Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи - председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Богдановой О.Н., Клепчи С.Н.,
при секретаре Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 г. гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (Управления Роспотребнадзора по Курганской области) к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства, организации работ по очистке территории по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 7 мая 2013 г., которым постановлено:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства: организовать работы по очистке территории, прилегающей к жилым домам по адресу: , и , а также территории напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства путем организации работ по очистке территории, прилегающей к жилым домам по адресу: и , а также территории напротив жилого дома по адресу: , от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указано, что на территории, прилегающей к жилым домам по адресу: и , а также территории напротив жилого дома по адресу: , обнаружены свалки твердых бытовых отходов. Контейнерные площадки на данной территории для сбора мусора не оборудованы, сбор, временное хранение и удаление твердых бытовых отходов не организованы. Земельные участки по и , на которых организованы свалка, относятся к кадастровому кварталу ; земельный участок по - к кадастровому кварталу . Указанные участки находятся в границах г. Кургана, правообладатели на участки отсутствуют. Полномочия ответчика по организации создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и по переработке бытовых и промышленных отходов в г. Кургане не реализуются должным образом.
В судебном заседании представитель истца Погольдина А.С., действующая по доверенности, на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Ходак Э.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что несанкционированное скопление твердых бытовых отходов организовано жителями прилегающих домов. Не оспаривал, что твердые бытовые отходы размещены в пределах территории муниципального образования г. Курган.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана выражает не согласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции при разрешении спора не применил Правила благоустройства территории г. Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. N 211, согласно которым ответственность за уборку прилегающей к жилому дому территории, за обеспечение устройства площадок для мусоросборников и заключение договора на вывоз отходов несет собственник жилого дома. Доказательств расположения несанкционированной свалки на территории мест общего пользования, то есть на расстоянии более чем 5 м. от жилых домов, в материалы дела не представлено. Также указывает, что несанкционированные свалки являются следствием неисполнения гражданами своих обязанностей.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Курганской области полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Администрации г. Кургана в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав доводы, изложенные в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Материалами дела установлено, что в ходе проведения проверок на предмет соблюдения санитарно-гигиенических требований и соответствия объекта обследования санитарным правилам и нормативам, проводимых специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области", на территории, прилегающей к жилым домам по в г. Кургане, а также напротив жилого дома по в г. Кургане было установлено наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора. На данных территориях контейнерные площадки не оборудованы, сбор и удаление твердых бытовых отходов не организованы.
На момент проведения проверок , в нарушение п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", на территориях, находящихся вблизи жилых домов по в г. Кургане, на расстоянии более 5 метров от домов, скопление твердых бытовых отходов не ликвидировано.
Статьей 51 Федерального закона от 10января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30марта1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона).
5 августа 1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, которые предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", названный закон регулирует отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона 24июня1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Положениями ч. 2 данной статьи установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
Пунктом 1.29. ч. 1 ст. 5 Устава г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28 февраля 2005 г. N 38, к вопросам местного значения г. Кургана относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Курганской городской Думы от 20 сентября 2006 г. N 266 утверждено Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, согласно ст. 2 которого к полномочиям Администрации города Кургана относится, в частности, организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; разработка и реализация комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане; организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе, создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности).
Возлагая на Администрацию г. Кургана обязанность по организации работ по ликвидации скопления твердых бытовых отходов, суд первой инстанции, с учетом анализа положений действующего законодательства, пришел к правильному выводу, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем принятия соответствующих мер по ликвидации свалки, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию г. Кургана, которая обязана принять меры по очистке территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов в рамках законодательно установленных полномочий.
Доводы жалобы о том, что обязанность по осуществлению работ по очистке территорий, расположенных напротив жилых домов по в г. Кургане, от несанкционированного скопления отходов, в соответствии с Правилами благоустройства территории г. Кургана, должна быть возложена на собственников или пользователей данных территорий, жилых домов, судебная коллегия полагает несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно Правилам благоустройства территории города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. N 211, устанавливающим, в том числе порядок и условия содержания и уборки объектов благоустройства владельцев индивидуальных жилых домов, содержание и уборку объектов благоустройства на территориях жилых домов индивидуальной застройки и прилегающих к ним территориях на расстоянии 5 метров по периметру от отведенной территории (в том числе тротуарах), а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги осуществляют собственники или пользователи данных территорий, жилых домов (п. 1.3 ч. 1 ст. 4 Правил).
Как установлено материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании со стороны представителя ответчика, несанкционированное скопление твердых бытовых отходов организовано на территориях, расположенных более 5 м. от домов по в кадастровых кварталах и и относящихся к границам муниципального образования г. Курган, в связи с чем обязанность по содержанию и уборке указанных в иске территорий не может быть возложена на собственников жилых домов индивидуальной застройки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. N 211, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе собственники и (или) лица, проживающие в жилых домах индивидуальной застройки, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны: обеспечивать в соответствии с действующим законодательством устройство площадок для мусоросборников или заключать договор на обращение с отходами с правообладателями таких площадок либо с организацией, обслуживающей данные площадки; очищать площадки для мусоросборников и прилегающую к ним территорию от мусора; не допускать переполнение мусоросборников и бункеров отходами; принимать меры по предотвращению возгорания отходов в мусоросборниках и бункерах, а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара; самостоятельно организовывать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и накопления отходов на специальные площадки либо заключать договор на вывоз отходов с возчиками отходов; не допускать образования несанкционированных свалок на отведенной и прилегающей территориях.
Вместе с тем, обязанность собственников и (или) лиц, проживающих в жилых домах индивидуальной застройки, принявших на себя в силу закона или договора обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, связанная с самостоятельной организацией вывоза и размещения отходов из мест их сбора и накопления, а также с заключением договоров на предоставление таких услуг специализированной организацией, не освобождает орган местного самоуправления от организации деятельности в области обращения с отходами в г. Кургане, поскольку решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прямо отнесено законом к вопросам местного значения.
С учетом изложенного, вывод суда о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных напротив дома по в г. Кургане, а также вблизи жилых домов по ул. в г. Кургане не противоречит закону и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, мотивированны и соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 7 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Катаев М.Ю.
Судьи: Богданова О.Н.
Клепча С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.