Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 августа 2013 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах Давыдовой С.В. к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности профинансировать предоставление жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Кургана удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Давыдовой по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение в , отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Давыдовой
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения Давыдовой С.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в Курганский городской суд Курганской области в интересах Давыдовой С.В. с исковыми требованиями к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения, которые впоследствии изменил, предъявив требования, в том числе, к Правительству Курганской области о финансировании предоставления жилья Давыдовой С.В.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, было установлено, что Давыдова С.В. 15 февраля 1991 года рождения относится к категории детей-сирот, поскольку ее родители лишены родительских прав. Постановлением Администрации города Кургана от 11 июля 2008 г. опекуном Давыдовой С.В. назначена её бабушка - , при этом за ней закреплено право проживания по месту регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем опекуну. В настоящее время Давыдова С.В. обучается в ГБОУ СПО "Курганский базовый медицинский колледж", с 25 августа 2009 г. поставлена на очередь в Администрации города Кургана для получения жилья, собственного жилья не имеет.
Со ссылкой на нормы Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", Постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", прокурор города Кургана просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность предоставить Давыдовой С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м. Просил возложить на Правительство Курганской области профинансировать предоставление Давыдовой С.В. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск Поляковская И.В. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Кургана Косованова Т.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что действующее законодательство Российской Федерации не предполагает внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и лицам, из числа данной категории граждан.
Истец Давыдова С.В., представитель ответчика Правительства Курганской области, представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Главного Управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовали, в представленных суду заявлениях на иск просили рассмотреть дело без их участия.
Курганским городским судом Курганской области 13 мая 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отмечает, что пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа данной категории граждан, не являющимся собственниками либо нанимателями жилых помещений, по достижении ими совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указывает, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а предоставление жилья производится согласно спискам, формирующимся на основании заявлений претендентов на получение жилья. С 1 января 2013 г. предоставление жилья детям-сиротам поставлено законодателем в зависимость от ряда причин и условий, в том числе - от соблюдения установленного порядка включения детей-сирот в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области, от наличия или отсутствия лиц, равной категории, обладающих аналогичным правом на получение жилья.
В связи с этим, по мнению автора жалобы, предоставление жилья детям-сиротам с 1 января 2013 г. связано исключительно датой включения истца в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории Курганской области, но данный довод необоснованно не принят во внимание судом первой инстанции. Нормы статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривают, что заявители должны доказать наличие нарушений их прав и свобод в результате бездействия органа местного самоуправления. Поскольку в рассматриваемой ситуации судом не было установлено, соблюден ли порядок включения истца в упомянутый список, имеется ли отказ уполномоченного органа во включении в список, ответчик полагает, что судом не установлен факт нарушения прав истца.
Настаивает, что с 1 января 2013 г. внеочередное предоставление жилья детям-сиротам исключено.
Считает, что требование прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Давыдовой С.В. не подлежало рассмотрению в рамках данного спора, поскольку затрагивает межбюджетные отношения и не относится к компетенции судов общей юрисдикции, находясь вне их подведомственности.
По мнению автора жалобы, суд необоснованно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия финансирования. Ссылаясь на ст. ст. 1, 140, 152, Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", утверждает, что истец Давыдова С.В. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Давыдовой С.В. отсутствовали.
Обращает внимание, что судом возложена на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилых помещений, без определения их конкретного перечня, что ставит исполнение судебного решения в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя.
Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители Администрации города Кургана, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Давыдова родилась , её родителями являются и (паспорт, свидетельство о рождении, л.д. 13,14).
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 11 июня 2008 г. и лишены родительских прав в отношении дочери Давыдовой С.В. (л.д.20-21).
Постановлением Администрации города Кургана от 11 июля 2008 г. N 3631, опекуном Давыдовой С.В. назначена её бабушка - за подопечной закреплено право проживания в жилом помещении, принадлежащем по адресу: (л.д. 15).
25 июня 2010 г. Давыдова С.В. окончила МОУ города Кургана "Средняя общеобразовательная школа N 38", в настоящее время обучается в ГОУ СПО "Курганский базовый медицинский колледж" (л.д.7-11).
Постановлением Администрации города Кургана от 1 февраля 2010 г. N 706, Давыдова С.В. принята на учет в Администрации города Кургана в качестве нуждающейся в получении жилья (л.д. 63-64).
В соответствии со справкой ГУП "Кургантехинвентаризация" от 17 августа 2009 г., N 1185, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 19 августа 2009 г., N 10631, уведомлением Управления Росреестра по Курганской области от 14 августа 2009 г., N 01/142/2009-144, Давыдова С.В. не имеет в собственности жилых помещений на территории Курганской области.
Право собственности на жилое помещение по адресу: , принадлежит (л.д. 34, 59).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Давыдовой С.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении. При этом новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Давыдова С.В. является нуждающейся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Кургана при постановке её на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Право на получение жилья Давыдовой С.В. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке она жильем не обеспечена. Данное обстоятельство является нарушением её жилищных прав и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельств и в силу приведенных выше норм права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о несоблюдении заявительного порядка включения Давыдовой С.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права автора жалобы и не могут являться основанием к отмене решения суда.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Давыдовой С.В. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерном возложении обязанности по финансированию расходов по предоставлению жилья на Правительство Курганской области, судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, доводы апелляционной жалобы в данной части несостоятельны и сводятся к переоценке доказательств по делу.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, с учетом наличия у Давыдовой С.В. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающейся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе относительно неподведомственности суду общей юрисдикции спора о возложении обязанности по финансированию предоставления жилья на Правительство Курганской области, являются следствием несогласия ответчика с выводами суда первой инстанции, и сводятся к переоценке доказательств по делу, основанной на субъективном, ошибочном толковании норм права ответчиками без взаимосвязи с иными нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.