Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.
судей Аврамовой Н.В., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в 01 августа 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда от , которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.".
Заслушав доклад судьи областного суда Аврамовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в Курганский городской суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства посредством организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов. В обоснование заявленных требований указало, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: . В ходе проверки установлено, что на указанной территории обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы. Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вывоз, отсутствие условий для временного хранения твердых бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей в . По фактам нарушения санитарного законодательства Управлению Роспотребнадзора по Курганской области не представилось возможным установить лиц, способствующих организации указанной свалки. По информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по " земельный участок, расположенной напротив жилого дома по адресу: , находится в границах , относится к категории земель - земли населенных пунктов; к кадастровому кварталу ; правообладатели на данный участок отсутствуют. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит суд возложить на Администрацию г. Кургана обязанность устранить нарушения норм санитарного законодательства, а именно: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области , действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала, дав пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана , действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что несанкционированная свалка, наличие которой на указанной в иске территории не оспаривал, создана жителями прилегающих домов, которые и должны нести ответственность за надлежащее состояние прилегающей к их домовладениям территории и заключать договоры со специализированными организациями на вывоз мусора.
Курганским городским судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Администрация г. Кургана.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана указывает на вынесение судом решения без учета норм Правил благоустройства территории , утвержденных Решением Курганской городской Думы от , согласно п. 1, п. 4.2 ст. 3 которых физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки; обязаны выполнять благоустройство, обеспечивать содержание отведенной территории, объектов и элемента благоустройства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования пожарной безопасности, защиты прав потребителей) своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями; а содержание и уборку объектов благоустройства на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги - должны осуществлять собственники или пользователи данных территорий, жилых домов (п. 1.3 ст. 4 Решения Курганской городской Думы от ). Кроме того, собственники частных домов в силу ст. 8 вышеуказанного Решения Курганской городской Думы обязаны обеспечивать устройства площадок для мусоросборников или заключать договор на обращение с отходами с правообладателями таких площадок либо с организацией, обслуживающей данные площадки, и самостоятельно организовывать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и накопления отходов на специальные площадки либо заключать договор на вывоз отходов возчиками отходов. Администрация г. Кургана полагает, что несанкционированные свалки являются следствием неисполнения гражданами своих обязанностей, установленных Правилами благоустройства территории , а именно по вывозу бытовых отходов и созданию выбросом мусора самих свалок, что не учтено судом при вынесении решения. Поскольку документальных доказательств размещения несанкционированных свалок на территориях мест общего пользования Управлением Роспотребнадзора по Курганской области не предоставлено, Администрация г. Кургана полагает необоснованным вывод суда об ответственности Администрации г. Кургана за нарушение природоохранного законодательства в области обращения с отходами.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области выражает несогласие с доводами жалобы, полагает, что в материалах дела имеется информация ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "; Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана о том, что территория по адресу: , находится в границах ; расположена в кадастровом квартале , а правообладатели на данную территорию отсутствуют. Согласно представленных в материалы дела экспертных оценок ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " от и от (л.д. ), территория размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов находится вблизи жилого дома по адресу: , но не располагается на придомовой территории, вследствие чего собственники жилого дома не несут ответственность за уборку свалки твердых бытовых отходов, расположенных недалеко от жилого дома по указанному адресу.
Администрация города Кургана, являясь собственником земельного участка, где расположена свалка твердых бытовых отходов, и в силу положений Решения Курганской городской Думы от "Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в ", в соответствии с Уставом муниципального образования , утвержденным решением Курганской городской Думы от , в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а так же в соответствии с Целевой программой "Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на ." (далее - Программа), утвержденной Постановлением Администрации города от , должна исполнять обязанности по организации сбора, вывоза и переработки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования - . Ввиду невыполнения указанных полномочий суд обосновано возложил на Администрацию г. Кургана обязанность по устранению нарушений норм санитарного законодательства, в связи с чем оснований для отмены указанного решения не имеется.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации г. Кургана и Управления Роспотребнадзора по Курганской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя Администрации г. Кургана поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие и о поддержании изложенных в жалобе доводов.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть доводы апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , которой установлено, что на указанной территории обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. На данной территории, контейнерная площадка не оборудована, сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы.
Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вывоз, отсутствие условий для временного хранения твердых бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей в .
По фактам нарушения санитарного законодательства Управлению Роспотребнадзора по Курганской области не представилось возможным установить лиц способствующих организации указанной свалки. Сведений о наличии указанных лиц в судебное заседание не представлено и Администрацией г. Кургана.
В соответствии с повторно проведенной экспертной оценкой объекта - территории, прилегающей к частному жилому дому по адресу: , ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " от , установлено, что на момент обследования () на территории, находящейся вблизи жилого дома по адресу: , организована свалка твердых бытовых отходов, что не соответствует требованиям п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52 - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 24 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, утвержденного Решением Курганской городской Думы от "Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в " к полномочиям Администрации города Кургана относятся: организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; разработка и реализация комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе, создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности); осуществление контроля за соблюдением норм и правил в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, совместно с уполномоченными органами и организациями в соответствии с их компетенцией; определение уполномоченного органа по контролю за организацией работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; размещение муниципального заказа на организацию работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; информирование граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории ; привлечение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к участию в разработке органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения; осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Из информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по " (л.д. ) установлено, что земельный участок, расположенный напротив жилого дома по адресу: , относится к категории земель - земли населенных пунктов; к кадастровому кварталу ; правообладатели на данный участок отсутствуют. Указанный участок находится в границах . Данные обстоятельства не оспаривались представителем Администрации г. Кургана.
Таким образом, вопросы организации указанных видов деятельности отнесены к компетенции Администрации г. Кургана.
Суд правильно пришел к выводу о том, что указанные полномочия реализуются органом местного самоуправления - Администрацией города Кургана ненадлежащим образом.
Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Поскольку указанная несанкционированная свалка находится на территории муниципального образования вблизи жилого сектора, создавая тем самым угрозу окружающей природной среде и здоровью человека, требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, подлежат удовлетворению, так как сам факт существования свалки свидетельствует о ненадлежащей организации работ по сбору, вывозу, утилизации бытовых и промышленных отходов.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, подлежит возложению на Администрацию г. Кургана, и постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об ответственности в силу положений п. 1, п. 4.2 ст. 3, ст. 8 Правил благоустройства территории , утвержденных Решением Курганской городской Думой от за ненадлежащее содержание придомовой территории (на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории) собственников домовладений, суд полагает несостоятельными, ввиду недоказанности в силу ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанных обстоятельств представителем Администрации г. Кургана при рассмотрении дела судом. Согласно информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "; Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана территория по адресу: , находится в границах , расположена в кадастровом квартале :, правообладатели на данную территорию отсутствуют. Согласно представленной в материалы дела экспертной оценки ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в " от (л.д. ) территория размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположена вблизи жилого дома по адресу: , но не в пределах придомовой территории. Между тем с учетом требований указанного в решении суда федерального законодательства, Решения Курганской городской Думы от "Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в ", Устава муниципального образования , в силу положений ст. ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на Администрацию г. Кургана возлагается обязанность доказать нарушение домовладельцами, владельцами и пользователями отведенных придомовых территорий требований санитарного законодательства, в том числе установленных Правилами благоустройства территории , утвержденными Решением Курганской городской Думой от . Данных доказательств Администрацией г. Кургана суду не представлено.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерности принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курганского городского суда от оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: С.В. Тимофеева
Судьи: Н.В. Аврамова
Н.В. Шарыпова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.