Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 1 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Кулаковой К.В. к Правительству Курганской области, Администрации Макушинского района Курганской области о возложении обязанности на Администрацию Макушинского района Курганской области предоставить Кулаковой К.В. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма по норме предоставления площадью не менее 15 кв. м на территории , соответствующее санитарно-техническим требованиям, возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилья Кулаковой К.В.
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Макушинского района Курганской области в интересах Кулаковой Ксении Вячеславовны удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение Администрация Макушинского района Курганской области предоставить Кулаковой , года рождения, по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение по норме предоставления площадью не менее 15 кв.м. на территории соответствующее санитарно-техническим требованиям.
Обязать Правительство Курганской области выделить денежные средства для приобретения жилья Кулаковой
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Макушинского района Курганской области обратился в Макушинский районный суд Курганской области в интересах Кулаковой К.В. с исковыми требованиями к Администрации Макушинского района Курганской области и Правительству Курганской области с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Макушинского района Курганской области проведена проверка соблюдения жилищных прав лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее. Кулакова К.В. является сиротой, поскольку её родители лишены родительских прав. После окончания МКОУ "Чулошенская основная общеобразовательная школа", Кулакова К.В. продолжила обучение в ГКОУ СПО "Макушинский медицинский техникум". В настоящее время Кулакова К.В. работает в 5 февраля 2013 г. Кулакова К.В. поставлена Администрацией Макушинского района Курганской области на льготную очередь для получения жилого помещения.
Согласно ст. ст. 5, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством данного субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими 18-летнего возраста или в случае приобретения полной дееспособности до совершеннолетия. С января 2013 года обязанность по обеспечению гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилого помещения возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации и является расходным обязательством субъекта. Статьей 2 Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в установленном порядке однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Приведенными нормами права установлено, что обеспечение жилым помещением производится по месту жительства лица, из числа детей-сирот по норме предоставления жилья, не ниже установленных социальных норм. Решением Макушинской городской Думы Курганской области от 24 ноября 2005 г. норма предоставления жилья лицам, из категории детей-сирот установлена не менее 15 кв. м для одного человека. Кроме этого, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Прокурор указывал, что Кулакова К.В. до настоящего времени жильем не обеспечена, обязанность по обеспечению истца жилым помещением, в силу пункта 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", должна быть возложена на Администрацию Макушинского района Курганской олбласти.
Порядок финансирования предоставления жилья лицам, из числа детей-сирот, определен Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству". Согласно данному порядку Финансовое управление Курганской области перечисляет Главному Управлению образования Курганской области субвенции для последующего их перечисления в бюджеты муниципальных образований в целях приобретения жилья. По информации Финансового отдела Администрации Макушинского района Курганской области по состоянию на 1 апреля 2013 г. денежные средства из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет Макушинского района не поступали. Денежные средства, поступавшие на указанные цели ранее, израсходованы в полном объеме, остатка нет.
На основании изложенного, прокурор Макушинского района Курганской области просил возложить на Администрацию Макушинского района Курганской области обязанность предоставить Кулаковой К.В. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма по норме предоставления площадью не менее 15 кв. м на территории Макушинского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям. Обязать Правительство Курганской области выделить денежные средства для приобретения жилья Кулаковой К.В.
Прокурор, поддерживающий иск, Абкадыров А.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, дав пояснения в соответствии с доводами иска.
Истец Кулакова К.В. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении просила рассмотреть иск без ее участия, на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации Макушинского района Курганской области, Саздыкова Г.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что субвенции для предоставления жилья лицам, из числа детей-сирот", Администрации Макушинского района Курганской области Правительством Курганской области не предоставлены.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, направил возражение на исковое заявление, в котором выразил несогласие с предъявленными к ним требованиям, считая их необоснованными.
Представитель третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства Администрации Макушинского района Курганской области Осина Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала, просила иск удовлетворить. Указала, что Кулакова К.В. не имеет жилого помещения по договору социального найма.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовал, в представленном отзыве на иск просил в удовлетворении требований иска отказать, дело рассмотреть без его участия.
