Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 августа 2013 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Трунова В.В. к Администрации Шадринского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Трунова к Администрации Шадринского района Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и обязании профинансировать предоставление жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить Трунову по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Трунову
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Федоровской Н.М., полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в Шадринский районный суд Курганской области в интересах Трунова В.В. к Администрации Шадринского района Курганской области и Правительству Курганской области с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, которые впоследствии изменил.
В обоснование измененных исковых требований указал, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В ходе проверки было установлено, что Трунов В.В. года рождения относится к категории детей-сирот, поскольку его родители умерли. С 12 апреля 2012 г. он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2007 году Трунов В.В. окончил 9 классов МОУ "Катайская средняя общеобразовательная школа N 2", в настоящее время обучается в ГКОУ НПО "Профессиональное училище N 15" по специальности мастер общестроительных работ. Жилья у Трунова В.В. не имеется, ранее жилье за ним не закреплялось.
Со ссылкой на нормы статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 1, 2, 3, 4, 6, 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", прокурор просил возложить на Администрацию Шадринского района Курганской области обязанность предоставить Трунову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Шадринского района Курганской области, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 18 кв. м. также просил возложить на Правительство Курганской области обязанность профинансировать предоставление Трунову В.В. благоустроенного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Пильникова Е.В. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации Шадринского района Курганской области Мишарина Н.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, при этом, что у Администрации Шадринского района отсутствует специализированный жилой фонд, и финансирование для приобретения жилого фонда Правительством Курганской области не предоставлено.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района, представитель ответчика Правительства Курганской области, истец Трунов В.В., представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в судебном заседании не участвовали, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без их участия.
Шадринским районным судом Курганской области 29 мая 2013 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Правительство Курганской области и Финансовое Управление Курганской области, считая его незаконным.
В обоснование апелляционной жалобы Правительство Курганской области указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного решения.
Отмечает, что статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям-сиротам. С 1 января 2013 г. названным Федеральным законом, внеочередное предоставление жилья исключено и установлено, что обеспечение жильем детей-сирот и лиц, относящихся к данной категории граждан, производится путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения. Право на получение жилого помещения в таком порядке зависит от ряда условий и в том, числе, от соблюдения порядка очередности лиц, имеющих равные права на получение жилья.
Считает, что требование прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Трунову В.В. не подлежало рассмотрению в рамках данного спора, поскольку затрагивает межбюджетные отношения и не относится к компетенции судов общей юрисдикции, находясь вне их подведомственности. По мнению автора жалобы, суд необоснованно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия финансирования. Ссылаясь на ст. ст. 1, 152, Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы Закона Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Постановление Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 "Об утверждении Порядков расходования субвенций местным бюджетам из областного бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству", Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", утверждает, что истец Трунов В.В. не является участником межбюджетных отношений и определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относится к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что основания для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Трунову В.В. отсутствовали.
Обращает внимание, что судом возложена на Правительство Курганской области обязанность обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилых помещений, без определения их конкретного перечня, что ставит исполнение судебного решения в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя.
Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Финансовое Управление Курганской области в апелляционной жалобе выражает несогласие с оспариваемым судебным актом, также указывая на законодательное изменение с 1 января 2013 г. порядка обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, согласно которому жилье предоставляется из специализированного жилого фонда по спискам, сформированным на основании заявлений претендентов на получение жилья.
Считает, что судом необоснованно не было принято во внимание отсутствие подтверждений факта обращения Трунова В.В. в уполномоченные органы с заявлением о включении его в список для предоставления жилья.
Автор жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Правительства Курганской области по поводу необоснованного возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья Трунову В.В., утверждая, что данное требование прокурора затрагивает межбюджетные отношения. Рассмотрение споров по вопросам выделения средств из бюджета и их распределения не относится к подведомственности судов общей юрисдикции и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, не применимы к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане.
Полагает, что формулировка судебного решения о возложении обязанности профинансировать предоставление жилого помещения, не связана с возложенной на Администрацию Шадринского района обязанностью предоставления Трунову В.В. специализированного жилого помещения. Порядок формирования специализированного жилого фонда установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, жилые помещения данного фонда относятся к жилому фонду муниципального образования. Таким образом, суд возложил на Правительство Курганской области обязанность профинансировать приобретение жилья в собственность муниципального образования. Также, по мнению ответчика, судом не конкретизирован объем финансирования, что делает судебный акт неясным для исполнения.
Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 г. отменить, в удовлетворении исковых требований Трунова В.В. отказать.
