Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации города Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 7 мая 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, расположенной напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (сокращенно - Управление Роспотребнадзора по Курганской области, или - Управление) обратилось в Курганский городской суд с иском к Администрации города Кургана об обязанности устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории напротив жилого дома по адресу: от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В обоснование исковых требований указано, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" проведена экспертная оценка территории, прилегающей к жилому дому по адресу: , в ходе которой напротив указанного жилого дома обнаружена свалка твердых бытовых отходов и мусора. На данной территории контейнерная площадка не оборудована; сбор, временное хранение, удаление твердых бытовых отходов не организованы.
Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вызов, отсутствие условий для временного хранения бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди жителей в .
По фактам нарушения санитарного законодательства Управлению Роспотребнадзора по Курганской области не представилось возможным установить лиц, способствующих организации указанной свалки.
Со ссылками на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", правила СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в соответствии с Решением Курганской городской Думы от 20.09.2006 N 266 "Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Кургане" организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям Администрации города Кургана.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Погольдина А.С. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Ходак Э.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил оставить исковое заявление без удовлетворения. Считал, что свалки созданы жителями прилегающих домов.
Курганским городским судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает, что при вынесении решения не были применены нормы Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденные Решением Курганской городской Думы N 211 от 14.11.2012, согласно которым физические лица должны обеспечивать содержание отведенной территории.
Полагает, что содержание и уборку объектов благоустройства на территории жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги - осуществляют собственники или пользователи данных территорий, жилых домов (п. 1.3 ст. 4 Решения Курганской городской Думы N 211 от 14.11.2012).
Ссылается на отсутствие документальных доказательств того, что несанкционированные свалки расположены на территориях мест общего пользования, то есть находятся на расстоянии более пяти метров от вышеуказанных домов.
Заявитель жалобы указывает, что собственники частных домов в силу ст. 8 Решения Курганской городской Думы N 211 от 14.11.2012 обязаны обеспечивать устройство площадок для мусоросборников или заключать договор на обращение с отходами с правообладателями таких площадок либо с организацией, обслуживающей данные площадки и самостоятельно организовывать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и накопления отходов на специальные площадки либо заключать договор на вывоз отходов с возчиками отходов.
По мнению автора жалобы, несанкционированные свалки являются следствием неисполнения гражданами своих обязанностей, установленных правилами благоустройства территории города Кургана, а именно по вывозу бытовых отходов и созданию выбросом мусора самих свалок.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От представителя Администрации города Кургана представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причине неявки суд не уведомил. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
В соответствии с п. 1, 8 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от , Управление организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 8 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Из материалов дела следует, что согласно экспертной оценке объекта от территория, расположенная напротив жилого дома по адресу: , не соответствует требованиям п.п. 2.1.1; 2.2.2. "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (л.д. 5-7).
Экспертной оценкой объекта от установлено, что на территории, находящийся вблизи жилого в , на расстоянии более 5 метров от дома, организована свалка твердых бытовых отходов, что не соответствует требованиям п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Судом также установлено, что земельный участок, расположенный в кадастровом квартале по относится к категории - земли населенных пунктов, находится в границах , сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно п. 24 ст. 16 Федерального закона от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения городских, сельских поселений и статьей 7 Федерального закона от N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
К вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Удовлетворяя иск, суд правильно не принял во внимание доводы ответчика о том, что решением Курганской городской Думы от утверждён Порядок сбора и вывоза отходов на территории г. Кургана. Изучив установленный ответчиком порядок и условия сбора и вывоза отходов в отношении пользователей индивидуальных жилых домов в г. Кургане, суд правомерно отметил, что организация сбора отходов поставлена под условием заключения гражданами, проживающими в домах индивидуальной застройки, возмездных договоров на предоставление таких услуг специализированной организацией. Между тем, отказ граждан от заключения договоров на предоставление услуг по сбору и вывозу бытовых отходов не освобождает орган местного самоуправления от обязанности организовать деятельность в области обращения с отходами на территории малоэтажной застройки в границах г. Кургана, поскольку решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено законом к вопросам местного значения.
На основании положений ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе установить собственникам жилых помещений плату за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и мусора, которые относятся к расходам по содержанию жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда и установленных обстоятельств дела не опровергают, основаны на избирательном толковании норм материального и процессуального права, исходя из процессуальной позиции стороны ответчика, без учёта установленных обстоятельств конкретного дела, в связи с чем не могут служить основаниями для требуемой заявителем переоценки исследованных доказательств.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, а также основаны на неверном толковании закона.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 7 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Тимофеева
Судьи Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.