Макушинским районным судом Курганской области 26 июня 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
Оспаривая судебное решение, Правительство Курганской области указывает в апелляционной жалобе, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда.
Отмечает, что в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма. Вышеупомянутым Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2013 г., было исключено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и лицам, из числа детей-сирот, и предоставление им жилых помещений по договорам специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий и причин, а также от наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом на получение жилья, и от соблюдения порядка очередности лиц, равной категории. Таким образом, право на внеочередное предоставление жилья исключено с 1 января 2013 г. и обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот производится в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Настаивает, что суд первой инстанции неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Ссылаясь на ст.ст. 1, 152, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 "О бюджетном процессе в Курганской области", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству" утверждает, что истец Кулакова К.В. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Кулаковой К.В. отсутствовали.
Отмечает, что возложенная судебным решением на Правительство Курганской области обязанность предоставить финансирование для предоставления жилья Кулаковой К.В. не может быть связана с обязанностью Администрации Макушинского района Курганской области по предоставлению истцу жилья по договору специализированного найма, поскольку Жилищный кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. При этом суд обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя, и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя и делает судебный акт недостаточно понятным.
Просит решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 июня 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кулакова К.В., представители Администрации Макушинского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, Сектора опеки и попечительства при МУ Отдел образования Администрации Макушинского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Кулакова родилась , её родителями являются и (паспорт, свидетельство о рождении, л.д. 8,9).
Решением Половинского районного суда Курганской области от 13 декабря 2005 г. родители лишены родительских прав в отношении дочери Кулаковой К.В. Постановлением Администрации Половинского района Курганской области от 1 августа 2005 г. ей назначен опекун - приходящийся ей старшим братом, проживающий по адресу: (л.д. 10, 11-12). Согласно справкам Обутковского сельского совета Макушинского района Курганской области, договор социального найма в отношении указанного жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, между Кулаковой К.В. и Администрацией Обутковского сельского совета Макушинского района Курганской области не заключался, квартиросъемщиком является (л.д. 20, 67).
В отношении жилого помещения по адресу: где ранее истец проживала с матерью, имеется заключение межведомственной комиссии Администрации Чулошненского сельского совета о признании непригодным для проживания (л.д.18).
По данным Макушинского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 10 декабря 2012 г. Кулакова К.В. собственником имущества на территории Макушинского района Курганской области не является (л.д. 16). Аналогичные сведения предоставлены в отношении истца Управлением Росреестра по Курганской области (л.д. 17).
Постановлением Администрации Макушинского района Курганской области от 5 февраля 2013 г., Кулакова К.В. принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д. 15, 22).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Кулаковой К.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Кулакова К.В. является нуждающейся в получении жилья, данный факт признан Администрацией Макушинского района Курганской области при постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Право на получение жилья истцом не реализовано, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей - сирот, жильем она не обеспечена, что нарушает её жилищные права и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в защиту прав Кулаковой К.В. в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Материалами дела подтверждается, что в отношении Кулаковой К.В. указанный порядок соблюден, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
С 1 января 2013 г. граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Кулаковой К.В. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Макушинского района Курганской области предоставления жилья Кулаковой К.В. судебная коллегия также считает необоснованным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее-орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ0) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из правового анализа приведенных выше норм закона следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Из материалов дела следует, что предоставленные из областного бюджета в 2012 году денежные средства для целей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 11608 тыс. руб. израсходованы в полном объеме. На 2013 год в бюджете Макушинского района Курганской области на данные цели предусмотрено 3288 тыс. руб. и по состоянию на 1 апреля 2013 г. и по состоянию на 26 июня 2013 г. средства из областного бюджета не поступали (л.д. 23, 56, 66).
Соответственно, суд первой инстанции, рассматривая спор по существу предъявленных требований, пришел к правильному выводу о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Макушинской районной думы Макушинского района Курганской области от 24 ноября 2005 г. N 28 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Макушино - не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 9).
Таким образом, с учетом наличия у Кулаковой К.В. права на получение мер социальной поддержки, признания ее нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются следствием фактически произведенной ответчиком переоценки доказательств по делу и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных истцами требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.