Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Голубь Е.С.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 июля 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Якимовой О.А. к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 года, которым постановлено:
"Измененные исковые требования Прокурора города Кургана в интересах Якимовой к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Якимовой , года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Якимовой года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м".
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Администрации города Кургана Воденникова В.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Якимовой О.А. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана и Правительству Курганской области с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела исковые требования изменил, в окончательном варианте указал, что прокуратурой города Кургана проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В ходе проверки было установлено, что Якимова О.А. года рождения относится к категории детей-сирот, поскольку её родители умерли в 2000 и 2001 г.г. и она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим нормам по месту проживания.
5 ноября 2011 г. Якимовой О.А. назначен опекун - её старшая сестра Детенышева О.А. За Якимовой О.А. было закреплено жилое помещение по адресу: , которое по заключению межведомственной комиссии признано непригодным для проживания. В связи с данным обстоятельством, Якимова О.А. с 9 июня 2010 г. встала на учет в Администрации города Кургана для получения жилья и согласно списку граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на льготной очереди с 2010 года. Собственного жилья истец не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством данного субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются полностью дееспособным лицам, достигшим 18-летнего возраста. Норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (статья 2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области"). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" предоставление жилья детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей осуществляется исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Таким органом исполнительной власти является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который возложены обязанности по предоставлению жилья указанной категории граждан.
Просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность предоставить Якимовой О.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договор найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Якимовой О.А. указанного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Поспелова М.А. на заявленных исковых требованиях настаивала, дала пояснения в соответствии с доводами искового заявления.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Воденников В.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал по мотиву отсутствия доказательств того, что Якимова О.А. включена в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, месте, времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в представленном суду отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, дело рассмотреть без его участия.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области, истец Якимова О.А. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Курганским городским судом Курганской области 6 мая 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Правительство Курганской области и Администрация города Кургана считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы Правительство Курганской области указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда.
Отмечает, что пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям - сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственников жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает данное лицо, ему однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Список детей-сирот и лиц, из числа детей - сирот, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования списка определен статьей 6? Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье". Согласно данному закону в список подлежат включению дети-сироты и лица, из числа детей-сирот, в отношении которых поданы соответствующие заявления и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Заявления подаются законными представителями детей в уполномоченный орган исполнительной власти Курганской области или в органы местного самоуправления в случае их наделения соответствующими государственными полномочиями по опеке и попечительству, по месту жительства детей-сирот со дня достижения ими 14 лет или после возникновения оснований для их обеспечения жильем. Такое заявления могут подать сами дети-сироты в случае приобретения ими полной дееспособности или по достижению 18-летнего возраста, если они не реализовали предоставленное право на получение жилья до 1 января 2013 г.
Включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты поступления заявления и предоставление жилья осуществляется в соответствии с данным списком.
Правительство Курганской области полагает, что с 1 января 2013 г. предоставление жилья детям-сиротам поставлено законодателем в зависимость от ряда причин, в том числе, от соблюдения установленного законом субъекта Российской Федерации порядка включения детей-сирот в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом на получение жилья. С 1 января 2013 г. законодательством установлен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и наличие права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением связано с датой включения гражданина в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Настаивает, что довод ответчиков о том, что истец не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не принят судом во внимание и судом не было установлено, соблюден ли порядок включения истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории Курганской области не нарушены ли сроки включения истца в данный список, имеется ли отказ уполномоченного органа во включении истца в список.
Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению, что также является основанием для отмены решения суда. Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу 1 января 2013 г., в соответствии с которыми исключено внеочередное предоставление жилого помещения жилья детям-сиротам. По мнению ответчика, в связи с данным обстоятельством исковые требования также не могли быть удовлетворены.
Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставления жилья детям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
Ссылаясь на ст.ст. 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" утверждает, что истец Якимова О.А. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Якимовой О.А. отсутствовали.
Правительство Курганской области просит решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Администрация города Кургана в апелляционной жалобе также выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ссылаясь на нормы п.п. 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 6? Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" настаивает, что с 1 января 2013 г. исключено право на внеочередное предоставление жилья детям сиротам и лицам, относящимся к указанной категории. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Отмечает, что Якимовой О.А. не представлено доказательств, свидетельствующих о включении её в данный список, в связи с чем, исковые требования заявлены необоснованно, с учетом того, что её право на получение жилья не оспаривается.
Также полагает, что судом не учтено то обстоятельство, что распределение субвенций на исполнение государственных полномочий в 2013 году утверждено приложением N 11 к Закону Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". В связи с этим, полномочия Курганской области по предоставлению жилья детям-сиротам, переданы органам местного самоуправления, а необходимые для этого субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований Якимовой О.А. отказать.
Якимова О.А., представитель Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Якимова (до брака Павлова) родилась , её родителями являются и (л.д. 13, 16).
Мать истца умерла , отец умер (л.д. 17, 18).
Распоряжением Главы города Кургана от 5 ноября 2001 г. N 6420-р, Павловой (Якимовой) О.А. назначен опекун - Павлова (в браке Детенышева) О.А., приходящаяся ей старшей сестрой (л.д. 31).
Якимова О.А. в настоящее время проживает и зарегистрирована по адресу: совместно с сестрой Детенышевой О.А. и племянником (л.д. 78).
Согласно акту обследования и заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 5 февраля 2010 г. жилой дом по адресу: признан непригодным для проживания граждан (л.д.22-23, 24-25).
Постановлением Администрации города Кургана от 9 июня 2010 г. N 5661, Якимова О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под учетным N 7899 (л.д. 6-7).
По данным Управления Росреестра по Курганской области от 14 сентября 2009 г., ГУП "Кургантехинвентаризация" от 8 декабря 2009 г., ИФНС России по г. Кургану от 20 января 2010 г., Якимова О.А. не имеет в собственности объектов недвижимости на территории Курганской области, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована (л.д. 33-36).
28 февраля 2008 г. истец заключила брак с (л.д.37). Решением мирового судьи судебного участка N 41 г. Кургана от 23 мая 2012 г. брак расторгнут (л.д. 38). Согласно справке МУП "Волна" от 2 марта 2010 г. проживает и зарегистрирован по адресу: совместно с матерью и отчимом, истец права на указанное жилое помещение не имеет (л.д. 26). собственником жилья в г. Кургане не значится (справка ГУП "Кургантехинвентаризация" от 2 марта 2010 г., л.д. 40).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Якимовой О.А. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Якимова О.А. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья Якимовой О.А. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она жильем не обеспечена. Данное обстоятельство является нарушением ее жилищных прав и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб о несоблюдении заявительного порядка включения Якимовой О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права со стороны Правительства Курганской области и Администрации города Кургана, без взаимосвязи с другими нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон, поэтому и не может являться основанием к отмене решения суда.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционных жалоб об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Якимовой О.А. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о неправомерном возложении на обязанности по финансированию расходов Администрации города Кургана предоставления жилья Якимовой О.А., судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту -орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Сведения о размере предусмотренных субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения в 2013 году в материалы дела не представлены, из отзыва Главного Управления образования Курганской области следует, что на 2013 год предусмотрено субвенций в размере 200 000,0 тыс. руб., в том числе для Администрации города Кургана 60461,0 тыс. руб., фактически направлено 3567,4 тыс. руб. (л.д. 99-101).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Якимовой О.А. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, являются следствием фактически произведенной ответчиками переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.