Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 30 июля 2013 года гражданское дело по иску к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области о возложении обязанности принять истца на службу,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 апреля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области принять на службу на должность не ниже должности начальника корпусного отделения дежурной службы.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Курганской области госпошлину в доход муниципального образования город Курган рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца Климонтова П.А., его представителя , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климонтов П.А. обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о возложении обязанности принять его на службу на должность не ниже должности начальника корпусного отделения дежурной службы, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указывал, что он был принят на службу начальником корпусного отделения дежурной части ФКУ ИЗ-45/1. Приказом был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с призывом на военную службу, демобилизован. в соответствии с п. 5 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" обратился в УФСИН России по Курганской области к начальнику отдела кадров с просьбой принять его на работу, где ему пояснили, что для подачи документов ему необходимо обратиться в ФКУ ИЗ-45/1. В этот же день обратился в указанное учреждение, где ему была выдана анкета. ему пояснили, что свободных мест нет и отказали в выдаче направления для прохождения ВВК, с чем он не согласился.
В ходе рассмотрения заявленные требования неоднократно изменял, в окончательном варианте исковые требования предъявил к УФСИН России по Курганской области и федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области), просил обязать УФСИН России по Курганской области принять его на службу на должность не ниже должности начальника корпусного отделения дежурной службы.
В судебном заседании истец Климонтов П.А. и его представитель исковые требования поддерживали.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области , действующая по доверенности, с иском не соглашалась, факт устного обращения истца в УФСИН России по Курганской области в не оспаривала, пояснила, что официально истец в УФСИН с заявлением о приеме на службу не обращался. ими был получен ответ из Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России (ФСИН России) об отказе в согласовании кандидатуры истца по вопросу приема на службу в уголовно-исполнительную систему без указания причин отказа. Ссылалась на Указание ФСИН России о приостановлении приема на службу в уголовно-исполнительную систему граждан на вакантные должности, представила письменный отзыв на иск, доводы которого поддерживала.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области , действующий по доверенности, иск не признавал, считал ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области ненадлежащим ответчиком, так как до увольнения в связи с призывом на службу у истца был заключен контракт с УФСИН России по Курганской области, он занимал офицерскую должность, имел офицерское звание.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что имеющиеся на момент обращения истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области вакантные должности, предполагали наличие у кандидата высшего образования. Уровень образования истца (среднее профессиональное образование базового уровня) не соответствовал имеющимся вакантным должностям, в виду чего истцу было предложено обратиться в УФСИН России по Курганской области. Официального обращения в УФСИН не зафиксировано. Имеющиеся в период обращения истца в федеральном казенном учреждении Лечебное исправительное учреждение N 3 (далее - ФКУ ЛИУ-3), федеральном казенном учреждении Исправительная колония N 6 (далее - ФКУ ИК-6) три вакантные должности требовали наличие среднего профессионального образования с медицинской специализацией, поскольку относились к медицинскому персоналу. Истец же имел среднее профессиональное образование базового уровня (специальность - юриспруденция). Считали, что никаких нарушений в действиях УФСИН России по Курганской области не допущено, поскольку с их стороны было направлено ходатайство и копия заключения о приеме истца на службу в уголовно-исполнительную систему, на которые получен отказ. Кроме того, считали, что судом при вынесении решения не было принято во внимание указание ФСИН России от , согласно которому прием граждан на службу на вакантные должности младшего, среднего, старшего начальствующего состава следует производить только по согласованию с ФСИН России, которое получено не было. Просили решение суда отменить.
В письменных возражениях Климонтов П.А. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда принято законно и обоснованно.
Представители УФСИН России по Курганской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Истец Климонтов П.А., его представитель в суде апелляционной инстанции доводы возражений на апелляционную жалобу поддержали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом мнения истца судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что в период с истец Климонтов П.А. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, с в ФКУ ИЗ-45/1 в должности начальника корпусного отделения, что подтверждено копией трудовой книжки , приказа УФСИН по Курганской области от , копией контракта от о службе в уголовно-исполнительной системе, послужным списком Климонтова П.А. (л.д. 5-6, 59,60,61-63).
Приказом УФСИН России по Курганской области от истец уволен по п. "н" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 в связи с призывом на военную службу (л.д. 4).
В соответствии со ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по следующим основаниям: по собственному желанию; по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 настоящего Положения; по выслуге срока службы, дающего право на пенсию; по окончании срока службы, предусмотренного контрактом; в связи с нарушением условий контракта; по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе; по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе; по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья; по служебному несоответствию в аттестационном порядке; за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины; за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел; в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу; в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", утвержденной приказом Минюста РФ от 06.06.2005 N 76, прекращение службы в уголовно-исполнительной системе оформляется приказом. Основаниями для досрочного расторжения контракта является: прекращение Сотрудником гражданства Российской Федерации, нарушение условий Контракта, сокращение штатов, состояние здоровья сотрудника, исключающее выполнение им обязанностей по занимаемой должности, служебное несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации, грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины сотрудником, осуждение за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу, иные основания, предусмотренные законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
Из материалов дела следует, не оспаривается ответчиком, что Климонтов П.А. после окончания военной службы по призыву, обращался в УФСИН России по Курганской области, подведомственные ему учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 1 (далее - ФКУ ИК-1), ФКУ ЛИУ-3, ФКУ ИК-6 по вопросу приема на службу в уголовно-исполнительную систему.
По результатам указанных обращений, со стороны ФСИН по Курганской области в адрес ФСИН России было направлено ходатайство и заключение о согласовании приема истца Климонтова П.А. на службу в уголовно-исполнительную систему, что признается ответчиком по делу.
Ответом ФСИН России от подтверждено, что вопрос приема на службу истца не согласован (л.д. 25).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации (ст. 3 указанного Закона).
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе, ст. 1 которого предусмотрена воинская обязанность в виде прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.
Поскольку право истца, как лица, уволенного с военной службы по призыву, на
поступление на работу в те же организации на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу закреплено указанной выше нормой, что не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции, судебная коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что действия ответчика являются незаконными, заявленные истцом требования обоснованными.
Оценивая Положение об УФСИН России по Курганской области, утвержденное директором ФСИН России от , в соответствии с которым назначение на должность и освобождение от должности начальников учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и заместителей, начальников других подведомственных учреждений и других должностных лиц в пределах штатного расписания производится начальником Управления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является УФСИН России по Курганской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанием ФСИН России от регламентировано, что прием на службу производится только по согласованию с ФСИН России, которое в указанном случае получено не было, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку данное указание последовало в , тогда как обращение истца по вопросу приема на службу имело место в , наличие вакантных должностей, соответствующих образованию истца и ранее занимаемой должности, после обращения истца за трудоустройством, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком не оспаривалось.
Отсутствие вакантных должностей, соответствующих уровню образования истца, на день рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не умаляет право истца на получение гарантий, закрепленных в ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, каждое в отдельности, а также в совокупности, и оценил их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 апреля 2013 года по иску к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области о возложении обязанности принять истца на службу оставить без изменения.
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Бурматова
Судьи: Н.А. Чернова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.