Прокурор и Администрация Шадринского района Курганской области в возражениях относительно апелляционных жалоб полагают оспариваемое решение суда законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Трунов В.В., представители Администрации Шадринского района Курганской области, Финансового Управления Курганской области, Отдела опеки и попечительства при Администрации Шадринского района Курганской области, Главного Управления образования Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, представитель Правительства Курганской области просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На территории Курганской области действует Закон Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье".
Из материалов дела следует, что Трунов родился , его родителями являлись и (свидетельство о рождении, л.д. 12).
Отец Трунова В.В. умер , мать - (свидетельства о смерти, л.д. 13, 14).
В период с 15 мая 1997 г. по 31 августа 2007 г. Трунов В.В. воспитывался в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Катайский детский дом" (л.д. 80). В настоящее время обучается в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N 15" (л.д. 64).
Согласно справкам Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области от 22 июня 2012 г. N 7 и Шадринского городского филиала ГУП "Кургантехинвентаризация" от 4 апреля 2012 г. N 309, с Труновым В.В. на территории Шадринского района договор социального найма жилья не заключался, собственником недвижимого имущества на территории он не является (л.д. 81). Аналогичная информация предоставлена Управлением Росреестра по (л.д. 82).
С 12 апреля 2012 г. Трунов В.В. состоит на учете в Администрации Шадринского района Курганской области, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, с 11 февраля 2013 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района (постановления Администрации Шадринского района Курганской области л.д., 75, 79,).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенной нормы закона, суд первой инстанции обоснованно установил принадлежность Трунова В.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2013 г. предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Согласно статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По смыслу данной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении. При этом новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Трунов О.А. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией Шадринского района Курганской области при постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Право на получение жилья Труновым В.В. не реализовано, поскольку в установленном законом порядке он жильем не обеспечен. Данное обстоятельство является нарушением его жилищных прав и дает прокурору основания для обращения в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе, полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Пунктом 49 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" органы местного самоуправления, помимо прочего, наделяются полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 6.1 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" в случае непредставления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявления о включении в список уполномоченный орган принимает меры по включению указанных лиц в список.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и в силу приведенных выше норм права, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы Финансового управления Курганской области о несоблюдении заявительного порядка включения Трунова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях основаны на субъективном толковании норм материального права автора жалобы и не может являться основанием к отмене решения суда.
С 1 января 2013 г. граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств, а именно: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, довод апелляционных жалоб об отсутствии правового основания для внеочередного предоставления жилья Трунову В.В. несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Доводы апелляционных жалоб Правительства Курганской области и Финансового Управления Курганской области о неправомерном возложении обязанности по финансированию расходов по предоставлению жилья на Правительство Курганской области, судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012 г. N 83 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 2).
Порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанному порядку, органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области (далее по тексту - орган местного самоуправления), на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Следовательно, на органы местного самоуправления Курганской области вновь возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, частями 1, 2, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Органам местного самоуправления на основании закона субъекта Российской Федерации могут быть делегированы отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2007 г. N 633 (в редакции от 12 ноября 2012 г. N 534, от 12 февраля 2013 г. N 43).
В соответствии с пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 (в редакции от 26 декабря 2012 г. N 83, от 26 декабря 2012 г. N 90) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. N 67 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
Из системного анализа приведенных выше норм права следует, что в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на них должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставления жилого помещения.
Согласно справке Финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области от 29 мая 2013 г. N 83, в бюджете Шадринского района Курганской область на 2013 год предусмотрена целевая финансовая помощь из областного бюджета для обеспечения жильем детей-сирот в сумме 7624 тыс. руб. По состоянию на 29 мая 2013 г. субвенция в бюджет района не поступала (л.д. 29-30, 66).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жильем детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, должна быть возложена обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, является правомерным, доводы апелляционных жалоб в данной части несостоятельны и сводятся к переоценке доказательств по делу.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Шадринской районной Думы Курганской области от 26 апреля 2012 г. N 35 норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договору социального найма на территории Шадринского района Курганской области установлена в размере не менее 18 кв. м общей площади жилого помещения (л.д. 62).
Таким образом, с учетом наличия у Трунова В.В. права на получение мер социальной поддержки, признания истца нуждающимся в получении жилья, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах относительно не подведомственности суду общей юрисдикции спора о возложении обязанности по финансированию предоставления жилья на Правительство Курганской области являются следствием несогласия ответчиков с выводами суда первой инстанции, и сводятся к переоценке доказательств по делу, основанной на субъективном, ошибочном толковании норм права ответчиками без взаимосвязи с иными нормами права, регламентирующими спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора по существу предъявленных требований в полной мере произвел оценку представленных по делу доказательств, всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, п. 1 абз. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 29 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.