Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Черновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 30 июля 2013 года гражданское дело по иску Губиной Т.И. к Главному управлению социальной защиты населения по Курганской области о признании Почетной грамоты ЦК Профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации основанием для присвоения звания "Ветеран труда", о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", обязать выдать удостоверение,
по апелляционной жалобе Губиной Т.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования к Главному управлению социальной защиты населения по г. Кургану Курганской области о признании Почетной грамоты ЦК Профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации основанием для присвоения звания "Ветеран труда", о возложении обязанности Главного управления социальной защиты населения по г. Кургану Курганской области присвоить звание "Ветеран труда" и обязать выдать удостоверение, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя Губиной Т.И. - Шангиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губина Т.И. обратилась с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области), о признании Почетной грамоты ЦК Профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации основанием для присвоения звания "Ветеран труда", о присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование требований указала, что в 1986 году была награждена Почетной грамотой ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации за активную, добросовестную работу в профсоюзе и в связи с Днем работников торговли, подписанной секретарем ЦК профсоюза. В феврале 2013 года обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", письмом от 18.02.2013 ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда". С данным отказом она не согласилась, поскольку считает, что Почетная грамота ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации является ведомственным знаком отличия в труде и дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
На основании изложенного просила суд обязать ГУ СЗН Курганской области признать Почетную грамоту ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации основанием для присвоения в установленном порядке звания "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда", обязать ответчика выдать удостоверение установленного образца, подтверждающее звание "Ветеран труда".
В судебном заседании истец Губина Т.И. на удовлетворении требований настаивала. Дополнительно пояснила, что просит присвоить ей звание "Ветеран труда" на основании грамоты. В момент награждения работала в товароведом на предприятии. Длительное время была председателем профкома, что подтверждается характеристикой. Работала председателем профкома бесплатно, такой должности в штате не было, запись в трудовой книжке не делалась.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Канашова С.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала, поскольку согласно положению "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении званий "Ветеран труда" от 07.10.1998 N5635-КС, награды ЦК профсоюзов, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). Из представленных документов следует, что Губина Т.И. не являлась штатным работником профсоюза, заработную плату не получала, вследствие чего ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Губина Т.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что письмо Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 N5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" утратило силу и не применяется при разрешении споров, совместное письмо Министерства труда Российской Федерации N2026-ВЯ, Министерства социальной защиты населения N4276/1-30 от 10.11.1995 не зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке, в связи с чем также не подлежит применению. Считает, что ее трудовая деятельность в период награждения подтверждена записями в трудовой книжке, в связи с чем Почетная грамота ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации является ведомственным знаком отличия в труде и дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При этом в п. 1 ст. 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с подп. "а" п. 2 указанного Положения, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанное звание, в соответствии с подп. "в" п. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области "Почетный гражданин Курганской области", награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области "За благое дело" и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде:
б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", составляет список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление).
Главное управление рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда".
Из материалов дела усматривается, что 09.07.1986 истец Губина Т.И. награждена Почетной грамотой ЦК Профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации за активную, добросовестную работу в профсоюзе и в связи с Днем работников торговли, подписанной секретарем ЦК Профсоюза (л.д. 10), о чем имеется запись в трудовой книжке (л.д. 11).
11.02.2013 Губина Т.И. обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указав, что в 1986 году была награждена Почетной грамотой ЦК Профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации (л.д. 6 - 7).
Письмом филиала ГУ СЗН Курганской области - Отдела СЗН по г. Кургану от 18.02.2013 в присвоении Губиной Т.И. звания "Ветеран труда" отказано, поскольку она не являлась штатным работником ЦК профсоюза (л.д. 8 - 9).
Согласно производственной характеристики Губина Т.И. работала товароведом НОТ магазина розничного торгового объединения с ноября 1977 года, являлась председателем цехового комитета профсоюза магазина. В 1986 году за активную работу в профсоюзе награждена Почетной грамотой ВЦСПС (л.д. 19).
Из анализа п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что федеральный закон в качестве основания признания гражданина ветераном труда предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
При этом для присвоения звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, почетные грамоты, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, то есть решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета федеральной службы.
Официальные документы о награждении должны быть за подписью должностного лица в ранге руководителя Министерства, а если совместно, то и ЦК профсоюзов, отрасли и министерства, ведомства.
Определение ведомственного знака отличия в труде и перечня таких знаков федеральное законодательство не содержит.
Таким образом, исходя из смысла положений действующего законодательства, ведомственный знак отличия в труде должен учреждаться и присваиваться федеральным министерством (ведомством) в зависимости от ведомственной подчиненности предприятия, на котором работал гражданин, награжденный таким знаком.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 23.04.1969 N 248 "Об утверждении положения о Министерстве торговли РСФСР" право награждения почетными грамотами от имени министерства, совместно с ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации лучших работников предприятий, организаций и учреждений принадлежало Министру торговли РСФСР.
В обоснование заявленных истцом требований в дело представлена Почетная грамота ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации за активную, добросовестную работу в профсоюзе и в связи с Днем работников торговли, подписанной секретарем ЦК профсоюза. При этом, в Почетной грамоте отсутствует указание о том, что награждение производится от имени министерства (ведомства). Сведения о делегировании предприятиям, на которых работала истец, либо иным предприятиям и организациям, профсоюзным органам полномочий по присвоению такого звания от имени министерств или ведомств в материалы дела не представлены.
Из трудовой книжки истца видно, что на дату награждения Губиной Т.И. Почетной грамотой ЦК профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации, она в штате организации Центрального комитета профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации не состояла, ее работником не являлась (л.д. 12).
Представленная в материалы дела производственная характеристика не может служить доказательством наличия трудовых отношений между Губиной Т.И. и Центральным комитетом профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации. Согласно пояснениям истца, она в качестве общественной нагрузки выполняла обязанности председателя профкома, должности "председатель профкома" в штате не было, заработную плату она не получала.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска. При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Губина Т.И. указывает, что решение суда основано на правовых актах, которые применению не подлежали.
Действительно письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.06.2008 N3854-ЮВ письмо Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 N5635-КС отозвано. По информации Министерства Юстиции Российской Федерации, применение на практике письма Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 N5635-КС является неправомерным. На основании изложенного письмо Министерства труда Российской Федерации от 07.10.1998 N5635-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" отозвано и указано на невозможность его дальнейшего использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.08.2001 N5813-ЮЛ указано, что совместное письмо Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10.11.1995 N 2026-ВЯ/4276/1-30 не прошло процедуру государственной регистрации в Министерстве Юстиции Российской Федерации, так как согласно его заключению от 08.11.2000 N9540-ЮД, Федеральным законом "О ветеранах" Министерство труда Российской Федерации не наделено правом давать разъяснения по применению названного Федерального закона. В связи с этим определено, что дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместного письма Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10.11.1995 N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не представляется возможным.
Но данный довод апелляционной жалобы Губиной Т.И. не может быть принят во внимание, поскольку ссылка в решении суда на указанные письма не повлекла вынесения незаконного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.