011 году - руб., в 2012 году - руб., всего - руб. (л.д. 19-21). Стоимость расколки 1 куб. м дров подтверждена справкой ГУП Курганской области "Юргамышский лесхоз" от 15 августа 2012 г., согласно которой в 2010 году стоимость расколки 1 куб. м дров составляла 100 руб., в 2011 и 2012 г.г. - 115 руб. (л.д. 23).
В связи с тем, что дрова предоставлялись истцу в не расколотом виде, Гармашова С.М. обратилась в Отдел образования Администрации Юргамышского района с заявлениями о возмещении понесенных расходов по расколке дров (л.д. 24, 139), в чем ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18 октября 2005 г. N 379, в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка, педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка определено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 "О социальнойподдержкелиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 75 (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Поскольку дрова предоставлялись истцу не расколотыми, Гармашова С.М. вынуждена была понести дополнительные расходы на оплату услуг по их расколке. Соответственно, предусмотренные федеральным законодательством мерысоциальнойподдержки в виде компенсации расходов на отопление, истец получала не в полном объеме.
Разрешая спор, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании в пользу истца понесенных с ее стороны расходов, поскольку данные расходы являются убытками, подлежащими возмещению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление дров в расколотом виде не предусмотрено нормами действующего законодательства, несостоятельны, основаны на субъективном толковании норм права со стороны ответчика.
Согласно требованиям ГОСТ 3243-88 "Дрова. Технические условия", в качестве топлива используются дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см. Дрова должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 см до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см (л.д. 66-67).
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению для отопления жилого помещения, иначе получатель услуги лишается возможности получать предоставленные законом гарантии и реализации права на компенсацию расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация Юргамышского района Курганской области является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Юргамышский район, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Юргамышского района в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курганской области
Положением о Муниципальном учреждении "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" определено, что учреждение является органом исполнительной власти Юргамышского района Курганской области, осуществляющим исполнение судебных актов по искам к Юргамышскому району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) муниципальных органов Юргамышского района и их должностных лиц.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела по существу, обоснованно установлен факт нарушения Отделом образования Администрации Юргамышского района, являющегося структурным подразделением Администрации Юргамышского района, прав Гармашовой С.М. в области социального обеспечения педагогических работников. Компенсация расходов по оплате освещения и отопления занимаемых ими жилых помещений производилась истцу не в полном объеме, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании расходов по расколке дров с Финансового отдела Администрации Юргамышского района.
Пунктом 12 Порядка предоставления и финансирования мерсоциальной поддержкиустановлено, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела 1 данного Порядка, ежегодно предусматриваются в Законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, поэтому оснований для отказа истцу в предоставлении компенсации расходов, связанных с расколкой дров, ввиду увеличения расходов соответствующего бюджета, у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных сторонами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 30 апреля 2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.